Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в гиа. Речная тропа мещеры

Добраться в изначалье этой тропы несложно. От Рязани ходит по узкоколейке поездок, от Москвы в Спас-Кле-пики часа за четыре домчит междугородный автобус. Пыхтеть под рюкзаками тоже долго не придется. Шагов сто пройдешь по шпалам узкоколейки меж приземистых пристанционных амбаров, где пахнет свежей стружкой и дегтем, до моста, деревянного, высушенного жарким солнцем и очень чистого, тут и увидишь ее, тропу эту. Неширокую, скромно извивающуюся меж заливных лугов речку с кратким названием — Пра.

Она вытекает из системы озер, среди которых главное - озеро Великое, его название только и умещается на географических картах. Да и то не на всех. Озера питаются водой бесчисленных болот Мещеры, отчего и вода реки Пра, как подметил еще Паустовский, имеет цвет крепко заваренного чая. Оставаясь при этом удивительно чистой и прозрачной. И нет большего удовольствия, чем в жаркий июльский день окунуться с головой в эту воду и, раскинув руки, долго плыть по течению, ощущая пугливые толчки любопытных рыб. Или пить чай, вскипяченный в котелке на костре. Вместо заварки можно всыпать горсть луговых цветов, и чай получится ароматный, вкусный и, на себе проверено, целебный. Люблю такой «чай». Мне кажется, что он, как корень женьшеня, помогает от всех болезней и продлевает жизнь.

Впервые познакомиться с этой рекой меня, да и всю мою семью, заставило приобретение байдарки. Куплена она была для ребят, чтоб было чем позабавиться в выходной день. Но дети росли, расширялась и география путешествий. Начав с исследования дачной подмосковной речки Клязьмы, захотели посмотреть Истру и Протву, а потом возмечтали о реке, по которой можно было бы плыть и плыть, жить в палатке и лесах, и так проверить и подготовить себя для больших путешествий.

«Лучше Пры не найдете!» - сказал мне знакомый доктор. Оказалось, что доктор сам заядлый байдарочник, ходил по этой реке с дочерьми и женой и остался путешествием очень доволен. Привлекла, что скрывать, и дешевизна дороги. В то время билет до Спас-Клепиков на автобусе стоил три рубля!

Пра не очень глубока - в любом месте ее можно перейти вброд. Начинается она, как я говорил, с заливных лугов, где среди густой травы под присмотром пастухов пасутся стада коров. Река петляет по зеленой равнине, время от времени проскальзывает мимо высоких песчаных взгорков, поросших сосняком. Плыть на байдарке - одно удовольствие. Гребешь не напрягаясь. Отложишь весло, а берега продолжают плыть назад: река помогает. Но расставаться с лугами жалко, и здесь делаем первую стоянку.

Ставим палатку, собираем сушняк для костра, заходим в ближайшие деревеньки, где запасаемся в дорогу хлебом, яйцами, огурцами и картофелем. Пытаемся поймать красноперку, которая у здешних рыбаков отлично ловится, но к нам на крючки никак не желает попадаться. Наблюдаем за полетом болотных луней, а по ночам слушаем жуткие вопли ушастых сов. Все это - огромная радость для нас, жителей больших городов, долгие месяцы вынужденных «любоваться» лишь серыми стенами каменных зданий.

Незаметно река все глубже и глубже втягивается в леса. Исчезают деревеньки, река бежит как бы под уклон и упирается с разворотом в высокий песчаный обрывистый берег, сплошь усеянный отверстиями - ласточкиными гнездами, а поверх обрыва возвышаются стройные, с золотистыми стволами корабельные сосны.

Сосновые боры - наиглавнейшая ныне достопримечательность мещерских лесов. Сухой, напоенный запахом смолы воздух в одни сутки может излечить от надсадного, два месяца не прекращающегося кашля. (Тоже проверено на старшем сыне.) Тут уж начинается у нас лесная жизнь. Лакомимся малиной, голубикой, земляникой, собираем большущие белые грибы, делаем из них на костре аппетитное жаркое. И купаемся, купаемся...

