Владыка евсевий. Первый архиерей - владыка евсевий

Митрополит Псковский и Порховский Евсевий призвал не верить тому, что настоятель псковского храма святых Жен-Мироносиц Сергей Иванов хранил оружие и наркотики. Свое мнение о сложившейся ситуации митрополит высказал во время праздничного богослужения в псковском храме великомученицы Анастасии. Напомним, что, по сообщениям СМИ, Псковский городской суд приговорил настоятеля храма святых Жен-Мироносиц Сергея Иванова к трем годам лишения свободы условно за хранение оружия (статья 222 УК РФ) и наркотиков (статья 228 УК РФ).

«В последние дни и мне приходится испытывать то, как враг сатана действует через людей. О нашем почтенном отце настоятеле храма Жен-Мироносиц, священнике Сергие Иванове, написана сейчас грязная статья, якобы у него были пистолет и наркотики. Не верьте этому! Не может совмещать священническое сердце и то, и другое, и говорить об истинном Боге и о святой праведной жизни, совершать Таинства», - цитирует слова Евсевия сайт Псковского епархиального управления.

Кроме того, митрополит прокомментировал и другие резонансные темы, имеющие отношение к Псковской епархии.

«Также и другие уводят наших православных людей от Бога клеветой на Церковь, на Святейшего Патриарха. Отец Роман (Загребнев), настоятель Никольского храма села Заянья ушел в раскол. Из-за чего? Патриарх встретился с Папой Римским. Что изменилось-то от того, что он встретился с папой? Ведь мы же предстоим в православном храме и не слышим что-то новое, еретическое или католическое. Святейший Патриарх не покладая рук, не жалея своего здоровья, посещает страны, города и веси, чтобы только сказать о Боге, призвать народ и к покаянию, и к вере, и к служению истинному Богу, истинной Церкви Православной. Но нет, находятся люди, которые хотят обвинить его и, конечно, совратить и смутить народ православный, доверчивый народ. И игумен Роман (Загребнев) то же самое – смущает народ все двадцать три года, что я нахожусь во Пскове. Его неспокойное сердце и душа не от глубокой мудрости, а от греховности, всегда смущало и смущает православный народ и, особенно, прихожан его храма. Баснями, стишками, байками, то против ИНН, теперь – против Патриарха и священноначалия. Что ему надо? Кто его оторвал от молитвы? Кто оторвал от Евангелия, от Псалтири, от поста, от служения? Кто? Неужели Патриарх? У Святейшего Патриарха Московского и всея Руси свой подвиг. Он вынужден как начальник где-то встречаться с различными людьми. Так в чем же его вина?

Или статья об отце Сергии – она пронизана клеветой. Обвиняя отца Сергия они задевают и меня, упоминая о прошлом, что я обидел отца Павла Адельгейма. Чем же я его обидел? Он был настоятелем храма святых Жен-Мироносиц, окормлял и два других храма. Но поскольку мы рукополагаем новых священников, то почему один священник должен иметь два-три храма, а другой должен служить в них, подчиняясь ему? Писковичи были отделены и туда поставлен свой настоятель. Также и Богданово, где был построен храм при больнице. Сама администрация больницы попросили дать им постоянного священника, потому что отец Павел служит во Пскове в храме Жен-Мироносиц, а этот храм он посещает и не посещает, а больных некому утешать. И я назначил туда еще священника, потому что священство стало прибывать – храмы открывались, священство увеличивалось. Я принял в девяносто третьем году епархию с восемьюдесятью пятью священниками, а при разделении теперь нашей Митрополии, у нас было больше двухсот двадцати священнослужителей.

Так вот, идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. Это тоже страдания и, прежде всего, тем, кто стоит у кормила церковного и у престола Божия. Не поддавайтесь соблазну клеветы! Клеветник–сатана, он только разделяет. А наш Бог призывает только к единству, миру и согласию, «да вси едино будут». «Се заповедаю вам, да любите друг друга», - а они сеют вражду, разделение и, в конечном итоге, удаляются от Создателя и Господа. Но не удастся закрыть солнце своей грязной рукой, это они должны знать. А тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни», - сказал митрополит Евсевий.

(1806–1883)

В миру Евфимий Поликарпович Орлинский, родился 21 декабря /2 января 1806 года в селе Чёрный Верх Белёвского уезда Тульской губернии, в семье дьячка.

