Военный университет им можайского. Студенческая гребная лига

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Войск воздушно-космической обороны, других видов и родов Вооруженных Сил, а так же силовых ведомств РФ.

В настоящее время Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации.

Образование, которое получают выпускники в Военно-космической академии, в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы.

В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям , многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.

Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Войск воздушно-космической обороны, проводить научные исследования в интересах Войск воздушно-космической обороны России, которые располагают самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют от офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.

Вся система учебной, научной и воспитательной работы командования академии и профессорско-преподавательского состава подчинена тому, чтобы выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского обладал высоким интеллектом, имел необходимые моральные качества, высокую общую культуру, сформировал у себя такую систему ценностей и идеалов, которая позволила бы ему добросовестно и успешно выполнять свой воинский долг.

Выпускники академии – специалисты по ракетно-космическим комплексам, решают оборонные задачи государственного уровня, многочисленные прикладные и фундаментальные научные проблемы, обеспечивают эксплуатацию космических аппаратов и ракет-носителей.

Среди выпускников академии:

  • генерал-полковник Владимир Поповкин, занимавший должность заместителя министра обороны РФ – начальника вооружения Вооруженных Сил РФ,
  • генерал-лейтенант Станислав Суворов – председатель Военно-научного комитета ВС РФ – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ.
  • Первый представитель Космических войск, совершивший полет на международную космическую станцию, Герой Российской Федерации летчик-космонавт полковник Юрий Шаргин

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского в 2015 году провела набор курсантов по всем специальностям подготовки общей численностью в среднем 1680 человек из расчета:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (г. Санкт-Петербург) – в среднем 1210 человек, из них по программам высшего профессионального образования – порядка 1150 человек, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 50, по программам среднего профессионального образования – порядка 60 человек.
  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (филиал, г. Ярославль) – в среднем 470 человек по программам высшего профессионального образования, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 20 человек.

Основные подразделения:

  • Факультет конструкции летательных аппаратов.
  • Факультет систем управления ракетно-космических комплексов.
  • Факультет радиоэлектронных систем космических комплексов.
  • Факультет наземной космической инфраструктуры.
  • Факультет сбора и обработки информации.
  • Факультет информационного обеспечения и вычислительной техники.
  • Факультет топогеодезического обеспечения и картографии.
  • Факультет средств ракетно-космической обороны.
  • Факультет автоматизированных систем управления войсками.
  • Специальный факультет.
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации.
  • Факультет среднего профессионального образования.
  • Общеакадемические кафедры (18 кафедр).
  • Военный институт (научно-исследовательский).
  • Магистратура (офицерские курсы).

Учебные центры:

  • Учебный центр ЗРВ (г. Гатчина).
  • Центр подготовки специалистов РТВ (г. Владимир).

Подразделение обеспечения:

  • База обеспечения учебного процесса (пос. Лехтуси, Ленинградская область).

Военно-космическая академия имени Александра Федоровича Можайского - старейший военный ВУЗ страны. Датой его рождения принято считать Указ Петра Первого от 16 января 1712 года о создании в России военной инженерной школы, которая положила начало формированию системы подготовки инженерных и технических кадров для Российской армии.
Сегодня Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского является политехническим вузом Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет подготовку высококвалифицированных офицеров с высшим военно-специальным образованием для Космических войск, других родов, видов ВС и силовых ведомств Российской Федерации. В академии реализуются программы высшего военного и высшего военно-специального образования.