Однако уже на второй день хочется плыть дальше. В небе на заостренных крыльях проносятся соколы, низко над водой перелетают с берега на берег яркие фиолетово-оранжевые зимородки. Немалых трудов стоило мне высмотреть корягу, где птички присаживались, чтобы поохотиться за рыбками. Да еще несколько часов пришлось просидеть в засидке из травы и веток, чтобы заснять их. Но удача всем доставляет радость и гонит дальше, навстречу новым открытиям.

Грозы на Пре - действо красочное, внушительное и непредсказуемое. Порой небо долго и мрачно синеет над лесом, подчеркивая белизну песчаных кос. Но на этом все и кончается. А иногда почти черная туча в несколько минут закроет небосвод и ударит таким дождем с громом, а то и градом, что в который раз похвалишь расторопность ребят, успевших-таки поставить палатку. Однажды вместо дождя свинцовые тучи принесли ураганный ветер. Он сломал несколько корявых сосен на берегу и стойку палатки. И было жутко в тот момент. Показалось, что вихрь способен сорвать и унести не только палатку, но и нас вместе с ней. Однако так же внезапно, как начался, ураган сник, наступила тишина, будто и не было ничего.

Как-то, пережидая грозу в байдарке, под листьями молодой березки, мы увидели на другом берегу транспарант на столбе и заспорили, что может быть там написано. Обычно на таких щитах пишут грозные предупреждения - не жечь костры, не заходить на территорию охотничьего хозяйства и тому подобное.

«Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра». На светлой жести щита чернели слова Константина Георгиевича Паустовского. И сразу вспомнилось, отчего многое в этих местах мне кажется знакомым, будто уже бывал здесь не раз.

В Спас-Клепиках, старинном русском городке, что стоит у истока Пры, поставлен памятник Сергею Есенину. Поэт провел в этом городке несколько лет, учась в церковной школе, написал первые, всем ныне известные стихи: «Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари...» Помните? Но по-настоящему прославил Пру другой певец русской природы - Паустовский.

Немало поездив по стране в погоне за экзотикой, побывав в горах, в песках пустыни, на берегах морей, писатель уже в зрелые годы познакомился с Мещерой и навсегда полюбил ее. «В Мещерском крае,- писал он,- нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

На Пре Паустовский побывал в давнем 1948 году. Окончилась тяжелая война, людям хотелось верить, что мир наступил навсегда и впереди непременно будет светлая и спокойная жизнь. Паустовский свои рассказы публиковал в газетах, в журналах. Их читали, как весточки, посланные людям самой матерью-природой, как приглашение побывать в этих местах. Реку Пра Константин Георгиевич описал в рассказе «Кордон 273», и сотни людей, если не тысячи, прошли и проплыли по ней. И до сих пор все лето плывут и плывут по реке байдарки. И транспаранты уже предупреждают, что костры лучше разводить в специально отведенных местах, что не надо замусоривать берега бутылками и консервными банками, что надо беречь и сохранять природу.

В двух километрах от берега когда-то стоял описанный в рассказе кордон лесника Желтова. К нему от реки вела тропа. С одним из сыновей я отправился на его поиски. В лесу появились во множестве не тропы, а придавленные лесовозные дороги. Встретили мы и два мощных «Урала» с прицепами, тяжело тащивших вдоль дороги «пакеты» из стволов корабельных сосен.

Да, зрелый лес нужно вовремя срубать, нельзя же позволять гнить на корню ценной древесине, но то, что мы увидели на вырубках, кроме как дикой халатностью назвать было нельзя. Всюду виднелись кучи брошенного сушняка. Никто и не подумал их вовремя вывезти, убрать. А ведь при здешней жаркой погоде это что порох. Искры достаточно, чтобы заняться лесному пожару. Кордона мы так и не отыскали. На поляне, густо поросшей иван-чаем, увидели следы сгоревшего жилища, решили, что это все, что осталось от домика Желтова. Очень берег, как рассказал Паустовский, лесник этот лес, писал на дощечках, чтобы окурки не смели бросать, а оказалось, что лес этот надо беречь не только от пожара...