Обучался в Белёвском духовном училище, Тульской духовной семинарии, где с 9 сентября 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреческому языку.

Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в Московскую духовную академию. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий.

29 августа 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Вифанской духовной семинарии, с 20 ноября того же года преподавал древнееврейский язык, с конца 1834 г.- пастырское богословие.

25 ноября 1834 г. назначен инспектором и профессором по классу философии в Московской духовной семинарии. В августе 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 октября того же года возведен в сан архимандрита, 28 октября стал членом академической конференции.

30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению.

С 14 сентября 1841 г. - ректор Московской духовной академии, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок.

Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии.

В январе 1847 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В академии читал лекции по евангельской истории и о евангелистах.

4 марта того же года был наречен, а 9 марта - хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского Никольского монастыря. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Антоний (Рафальский).

15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 7 апреля того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях.

В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии.

Преобразовал журнал «Христианское чтение» по образцу журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Киррского , Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход.

10 декабря 1850 г. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию.

Особую заботу проявил о духовном училище, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его библиотеки 300 наименований книг (700 томов), впоследствии присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать училище в семинарию (семинария открылась после его отъезда, в 1858).

При нем в 1853 г. был основан бузулукский Преображенский монастырь. Принял участие в становлении самарской Иверской женской общины (с 1860 - монастырь). Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по нескольку раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

3 ноября 1856 г. был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 г. возведен в сан архиепископа.

Ввел в Иркутской духовной семинарии преподавание монгольского языка. 25 мая 1857 г. совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сентябре того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 г. обновил раку для мощей Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

29 августа 1860 г. переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 ноября 1860 г., прибыл в Могилёв 29 января 1861 г.

Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. Здание Могилёвской духовной семинарии было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское духовное училище было переведено в другое здание, вМстиславском духовном училище открыта аптека. Архиеп. Евсевий заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском православном братстве. С 1861 по 1878 г. произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.

С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 г. был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 января 1863 г. при Синоде Присутствия по улучшению быта православного белого духовенства. Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 г. и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 ноября того же года.

Был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871).

Из-за ухудшения его здоровья с июля 1882 года епархией временно управлял Муромский еп. Иаков (Кротков), викарий Владимирской епархии.

6 октября 1882 г. архиеп. Евсевий по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Богоявленский монастырь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.

Скончался 21 февраля 1883 года в Могилёве. Погребен 24 февраля в Спасской церкви Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич).

Собрал большую библиотеку, которую завещал Могилёвским духовным семинарии и училище (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому мужскому и Буйничскому женскому училищам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви родного села Чёрный Верх.

Многочисленные беседы, поучения, проповеди вл. Евсевия печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей выдержало несколько изданий, некоторые из них были помещены в качестве образцов в сборнике «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христианского воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Сочинения

  1. О семейных обязанностях. М., 1844;
  2. О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774;
  3. О божественности христ. религии. М., 1845;
  4. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846;
  5. Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514;
  6. Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594;
  7. Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725;
  8. Утешение в скорби и болезни. CПб., 1849. М., 1996;
  9. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.;
  10. О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592;
  11. Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере. СПб., 1860;
  12. Беседы о пьянстве. М., 1862;
  13. Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. М., 1862. СПб., 18642;
  14. О православной вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.;
  15. Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802;
  16. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.;
  17. Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867;
  18. Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867;
  19. Проповеди. СПб., 1870. 2 т.;
  20. Размышления на . СПб., 1871;
  21. Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.;
  22. Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей // Могилёвские ЕВ. 1883. № 1. С. 17-19;
  23. Переписка с прот. А. В. Горским // ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29;
  24. Письма к А. В. Горскому (1847-1850) // ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855;
  25. Письма к А. В. Горскому // БВ. 1914. № 10/11. С. 534-610;
  26. О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.

Евсевий (Саввин Николай Афанасьевич)

Родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского». В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского (память 4/17 октября) и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым).

В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом и командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

С 1982 года по март 1984 года - Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин), в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру.

С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию.

В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова. Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита.

За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

В мае 2018 года ушел на покой.

Награды церковные:

орден прп. Сергия Радонежского I степени;
орден прп. Сергия Радонежского III степени;
орден прп. Сергия Радонежского II степени;
орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

Светские: государственный орден Почета.