Обучение в академии осуществляется в четырех институтах и на шести факультетах:
- Военном институте академии (Топографическом),
- Пушкинском Военном институте академии (систем и средств обеспечения войск),
- Московском военном институте радиоэлектроники Космических войск (г. Кубинка Московской области),
- Череповецком военном инженерном институте радиоэлектроники,
- факультете "Конструкций ракет-носителей и космических аппаратов",
- факультете "Систем управления и вычислительной техники,
- факультете "Радиоэлектроники",
- факультете "Инженерно-техническом",
- факультете "Сбора и обработки информации»",
-факультете "Автоматизированных систем управления и связи".
Окончившим академию присваивается воинское звание "лейтенант".
29 августа 1998 г. постановлением Правительства РФ № 1009 "О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" Военная инженерно-космическая академия имени А. Ф. Можайского преобразована в Военный инженерно-космический университет.
16 сентября 1998г. приказом Министра обороны РФ № 417 Военная инженерно-космическая академия имени А. Ф. Можайского преобразована в Военный инженерно-космический университет.
В августе 2002 г. Военный инженерно-космический университет имени А. Ф. Можайского преобразован в Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского.

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского является одним из самых популярных ВУЗов Министерства Обороны России у тысяч абитуриентов ежегодно. В основном здесь готовят кадры для ВКС (Военно-космические силы) Российской Федерации. Однако и другие ведомства МО РФ обзаводятся квалифицированными кадрами, выпускниками академии Можайского.

История

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского это по праву одно из старейших военных учебных заведений России. Точкой отсчёта истории стало 16 января 1712 года, когда по указу Петра Великого была сформирована Инженерная школа, ставшая первым в истории страны военным образовательным учреждением с политехнической программой обучения.

С 1758 года школа стала называться Артиллерийской и инженерной дворянской школой, а с 1762 года Артиллерийским инженерным шляхетным корпусом. В 1800 году после реорганизации корпус стал Вторым кадетским. Подобная структура сохранялась вплоть до начала 20 века.


Эмблема Военно-космической академии им. Можайского

31 января 1910 года произошло ключевое в истории учебного заведения событие. Император Николай II в своём Высочайшем повелении дал корпусу имя царя Петра. С 1912 года корпус стал называться Вторым кадетским имени Петра Великого. Впрочем, история корпуса с таким названием продолжилась недолго. Революция 1917 года стала новой вехой в истории.

Новое правительство Советской Республики пыталось реформировать все кадетские корпуса, а в планах на будущее рассматривался вариант полного отказа от действующей системы подготовки военных кадров. С 14 ноября 1917 года по приказу военного комиссара по военным и морским делам прием новобранцев в корпус был прекращен.

В 30-е годы в пустующих зданиях корпуса разместили Военно-теоретическую и Военно-техническую школу Красного воздушного флота. В этих двух школах начали готовить офицеров для Военно-воздушных сил СССР. В те времена Военно-техническая школа стала лучшим в стране авиационно-техническим учебным заведением. С 1934 года школа стала называться Курсами усовершенствования технического состава РККА имени К. Е. Ворошилова. После реорганизации в 1938 году Курсы переименованы в Первое Ленинградское военно-авиационное техническое училище имени К. Е. Ворошилова.

Военно-теоретическая школа, которая также находилась в одних зданиях с Военно-технической школой, стала Пятой военной школой техников по вооружению ВВС Красной Армии в 1933 году. С 1938 года школа реорганизована во Второе Ленинградское военное авиационное училище.


В Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского успешно обучаются девушки-курсанты

27 марта 1941 года была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны из Ленинграда академия была передислоцирована в Йошкар-Олу. За время войны учебное заведение подготовило более двух тысяч инженеров военной авиации. За заслуги перед страной военно-воздушная академия была награждена Орденом Красного Знамени в 1945 году, одновременно с этим академия вернулась в разрушенный после войны Ленинград. Академия была размещена в зданиях, ранее занимаемых авиационными училищами. Во время военных действий здесь размещался госпиталь и складские помещения.


В 1945 году Военно-воздушная академии была награждена Орденом Красного Знамени

С 1955 года академии присвоено имя А. Ф. Можайского, человека, создавшего первый отечественный летательный аппарат. После формирования РВСН (ракетные войска стратегического назначения) академия вошла в их состав и занималась подготовкой квалифицированных кадров для ракетных и первых космических частей.