Следы бесшабашных вырубок мы заметили и на другом берегу, но все-таки Пра еще не потеряла своего очарования. Во многих местах она по-прежнему казалась нам загадочной и таинственной. Особенно же восторгались ребята, впервые увидев золотистую головку переплывающего реку ужа, застывшего на усохшем дубе красавца коршуна, парящего в небе канюка.

За деревней Дёулино, до которой доплывают кто за три, а кто за пять дней, пейзаж меняется. Вместо сухих сосновых рощ, где земля по щиколотку устлана сосновыми иголками и шишками, где много сушняка для костра, начинаются влажные дубово-осиновые леса. Тут много черной смородины, но ужас, сколько комаров. Собирать ягоды и грибы - сущая пытка. Лучше загорать на продуваемых песчаных косах, рыбачить да купаться. Из реки то тут, то там торчат черные корни упавших стволов. Смотреть при сплаве надо в оба, но все-таки мы пропороли брезентовое днище байдарки.

Какой-то зверек, как чертик, будто специально, устроил возню в высохшей траве позади нас. Выскочил на корягу, и мы, развернувшись, ринулись, чтобы заснять его. И тут же услышали характерный треск, вода в байдарке стала стремительно прибывать. Забыв, что в реке выше, чем по горлышко, глубин нет, думая прежде всего о том, как сохранить фотоаппарат и пленки, я приказал прыгать и вплавь добираться до берега.

Потом смеялись, но приказ был выполнен: плыли. И Вова потерял в воде сапог, из-за чего пришлось выбросить и второй. Я успел подогнать к берегу байдарку, выбросить вещи, сумку с фотоаппаратом, но сумка, оскользнувшись, упала в воду у самого берега...

Хороший урок преподнесла нам Пра. В дорогу мы не взяли резинового клея, и если бы не туристы, вставшие лагерем в двух километрах, пришлось бы выбираться нам из мещерских лесов пешком. Но клей нашелся, и мы поплыли дальше, правда, теперь уже не могли фотографировать. И как нарочно, то лисы выбегали на берег, то соколиное семейство спокойно наблюдало за нами с высохших берез. Встречались табуны лошадей, пасшихся на берегу без пастуха, стада коров, у которых на шее вместо колокольчиков были подвешены пустые консервные банки с гвоздями. Вначале, не видя коров, мы долго не могли понять, откуда доносится такая странная музыка.

Зашли мы однажды и в настоящую лесную деревеньку Ювино. Густой лес закрывал избы, с реки их не было видно. Узкая тропинка вела к ним от берега. Послонявшись по пустынной улице в поисках магазина, в котором, как скоро выяснилось, ничего нет, а потому он закрыт, разговорились с пожилым мужчиной, сидевшим на бревнышке у калитки своего дома. Узнали, что когда-то двадцать четыре избы Ювино полнились семьями колхозников. Но потом деревеньку подогнали к разряду неперспективных, отделение для колхоза сделалось убыточным, и теперь лишь в четырех избах живут коренные старики. Остальные - поразъехались в города. И сам этот дядечка тоже работает в Рязани, наезжает сюда летом, как на дачу. Ягод тут много, грибов. Одних белых сушат к зиме до шести килограммов. А живут теперь здесь дачники. Летом из Москвы приезжают. Недавно какой-то богач купил последний свободный дом - бывший клуб. А зимой деревня пустует. Все старухи норовят перебраться к детям в город. Случись что, не выберешься, заболей - врача не найдешь... Пока мы разговаривали, подъехала машина с надписью «Хлеб», начал сходиться народ, и водитель по списку стал выдавать каждому «на нос по буханке». На наши три носа буханок не полагалось.

Дальнейший путь проходил вдоль границ Окского заповедника. Ночью в этих местах слышно, как шлепают хвостами по воде вышедшие на прогулку бобры...

В Брыкином бору, центральной усадьбе заповедника, есть музей, можно осмотреть вольеры, где содержатся хищные птицы, журавли редчайших пород, зубры, кабаны и пятнистые олени. У многих байдарочников здесь плавание и заканчивается. Но мы не захотели расставаться с Прой. Прошли ее всю, влившись вместе с ее водами в Оку, и несколько дней плыли по Оке до Лашмы. Но это было уже иное плавание. Хотя и Ока была хороша, но до сих пор вспоминаем плавание по Пре, как самой удивительной и прекрасной речке.