Две точки зрения на одни и те же церковные события:
одна – митрополита Евсевия Савина,
другая – приснопамятного священника Павла Адельгейма:

"Митрополит Евсевий прокомментировал конфликтные ситуации с участием псковских священников

Кроме того, митрополит прокомментировал и другие резонансные темы, имеющие отношение к Псковской епархии.

«Также и другие уводят наших православных людей от Бога клеветой на Церковь, на Святейшего Патриарха. Отец Роман (Загребнев), настоятель Никольского храма села Заянья ушел в раскол. Из-за чего? Патриарх встретился с Папой Римским. Что изменилось-то от того, что он встретился с папой? Ведь мы же предстоим в православном храме и не слышим что-то новое, еретическое или католическое. Святейший Патриарх не покладая рук, не жалея своего здоровья, посещает страны, города и веси, чтобы только сказать о Боге, призвать народ и к покаянию, и к вере, и к служению истинному Богу, истинной Церкви Православной. Но нет, находятся люди, которые хотят обвинить его и, конечно, совратить и смутить народ православный, доверчивый народ. И игумен Роман (Загребнев) то же самое – смущает народ все двадцать три года, что я нахожусь во Пскове. Его неспокойное сердце и душа не от глубокой мудрости, а от греховности, всегда смущало и смущает православный народ и, особенно, прихожан его храма. Баснями, стишками, байками, то против ИНН, теперь – против Патриарха и священноначалия. Что ему надо? Кто его оторвал от молитвы? Кто оторвал от Евангелия, от Псалтири, от поста, от служения? Кто? Неужели Патриарх? У Святейшего Патриарха Московского и всея Руси свой подвиг. Он вынужден как начальник где-то встречаться с различными людьми. Так в чем же его вина?

Или статья об отце Сергии – она пронизана клеветой. Обвиняя отца Сергия они задевают и меня, упоминая о прошлом, что я обидел отца Павла Адельгейма. Чем же я его обидел? Он был настоятелем храма святых Жен-Мироносиц, окормлял и два других храма. Но поскольку мы рукополагаем новых священников, то почему один священник должен иметь два-три храма, а другой должен служить в них, подчиняясь ему? Писковичи были отделены и туда поставлен свой настоятель. Также и Богданово, где был построен храм при больнице. Сама администрация больницы попросили дать им постоянного священника, потому что отец Павел служит во Пскове в храме Жен-Мироносиц, а этот храм он посещает и не посещает, а больных некому утешать. И я назначил туда еще священника, потому что священство стало прибывать – храмы открывались, священство увеличивалось. Я принял в девяносто третьем году епархию с восемьюдесятью пятью священниками, а при разделении теперь нашей Митрополии, у нас было больше двухсот двадцати священнослужителей.

Так вот, идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. Это тоже страдания и, прежде всего, тем, кто стоит у кормила церковного и у престола Божия. Не поддавайтесь соблазну клеветы! Клеветник–сатана, он только разделяет. А наш Бог призывает только к единству, миру и согласию, «да вси едино будут». «Се заповедаю вам, да любите друг друга», - а они сеют вражду, разделение и, в конечном итоге, удаляются от Создателя и Господа. Но не удастся закрыть солнце своей грязной рукой, это они должны знать. А тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни», - сказал митрополит Евсевий".
http://pln-pskov.ru/society/264646.html

"Позитивы и негативы.