В период с начала 60-х и до середины 90-х учебное заведение неоднократно меняло название, однако специализация по подготовке инженеров разных специальностей оставалась неизменной. На сегодня Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского продолжает готовить военных инженеров для ВКС России и других военных ведомств.


Торжественный марш курсантов в Военно-космической академии

Структура института

Военная академия готовит кадры на 12 основных факультетах:

  1. Конструкция летательных аппаратов.
  2. Система управления РКК и информационно-технического обеспечения.
  3. Радиоэлектронные системы космических комплексов.
  4. Инженерное и электромеханическое обеспечение.
  5. Сбор и обработка информации.
  6. Специальные информационные технологии.
  7. Топогеодезическое обеспечение и картография.
  8. Средства ракетно-космической обороны.
  9. Автоматизированные системы управления войсками.
  10. Специальный факультет.
  11. Переподготовки и повышения квалификации.
  12. Среднее профессиональное образование.

Кроме того, действует 16 общеакадемических кафедр, научно-исследовательский институт и магистратура.

Учебно-материальная база

Институт располагает достаточной материальной и учебной базой для подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований военной службы и установленным программам обучения.


Присяга курсантов Военно-космической академии им. Можайского

Для получения практических навыков по общевойсковым, тактическим и специальным дисциплинам предусмотрена полевая учебная база. Общевойсковая и физическая подготовка проводится на специальной базе, которая включает следующие объекты:

  • строевой плац;
  • учебный караульный городок;
  • полоса препятствий;
  • стрелковый тир;
  • спортзал;
  • стадион.

В планах на ближайшее будущее постройка собственного плавательного бассейна.

ВУЗ постоянно внедряет в образовательный процесс новейшие технологии на основе различных форм обучения:

  • систем вопросов и ответов;
  • лабораторных работ с практическим применением сетевых технологий;
  • электронных учебников;
  • компьютерных тренажеров;
  • методических пособий;
  • различных систем связи и поддержки.

В Академии ведётся серьезная работа по модернизации штатных единиц вооружения с помощью новейших средств вычисления. Каждый курсант может рассчитывать на обеспечение основной учебной и учебно-методической литературой, пособиями и другими средствами осуществления полноценного образовательного процесса для любых программ обучения, действующих в военной академии. Библиотечный фонд института составляет более 700 тысяч экземпляров различной учебной литературы, из которых более 300 тысяч это учебно-методические пособия.


Большой вклад в обучение и воспитание курсантов вносят преподаватели из числа офицеров

Условия поступления
Для обучения в институте по полной программе военно-специальной подготовки могут претендовать лица со средним общим образованием и отвечающие следующим критериям:

  1. Не проходили военную службу.
  2. Возраст от 16 до 20 лет.
  3. Проходившие военную службу или военнослужащие, проходящие срочную службу по призыву в возрасте до 24 лет.
  4. Военнослужащие, проходящие контрактную службу (за исключением офицеров) до 27 лет.

По программе средней военно-специальной подготовки рассматриваются кандидаты, получившие общее среднее образование в возрасте до 30 лет.

  • паспорт;
  • военный билет;
  • результаты ЕГЭ;

Курсанты на факультете «Проектирование и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

Приёмная комиссия оценивает каждого кандидата на поступление по следующим критериям:

  • состояние здоровья;
  • профпригодность на основе психологического, психофизического и психоэмоционального исследования;
  • уровень физической подготовки;
  • результаты Единого Государственного экзамена.

Для возможности принятия участия в конкурсном отборе абитуриенты должны предоставить:

  • паспорт;
  • военный билет;
  • аттестат о полном среднем образовании;
  • диплом о получении среднего профессионального образования (если есть);
  • результаты ЕГЭ;
  • сведения о достижениях в учебе.

Военнослужащие подают рапорт на имя командира. К заявлению или рапорту прилагается:

  • копия свидетельства о рождении и паспорта;
  • автобиография;
  • характеристика (с места учебы, службы, работы);
  • копия документов об имеющемся образовании;
  • служебная карточка военнослужащего;
  • копия документа о присвоении спортивного разряда или звания;
  • фотографии установленного образца.