С тех пор мы бывали на Пре не раз, места эти стали и для нас родными и всегда желанными. Как о близкой беде волновались, когда узнали из газет, что нашей речке грозит загрязнение. Норильчане решили не только сами поселиться на ее берегах, но и разводить лошадей, поставить свинофермы. Сколько возмущенных писем пришло тогда в газеты, реку отстояли, свинарники договорились строить где-то на берегах Оки. Но все больше и больше появляется на берегах Пры людей, желающих тут обосноваться, извлечь реальную пользу.

Была когда-то идея превратить в национальный парк всю Мещеру - об этом подумывали еще в сороковых годах. Тогда война помешала. Позже хотели сделать национальным парком всю территорию Пры. В последний раз я говорил с директором Окского заповедника в Брыкином бору года два назад. Национальный парк собрались создать уже на разбросанных по побережью Пры клочках земли. Но это, конечно, не выход. И потому по-прежнему тревожно за судьбу реки. Останется ли Пра такой же кристально чистой, сохранятся ли корабельные рощи и дубравы по ее берегам?

Валерий Орлов

Слитное и раздельное написание производных предлогов Запомните: слитно вследствие, наподобие, вроде, ввиду, насчет, посередине, сверх, вместо, навстречу, наперекор, несмотря на, невзирая на, наряду с, вслед за раздельно в течение, в продолжение, в отличие от, в виде, за счет, на протяжении, в силу, в меру, по мере, в заключение, во избежание, во изменение, во исполнение, в связи с

Отличайте предлоги от самостоятельных частей речи: предлог поговорить насчет поездки (=о) самостоятельные части речи перевести на счет в банке (сущ) отсутствовать ввиду болезни иметь в виду (сущ.) (=из-за) несмотря на усталость не смотря в глаза (деепр.) = не глядя заниматься в течени. Е года поворот в течени. И реки (сущ.)

предлог самостоятельные части речи Вследствие урагана погибло два человека. = из-за В следствии по делу выяснились новые обстоятельства. В ЧЁМ? Существительное с предлогом Она грустно смотрела вслед поезду. Он шел за отцом по глубокому снегу след в след. ВО ЧТО? Существительное Навстречу нам выбежала собака. Извини, я спешу на встречу. КУДА? Существительное с предлогом

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ, БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово К союзу не задать вопроса Можно задать вопрос ТОЖЕ = ТАКЖЕ, И Задали ТО ЖЕ, что и вчера (задали что?) = То, что и вчера; то же самое). Сестра учится в колледже. Мой друг ТОЖЕ учится в колледже (= и мой друг учится в колледже). Брат ТАКЖЕ учится здесь (= и брат учится здесь). Он учится ТАК ЖЕ хорошо, как сестра. КАК? (= он учится так хорошо, как и сестра).

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ, БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово К союзу не задать вопроса Можно задать вопрос ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить). Хочу, ЧТОБЫ ты знал. ЧТО БЫ я мог сделать? (= Что я мог бы сделать? Или: Что я мог сделать? (бы убрали)

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ, БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово К союзу не задать вопроса Можно задать вопрос ЗАТО = НО Берись ЗА ТО, с чем справишься. ЗА ЧТО? Комната небольшая, ЗАТО (= берись за такое дело, с уютная (= комната небольшая, которым справишься). но уютная).

СОЮЗ Она чувствовала себя счастливой, оттого что все вокруг улыбались. (= потому что) ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу. ОТ КАКОГО? местоимение тот с предлогом

Отличайте наречия от сходных по звучанию слов наречие другая часть речи Я заболел, поэтому не пришел. (почему?) По этому мосту движение закрыто. (какому?) Это местоимение с предлогом Катер подошёл вплотную к берегу. (как?) Лопата с трудом врезалась в плотную почву. (какую?) Это прилагательное с предлогом

наречие другая часть речи Пирог с творогом и наполовину с малиновым вареньем возвышался на столе. КАК? Даже на половину пирога я не мог рассчитывать, потому что мать все раздала соседям. НА ЧТО? Это существительное Прохор вернулся в. Овремя. КАК? Во вр. Емя урока Сидоров заснул. Это существительное