Господин Dmitry Dobronravov спрашивает: «почему Вы не берете в расчет позитивные достижения в Вашей епархии? Посмотрите, как много построено храмов и монастырей». Он просит ответить отдельным постом.
Количественный рост храмов и монастырей мало говорит о возрождении христианской жизни, её влиянии на общество и переменах в общественном сознании. Основная задача христианства не в создании материальных ценностей и церковного имущества. Дело Христа в спасении человека, его возрождении для жизни с Богом и по–Божьи.
Хорошо, что храмы строятся. Каждый храм привлекает прихожан, но не решает вопрос об их причастности к жизни храма, их бесправии, от которого страдает приходская жизнь. Образцом приходской и монашеской жизни для меня служит устройство церкви, принятое Священным собором 1918 года. Участие народа и управление своим приходом, отношения с епископатом там получили церковное решение. В РПЦ эти отношения искажены. Вы видите поверхность церковной жизни и упускаете её глубину. Как и кем строится, реставрируется, ремонтируется храм?
Не епархиальными средствами, не архиерейскими заботами.
Заботами частных энтузиастов (священников и мирян) храмы созидаются на средства федерального и регионального бюджета, на средства спонсоров и фирм, выполняющих заказ гражданской власти. Епархия получает миллионы ежегодно на реставрацию и ремонты храмов и монастырей, распределяет и расходует средства по своему усмотрению. Отчёты не предоставляются, информация закрыта, возможны только случайные сведения. Открывается путь злоупотреблениям.
Известна передача огромных территорий и выделение фантастических сумм из бюджета Елеазаровскому монастырю. Местные жители ходят в удалённые храмы, а в монастырь не хотят ходить. Почему?
За созданием известных мне храмов и приходов стоят поломанные судьбы священников и несправедливо обиженных мирян, которые их создавали. Сведения открытые, частично освещённые в прессе. Известны десятки храмов и приходов, за создание которых люди поплатились своей судьбой: изгнанием, запрещением, вынужденным уходом из церкви. Известны случаи самоубийства священников и монахов. Церковная администрация не расследует факты. «Негатив» перевешивает количественные успехи, ибо Христос пришёл не храмы строить, а спасти человека, который дороже храма.
Каждый храм кроме духовного, имеет коммерческое значение. Говоря циничным языком коммерции, появляется новая торговая точка, приносящая значительный доход, размер которого знает настоятель, распоряжается им безотчётно, отдавая архиерею дань. Без прозрачной бухгалтерии церковная жизнь коммерцизуется, меняются её приоритеты. Отсюда возникают «мерседесы» священников и роскошное архиерейское бытие. Роскошная жизнь епископов не обоснована церковными документами. По умолчанию она признана необходимой прерогативой архиерейского статуса. Епископам подражают благочинные и настоятели крупных приходов и монастырей. Молодые священники с завистью смотрят на их достижения, с нетерпением ждут свой кусок пирога. Это и есть «негатив», вызывающий возмущение и протест церковного и гражданского общества.
В монастырях хорошо кормят, они приносят ещё больше дохода епископу и епархии, но тормозит основная задача- не организована духовная жизнь, нет духовников, ограничена возможность исповеди и причащения. Своеволие насельников и волюнтаризм начальства порождает немирные отношения. Я не живу в монастыре, говорю со слов людей, которым доверяю.
Никакой миссионерской, катехизаторской, духовной работы в Псковской епархии не видно. Имитация деятельности выражена созданием десятков комиссий при Епархии, которые пишут отчёты и ставят галочки. В советское время это называли «показухой».
Приходы приобретают вестник «Благодатные лучи» в принудительном порядке и выкидывают в мусор упаковками, поскольку народ не покупает. Журнал рассказывает, где служил митрополит Евсевий, размещает его портреты в храме, на пейзаже и проч. Читать там нечего.
Иконописной школы в Мирожском монастыре нет. Есть инок, пишущий иконы на заказ. Памятники св. Ольге приобретены городом на бюджетные средства.
Православная школа регентов при храме св. Жен Мироносиц до сих пор не числится в отделе образования и катехизации МП, хотя уже 20 лет выпускает профессиональных регентов и певчих, даёт полное среднее и церковное образование, с семи лет вводит детей в атмосферу общинной жизни: богослужение и молитва, исповедь и св. Причастие. Последние 4 года школа ведёт образовательную деятельность без лицензии. Позитив или негатив?
Заслуживает внимания замечательный священник игумен Роман Загребнев. В своей деревне Заянье он организовал хоспис для тяжело больных прихожан и стариков. Действительно, издаёт ежемесячную газету «Заянский листок». Написал множество книг про епархию, про священников, особенно про своего духовника отца Николая Залитского. Думаете, архиерей ему помогает? После смерти о.Николая архиерей запретил о. Романа в священнослужении за книгу, написанную об о. Николае. Это потрясло 70-летнего старика. Отнялись ноги, долгое время провёл в С-Петербургской больнице. Тут и позитив и негатив.
Позитив представляет Псково-Печерский монастырь. Из разных источников слышно о реальной работе, обеспеченном богослужении, о культурной и социальной работе, благотворительности. Объёма и конкретного содержания этой деятельности я не представляю.
В церковной жизни не видно жертвенного служения пастырей и заботы о народе Божием. Епископ, который определяет приоритеты, предъявляет священникам не церковные, а коммерческие требования. Возникает вопрос о рентабельности прихода. Разрушается структура богослужения, его обеспеченность чтением, пением, облачением, благоговейное отношение к святыням, утратила значение проповедь.
Последствия этих «негативов» выявятся скоро и отразится, в том числе, на материальном благополучии.
Пока священные начальники не смотрят в будущее, но грядут неизбежные перемены".