После прохождения предварительного отбора в институт отправляют необходимые документы, включая данные медицинского освидетельствования, психологического отбора и личные дела (для военнослужащих по контракту). На основе полученных документов приемная комиссия ВУЗа проводит отбор кандидатов для прохождения профессионального отбора. Допущенные к профессиональному отбору граждане должны явиться в институт со всеми документами.


По завершении обучения выпускнику присваивается воинское звание с присвоением квалификации «техник»

Профессиональный отбор проводится приемной комиссией и включает следующие мероприятия:

  • определение годности для поступления по состоянию здоровья;
  • определение категории профпригодности на основе психологического и физического исследования;
  • оценку уровня подготовки в общеобразовательных дисциплинах;
  • оценку профессиональной подготовки на основе дополнительных испытаний;
  • оценку физической подготовки.

По результатам профессионального отбора кандидатов делят на 4 категории:

  1. Рекомендуется в первую очередь.
  2. Рекомендуется.
  3. Рекомендуется условно.
  4. Не рекомендуется.

Кандидаты, получившие категорию «не рекомендуется» считаются не прошедшими отбор. Все кандидаты проходят общее физическое испытание, состоящее из бега на 100 метров, бег на 3000 метров и плавание на 100 метров. Для девушек подтягивание на перекладине заменяется подъемами туловища из положения лёжа за одну минуту, а расстояние при беге сокращается до 100 метров и 1000 метров, соответственно. Для более подробной информации о порядке проведения подготовительного и профессионального отбора, дополнительных испытаниях и условиях зачисления в институт рекомендуется посетить официальный сайт учебного заведения.


Бытовые условия

На время обучения курсанты проживают в казармах. Для жизни курсантов всё приспособлено вполне приемлемо. В казармах регулярно проводится уборка и ремонтные работы. На территории академии работает столовая, где, судя по отзывам неплохо, кормят три раза в день.

Академия находится в культурной столице России Санкт-Петербурге, поэтому сотрудничает со многими музеями, театрами, на таких мероприятиях курсанты частые гости. Особенно это актуально для тех, кто приехал учиться из глубинки. Когда ещё представится возможность провести культурный досуг в Питере.

Символика Академии имени Можайского

Академия Можайского это военный ВУЗ в Санкт-Петербурге, серьёзный и весьма популярный среди абитуриентов. Её отличительная особенность — здесь готовят кадры для прежде всего для воздушно-космических сил. Но и остальные роды войск, и силовые ведомства, также черпают кадровый резерв из этих стен.

Стоит ли нацеливаться на Можайку? Давайте разберёмся.

В этой статье я не буду описывать официальные регалии Академии, количество студентов и преподавателей, факультеты. Всё это вы сами сможете найти на официальном сайте. Меня интересует другое — стоит ли вообще поступать в Можайку, за и против этого решения.

Итак, вас ждут:

Высокий конкурс

Упрощённо считайте, что на любой факультет конкурс примерно 2 человека на место, немногим больше или меньше.

Конкурс в Можайку:

  • Для девушек — 10 человек на место
  • для мальчиков 1,5 — 3,5 (в среднем 2) человека на место.

Обратите внимание: среди девушек конкурс 10 человек на место. И с каждым годом девушек на вступительные испытания приходит всё больше.

На каком факультете самый большой конкурс?

Как ни странно, на факультет СПО (3,5 чел. на место). СПО — факультет среднего профессионального образования, со сроком обучения 2 года и 10 месяцев. Как сказали бы на гражданке, ПТУ. После него идут служить в должностях геодезиста или топогеодезиста, техником, начальником расчета и смены. И всё это в звании прапорщика. Согласитесь, родителям этих деток мечтается о чём-то большем.

Администрация Академии предлагает не зацикливаться на всех этих цифрах, а сосредоточиться на самом поступлении. Думать о собственных баллах, а не о количестве поданных заявлений в расчёте на место.


С какими баллами по физо (физподготовке) реально поступить?

При поступлении самое важное — категория профпригодности. По ней ранжируются места в конкурсном списке, и суммы баллов по ЕГЭ и ФП не влияют так сильно. Реально для юношей возможно поступление с баллами по физо от 25 до 100, а вот для девушек надо больше, ибо конкурс выше.

При поступлении сдают три упражнения:

  • Юноши — бег по пересеченной местности на 3 км, бег 100 метров и подтягивание.
  • Девушки — бег 1 км, 100 м и подъём туловища из положения лёжа.

Максимально на физподготовке можно получить 100 баллов, если по результатам 3-х упражнений получить от 195 до 300 баллов (оценка складывается по всем трём упражнениям). С другой стороны, можно поступить и с минимальными баллами — для физ подготовки это 25 баллов.

С какими баллами по ЕГЭ реально поступить?

На самом деле для поступления может быть достаточно, чтобы баллы ЕГЭ дотянули до нижней границы. Это:

  • русский язык 36
  • физика 36
  • математика 27
  • география 37

Почему так? Определяет ваши итоговые результаты прежде всего категория профпригодности. Если вы получили категорию (самую лучшую), то опередите в списках тех ребят, у кого ЕГЭ сильно лучше.

Но и это ещё не всё. Поступающих ждёт психолог и его тестирование.

Тестирование

Тесты делятся на группы. Обязательно будут тесты, направленные на выявление личностных особенностей человека (проверят уровень уравновешенности, нормальность — всё-таки оружие в руки дадут) и мотивационные тесты (на желание служить в армии и подчиняться дисциплине, начальству и уставу).

Если у абитуриента есть личные достижения — например, значок ГТО, призовые места в местных олимпиадах, спортивные разряды и т.д. — здесь нужно показать документы и включить сведения в анкету. Эти достижения не дают баллов непосредственно к ЕГЭ, но влияют на прохождение и результаты тестирования у психолога.

Строгий отбор и последующие трудности

Приготовьтесь к трудностям разного рода. Они связаны и с военным обучением вообще, и с Можайской Академией в частности.

Ограничения при поступлении

Например, часто дети сдают физподготовку под дождем, и если кто заболевает, то может не пройти медкомиссию (ВВК), у которой есть сроки работы (можете просто не успеть выздороветь).

Или ребенок едет с небольшим плоскостопием, а медкомиссия добавляет ему диагноз артроз — и всё, он не годен.

После зачисления, курсанты курсанты также столкнутся с массой ограничений своей свободы. И к этому нужно быть морально готовыми заранее.


Присяга 2017 в Академии Можайского
  • После сдачи экзаменов и тестов, и до начала обучения, курсантов домой уже не отпускают.
  • На вступительном отборе спартанские условия проживания (почти ежедневные дожди и дырявые палатки, душ тёплый раз в неделю, воровство личного и ценного).
  • Ограничено пользование соцсетями и общение в интернете.
  • Курсантам Академии Можайского запрещено управлять автомобилем на весь период обучения в Академии.

Достаточно, или нужно ещё? Поверьте, ограничений будет много, начиная с причёсок и привычек в поведении.

Прививки

В России есть национальный календарь прививок, где прививать начинают грудничков ещё в роддоме.

При поступлении в Можайку (как, впрочем и в любой другой военный ВУЗ) у абитуриента должна быть прививочная карта с отметками обо всех прививках, положенных по календарю. Если их нет — делайте, и чем скорее тем лучше, ибо многие прививки требуют повторной вакцинации.

Без прививок вас не примут (признают негодными к поступлению), и неважно то ли вы были аллергиком, то ли мама по идейным соображениям отказалась от прививок.

Отчисления по дисциплине

Возможны ли шалости и непослушание? При хорошей успеваемости могут отчислить только за поведение. И кстати, по словам курсантов, в последние годы принято отчислять за любую провинность. Сами понимаете, как это будет обидно.