Вопреки расхожему мнению, эпоха свободомыслия и борьбы за демократию в церковных приходах Пскова не закончилась с гибелью отца Павла Адельгейма. Спустя три года после его смерти псковские священники не стали молчать, а написали жалобу в Московскую патриархию. Они открыто обвинили действующего митрополита Евсевия в самодурстве и «духовном садизме», посоветовав столичным чиновникам от православия вовремя отправлять на покой правящих архиереев.

Архиепископ Евсевий (Саввин ) пришёл в Псковскую епархию в 1993 году. И сразу обозначил себя в первую очередь политиком. «Жизни тебе в епархии не будет», — предупредил он отца Павла Адельгейма и православно объяснил, что знакомый епископ ему всё рассказал про псковского батюшку (этим знающим архиереем, вероятно, мог быть покойный митрополит Макарий , в своё время написавший на Павла Адельгейма донос в КГБ). Обещание владыка держал: лишил отца Павла двух приходов, отлучил от финансирования созданный Адельгеймом приют для детей-инвалидов, а в 2008-м снял с батюшки сан настоятеля храма святых Жён-мироносиц. Ещё были громкие суды с прихожанами, у которых отнимались все церковные полномочия и передавались правящему архиерею. Конфликт дошёл и до патриарха, который на общецерковном суде потребовал у священнослужителей «взаимного прощения и примирения в духе Евангельской любви».

Владыка не отреагировал.

Параллельно противостоянию с Адельгеймом глава епархии ополчился на журналистов. В январе 2008 года в газетах «Правда» и «Псковский рубеж» вышла статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами», где местные жители фактически обвиняли ныне покойную игуменью Елисавету (Беляеву ), на тот момент настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря, в рэкете. Автор предполагал, что она угрозами заставляет людей продавать землю монастырю, а монахинь — зарабатывать совсем не христианскими методами. Выход материала совпал со строительством резиденции архиерея в Елизарово.

Владыка Евсевий возглавляет Псковскую епархию с 1993 года.

Игуменья Елисавета обратилась в суд и взыскала с журналиста 20 тысяч рублей за ущемление чести, достоинства и деловой репутации. Олег Дементьев ответил обращением к президенту, где указал на неправомерное расширение охранной зоны монастыря. Через несколько дней владыка Евсевий предал неверующего журналиста анафеме. «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)» Олег Дементьев «отлучается от православного церковного общения и предаётся анафеме — проклятию», — сообщал разосланный пресс-службой епархии релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены. Л. П. ).

Олег Дементьев мог составить компанию Льву Толстому, также отлучённому от церкви после выхода оскорбившего её иерархов романа «Воскресение», но выяснилось, что митрополит Евсевий традиционно превысил свои полномочия. Глава синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда заявил, что «от церкви может быть отлучён только тот, кто является ее членом», и что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе попытка вступить в переговоры. «Анафема в любом случае не вступит в силу без согласия патриарха Кирилла», — подчеркнул церковный чиновник. В патриархии очередную выходку скандального архиерея предпочли замять.

В 2013 году митрополит Евсевий снова оказался в центре внимания федеральных СМИ из-за «пасхального скандала». В главный праздник всех православных он разъезжал по Пскову на «Мерседесе», где вместо госномера висела табличка со скромной надписью «Владыка». «Считайте это милой пасхальной шуткой», — прокомментировала инцидент епархия, а чуть позже уточнила, что табличку митрополиту подарили и с тех пор на каждые Пасху и Рождество он вешает её на автомобиль. «В ГИБДД об этом знают, разрешение получено», — утверждали клирики. Полицейские оказались не в курсе и всё-таки выписали штраф 5 тысяч рублей «за владыку», правда, на имя водителя.