С другой стороны, у обучения здесь масса плюсов.

Плюсы Академии Можайского

Большой выбор специальностей

По всем программам здесь порядка 40 специальностей, по которым производится подготовка, удовлетворят даже разборчивого школьника. А про военно-космический флот, кузницей кадров для которого является Можайка, даже говорить нечего. В общем, каждый найдёт специальность по душе.

Для примера — специальности подготовки специалитета.


Специальности для специалитета, Можайка, 2018

Реально поступить без блата

Без блата поступить вполне реально. Нужно просто хорошо сдавать вступительные испытания, и демонстрировать достойные личностные качества (роль психолога при отборе действительно важна, не для галочки).

По словам одного из отцов абитуриентов, поступавших в 2017, если бы была возможность замолвить словечко, то он бы обязательно воспользовался, но такой не было, и сын вполне успешно поступил сам.

Качество образования

Большинство выпускников, в том числе последних лет, довольны своим образованием.

Хорошая академия и одна из немногих где учат чему надо! Но очень жёсткая дисциплина, отчисляют за любой промах!

Отзыв курсанта 2017 года

У выпускников есть реальная возможность дослужиться до высоких чинов и должностей. Например, среди выпускников — бывший заместитель министра обороны (Владимир Поповкин), известный лётчик-космонавт (Юрий Шарыгин), генерал-лейтенант и начальник Генерального штаба (Станислав Суворов) и многие другие известные лица.

В качестве старта карьеры — все выпускники получат распределение для службы на офицерской должности.

Как видите, есть с чего начать и куда стремится.

Бытовые условия

Вовремя основного обучения курсанты живую в казармах. Условия жизни вполне приемлемые, всё чистенько, приспособлено для жизни.


Академия Можайского. Казарма

Хорошая столовая (кормят по отзывам вполне прилично), казармы с ремонтом.


Столовая в Академии имени Можайского, Санкт-Петербург

Представленные фото из официальных материалов Академии демонстрируют, с чем придётся столкнуться курсантам.

Культурный досуг

Не забывайте, что это Санкт-Петербург, культурная столица России. Академия «дружит» со всякими музеями-выставками-театрами, и учащиеся регулярно и организованно посещают культурные места.

В общем, чадо не только получит военную специальность, но и будет с культурным досугом в Питере, что особенно может заинтересовать ребят с глубинки (ну и их родителей).

Резюме

Не будем принимать в расчёт тех, кто негативно относится к армии и военному образованию, и кого не не приняли, или отправили домой уже с обучения. Остальные отзывы о Можайской Академии в основном позитивны.

Если отзывы абитуриентов и курсантов Можайки суммировать, то получается следующая картина.

Позитивно отзываются о:

  • качестве образования
  • казармах и условиях быта
  • культурно — организованном досуге

Нейтрально или хорошо:

  • питание

Негативно:

  • жёсткий отбор при поступлении
  • плохие бытовые условия в лагере для поступающих
  • слишком строгая дисциплина, с отчислением за провинности
  • старая часть материальной базы для обучения

Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, с чем придётся столкнуться.

Если вам нравится Питер, вы выбрали для себя военную карьеру, и лежит к душе один из факультетов Можайки — дерзайте. Тем более, что вы сможете поступать в другой ВУЗ параллельно, или поступать уже учась на гражданке — при поступлении спросят копию аттестата, подлинник можно будет забрать и привезти после приказа.

6 января 1712 года Пётр I издал указ о создании Военной инженерной школы в Москве. Сейчас это Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, которая готовит офицеров для Космических войск ВКС Минобороны России. К дню рождения Академии портал «Слово и Дело» подготовил исторически

16 января 1712 года Пётр I издал указ о создании Военной инженерной школы в Москве. Через семь лет школа была переведена в новую столицу – Санкт-Петербург. За более чем трёхвековую историю это заведение несколько раз меняло название и направление деятельности. Сейчас это Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, которая готовит офицеров для Космических войск ВКС Минобороны России. К дню рождения Академии портал «Слово и Дело» подготовил исторический очерк.

Интересно, что сам отец российского самолётостроения Александр Фёдорович Можайский (1825-1890) никакого отношения к академии не имеет. Он закончил Морской кадетский корпус и всю жизнь служил во флоте, дослужившись до звания контр-адмирала. Можайский был талантливым морским инженером – по его чертежам было построено несколько кораблей. Самолёт он построит, будучи уже в отставке.

При императрице Елизавете Петровне Инженерная школа объединяется с артиллерийской школой, а объединённое учебное заведение получает название Артиллерийская и Инженерная шляхетская школа. При Екатерине II она преобразуется в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус.

Выдающиеся выпускники

Среди выпускников школы есть выдающиеся исторические личности

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747-1813)

Пожалуй, наиболее выдающимся выпускником этого учебного заведения является полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Отец его Илларион Матвеевич преподавал в этой школе артиллерийские науки. Природный талант позволили Михаилу Илларионовичу пойти полный курс за полтора года вместо положенных трёх. После выпуска он остаётся в школе, где преподаёт математику. Военные заслуги Кутузова хорошо известны, а подробное их изложение заняло бы несколько томов.

Фёдор Фёдорович Буксгевден (1750-1811)

Фёдор Фёдорович Буксгевден, ещё будучи кадетом, участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 годах, где отличился в бою под Бендерами. Затем он прошёл русско-шведскую войну 1788-1790 годов. Участвовал в польской кампании 1793-1794 годов в должности командира пехотной дивизии. В битве при Аустерлице смог вывести своё подразделения из окружения. В 1808-1809 годах во время последней в истории русско-шведской войны Фёдор Фёдорович уже командует всей действующей армией и присоединяет к России Финляндию.

Пётр Петрович Коновницын (1764-1822)

Участник Отечественной войны 1812 года граф Пётр Петрович Коновницын дослужился до должности военного министра. Во время Отечественной войны Кутузов назначил Коновницына дежурным генералом штаба русской армии. Вся боевая переписка Кутузова с подчинёнными ему военачальниками проходила через Петра Петровича. Вот так два выпускника прославленного военного училища и на войне оказались бок о бок.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834)

Сын бедного помещика Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) благодаря природным дарованиям и прекрасному образованию в будущей Можайке сделал блестящую военную карьеру от кадета до военного министра, в должности которого он пребывал с 1808 по 1810 годы. Аракчеев отлично организовал снабжение армии, без которого были бы невозможны победы в русско-шведской войне 1808-1809 годов и в Отечественной войне 1812 года. Алексей Андреевич беспощадно боролся со взятками в своём ведомстве, немедленно увольняя провинившихся. Понятное дело, что этим он нажил множество врагов, которые придумали термин «аракчеевщина». На самом деле Аракчеев был талантливейшим организатором и одним из самых эффективных администраторов в отечественной истории.

Александр Дмитриевич Засядко (1774-1837)

Но не только ратными подвигами и организационной работой прославляли свою альма-матер выпускники Артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса. В их активе есть и важные изобретения. Один из выпускников Александр Дмитриевич Засядко положит начало отечественному ракетному делу. Ракеты конструкции Засядко летали на 6 км, а английские – только на 2700 метров. Он также изобрёл прообраз знаменитой Катюши – установку, которая могла выпустить шесть ракет одним залпом. Решающую роль ракетное оружие сыграло в 1828 году при осаде турецкой крепости Браилов. Это было первое боевое применение ракет, показавшее огромный потенциал этого оружия.

Преподаватели

Научные заслуги выпускников корпуса были бы невозможны, не будь у них блестящих преподавателей. В разные годы выдающиеся умы России читали курсантам лекции. Михаил Васильевич Ломоносов читал лекции по физике в 1758 году. А в 1861-м кадеты узнавали основы химии от самого Дмитрия Ивановича Менделеева – открывателя периодического закона. В 1850-1855 годах русскую словесность в стенах тогда уже 2-го кадетского корпуса преподаёт русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель Николай Гаврилович Чернышевский.