Всё это время одним из главных заступников архиерея был показательно религиозный губернатор Андрей Турчак . По неофициальной информации, по его распоряжению новость про «владычный госномер» даже вынималась из печатной версии региональной «Комсомолки». В 2015 году Андрей Анатольевич ходатайствовал за Евсевия в патриарших кругах: владыка тогда перешагнул предельный для архиерея возраст 75 лет и по правилам мог уйти на покой. Источник «Псковской губернии», близкий к епархии, утверждает, что одним из главных аргументов губернатора была просьба не раскачивать ещё одну лодку в нестабильном приграничном регионе: мол, владыка с ролью примиряюще-объединяющего пастыря справляется, а смена духовного лидера может обернуться «разбродом и шатаниями».

Владыку оставили, но в конце 2016 — начале 2017 года Псковская епархия только за три месяца отметилась тремя же федеральными скандалами. Первый грянул в начале декабря, когда Псковский городской суд приговорил тогда ещё настоятеля храма святых Жён-мироносиц протоиерея Сергия (Иванова ) к трём годам лишения свободы условно и штрафу 15 тысяч рублей за хранение оружия и наркотиков в крупном размере. Митрополит Евсевий прокомментировал ситуацию спустя три недели: назвал всю информацию клеветой, а её распространителей пообещал вычеркнуть из книги жизни. Правда, позже под давлением общественности всё-таки временно запретил в служении осуждённого настоятеля.

В январе 2017 архиерей уволил сельского священника игумена Романа (Загребнева ), который был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района, за отказ молиться за патриарха Кирилла. Также официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд были названы распространение своих книг еретического содержания, смущение народа ложными измышлениями, клевета на церковное священноначалие и уход в раскол. По информации источников «Псковской губернии», конфликт между игуменом Романом и митрополитом начался ещё в 2011 году и был связан с некими финансовыми обязательствами. Плюсские прихожане митрополита не поняли и ответили коллективным письмом в патриархию с просьбой вернуть батюшку.

Но владыка уже был занят: он снимал нагрудные кресты с псковских священников. 26 февраля он проводил чин прощения у себя в Троицком кафедральном соборе и ожидал увидеть на богослужении всё духовенство Пскова, но 18 клириков в это же самое время вели службу у себя в приходах и к митрополиту прийти не смогли. Тот в ответ не смог их простить: архиерейской резолюцией лишил батюшек права носить нагрудные кресты аж до Пасхи.

Терпение псковских священнослужителей лопнуло. «Это ли (имеется в виду снятие нагрудных крестов. Л. П. ) не показатель, что «старец» заигрался на своём месте и уже давно пережил свой яд?» — поинтересовались они у Московской патриархии. В первых числах марта те самые восемнадцать (среди них были как священники, так и диаконы. Л. П. ) отправили патриарху Кириллу жалобу на архиерея, где сообщали о «лицемерном чине прощения», который обернулся «духовным насилием» над клиром. По мнению авторов письма, массовка из батюшек была нужна Евсевию для того, чтобы «пустить пыль в глаза общественности и богомольцам, создать иллюзию массового уважения и почитания его высокопреосвященства и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом».

Припомнили митрополиту и его манеру общения: «вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах», «злоупотребление своим положением, духовный садизм». Всё это священники ласково назвали «старческим безобразием» и посоветовали «оставить эпатажного митрополита ещё года на два». «Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство», — пригрозили обескрещенные батюшки.

Уставший от публичных псковских конфликтов патриарх Кирилл , по информации известного богослова Андрея Кураева , сразу после истории с жалобой лично назначил управляющим канцелярией митрополии эконома Донского монастыря медийного иеромонаха Фому (Демчука ). Именно он, вероятно, возглавит епархию. По другой информации, Псковскую епархию возглавит некий молодой иеромонах из Троице-Сергиевой лавры, благо получать сан игумена, архимандрита, епископа, архиепископа в «особых случаях» в РПЦ можно и с разницей в два дня. Сам же митрополит Евсевий «на покое» будет жить и молиться в одном из домиков-коттеджей Елеазаровского монастыря.

Того самого монастыря, который он так рьяно защищал от Олега Дементьева.

«Уже давно я, сознавая свою немощь, просил Святейшего о помощи через его посланника. Слава Богу, Святейший благословил, и мы ныне встречаем дорогого иеромонаха Фому», — отреагировал на приезд посланца из патриархии невозмутимый митрополит. На передачу дел у него есть четыре месяца: в мае архиерею исполнится 78 лет, после чего Священный синод одобрит его прошение об отставке. Пасха в этом году пройдёт 16 апреля, и у псковичей есть все шансы полюбоваться на прощально-праздничный владычный автозаезд.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.