В начале XX века в корпусе преподавались Закон Божий, русский язык с церковнославянским и русская словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование. Кроме того были внеклассные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы.

В советское время это учебное заведение, часто менявшее название, продолжило традиции дореволюционного кадетского корпуса, но сменив направление. Теперь это была не артиллерийская школа, а высшее военное учебное заведение, готовившее офицеров для военно-воздушных сил.

19 марта 1955 года Ленинградская Краснознамённая военно-воздушная инженерная академия, как тогда называлась преемница Военной инженерной школы, получило имя А.Ф. Можайского. К этому времени академия выполнила 736 исследовательских работ, выпустила 21 доктора наук и 413 кандидатов.

За время существования академии в качестве кузницы кадров для советских военно-воздушных сил она выпустила немало выдающихся лётчиков. Вспомним некоторых из них.

Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908-1983)

Анатолий Васильевич Ляпидевский закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС в 1927 году, а затем Севастопольскую школу морских лётчиков. В 1934 году он участвовал в операции по спасению пассажиров и экипажа парохода «Челюскин», раздавленного арктическими льдами. Ляпидевский совершил 29 вылетов. Вместе с другими лётчиками он спас всех 102 человек, которые уже два месяца дрейфовали на льдине. За проявленное мужество Анатолий Васильевич был первым удостоен недавно введённого звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» №1.

Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985)

Владимир Константинович также закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и стал лётчиком-испытателем. На его счету 22 различных рекорда по высоте и дальности полётов. Среди них беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток протяжённостью 7580 километров и беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку длиной 8000 километров. Владимир Константинович дослужился до генерала-майора авиации и дважды удостоен звания «Герой Советского Союза».

Владимир Александрович Судец (1904-1981)

В 1927 году закончил военно-техническую школу ВВС. Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой отечественной войны, где он командовал разными воздушными армиями в звании генерала-полковника авиации. В самом конце войны Судец получил звание «Герой Советского Союза». В 1955 году стал маршалом авиации и занял должность командующего дальней авиации, а позже командовал ПВО страны и занимал пост заместителя министра обороны СССР. Все его три сына тоже посвятили жизнь военной авиации.

Космическая эра

В конце 50-х в академии Можайского начинается преподавание наук о космосе и космической технике. В 1960 году академия из подчинения ВВС передаётся под управление Ракетных войск стратегического назначения. А через год состоялся первый выпуск специалистов для РВСН. С тех пор деятельность академии неразрывно связана с ракетно-космической отраслью.

В стенах академии совместным трудом курсантов и преподавателей были сконструированы несколько космических аппаратов под общим названием «Можаец». Первый из них был собран в 1995 году, но в космос не летал, а использовался для учебных работ. «Можаец-2» был запущен в космос в 1997 году. Третий и четвёртый спутники этой серии были запущены в 2002 и 2003 годах. Запуск этих аппаратов позволил курсантам не только приобретать навыки управления космическими аппаратами с академического центра управления, но и проводить на орбите научные эксперименты.

Не только спутники запускают в космос студенты и выпускники академии. Некоторые и сами летают.

Юрий Георгиевич Шаргин (род. 1960)

Юрий Георгиевич Шаргин, полковник космических войск в 2004 году в должности бортинженера космического корабля «Союз ТМА-5» совершил полёт в рамках седьмой экспедиции посещения Международной космической станции. В 2005 году ему было присвоено звание «Герой России».

22 сентября 1994 года указом министра обороны Российской Федерации № 311 была определена правопреемственность Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского (тогдашнее название) и Военной инженерной школы, которую учредил Пётр I. Этот указ постановил считать 16 января днём создания академии. По популярности Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского занимает 44-е место в целом по стране, 5-е – в Санкт-Петербурге и 2-е – среди военных учебных заведений.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.