наречие Зачаст. Ую так и бывает. КАК? другая часть речи За ч. Астую смену деятельность на уроке учителя следует похвалить. ЗА КАКУЮ? Это прилагательное с предлогом О Пушкине я вперв. Ые узнал в Маленькие дети вышли в раннем детстве. п. Ервые ряды. КОГДА? КАКИЕ? Это числительное

наречие другая часть речи Сначала дети стеснялись, но потом С начала года прошло только два освоились. месяца. КОГДА? С ЧЕГО? Это существительное с предлогом Вначале разрешите представиться. КОГДА? В начале осени к нам в гости приехала бабушка. (можно вставить слово: в самом начале) Это существительное с предлогом

наречие Это происшествие вконец выбило меня из колеи. КАК? другая часть речи Нас передвинули в конец очереди. (в самый конец) Это существительное с предлогом Сестра оделась совсем по-летнему. Мы гуляли по летнему лесу до КАК? вечера. КАКОМУ? Прилагательное

наречие другая часть речи Брат хотел жить по-новому. КАК? С понедельника поезда ходят по новому расписанию. КАКОМУ? Это прилагательное Он невыдержанный: вечно рубит сплеча. КАК? С плеча дрессировщицы слетел большой яркий попугай. С ЧЕГО? Существительное с предлогом

наречие другая часть речи Услышав замечание матери, малыш тотчас перестал шалить. КОГДА? Тот час останется в моей памяти. КАКОЙ? Местоимение указат. Учительница прочитала текст, затем класс начал писать изложение. КОГДА? = потом Аптека находилась за тем зданием. КАКИМ? Указат. местоимение

наречие другая часть речи Зачем ты обманываешь родителей? За чем я вернулась? Забыла! Ах да, ПОЧЕМУ? за деньгами! = почему, отчего ЗА ЧЕМ? Местоимение

Пишутся через дефис: Местоимения и наречия с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ: кое-где, кое-как, кое-что что-то, где-то, откуда-то когда-либо, кто-либо, где-нибудь, что-нибудь Пишется раздельно: как будто

Пишутся через дефис: Наречия, имеющие приставки ПО-, ВО- и суффиксы ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ по-нашему, во-первых, по-весеннему

Прилагательные слитно через дефис 1. Если образовано от словосочетания долгожданный (долго ждать) сельскохозяйственный (сельское хозяйство) 1. Если обозначает цвет ярко-синий, светло-голубой 2. Если первая часть прилагательного это наречие на О, Е вышесказанный, свежемороженый 2. Если это повтор слов или однокоренные слова сильный-сильный умный-преумный 3. Если образовано от сложного существительного, пишущегося через дефис Юго-западный (юго-запад) 4. Если образовано от равнозначных слов морковно-яблочный (морковь и яблоко)

Задание 13 ЕГЭ 1)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Иногда присядешь на опушке леса и влюбишься в КАКОЙ(НИБУДЬ) простейший цветок, (В)РОДЕ полевой незабудки. ЯРКО(ЗОЛОТЫЕ) листья клёна, лениво раскачиваясь и переваливаясь с БОКУ(НА)БОК, медленно слетают с ветвей. Ясная и (ПО)ВЕСЕННЕМУ тёплая погода, установившаяся (В)ТЕЧЕНИЕ последней недели, никак не могла помешать поездке. Звуки музыки неслись (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА, где стоял огромный инструмент с большими и маленькими, толстыми и тонкими трубами. Когда Лёня сто раз пожалел, что поддался на мои уговоры (НА)СЧЁТ путешествия в Индию, за нами НАКОНЕЦ(ТО) приехал автобус.

2)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова ВРЯД(ЛИ) ГДЕ(НИБУДЬ) можно встретить в столь ранний час бодрствующего человека. (ИЗ)РЕДКА (КОЕ)ГДЕ тоскливо чиликнет краснобрюхий снегирь. Вечером вдруг густо повалил снег и (В)СЛЕД за тем ЧТО(ТО) сверкнуло на небе. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет, которые Екатерина провела в Смольном, она (МАЛО)ПОМАЛУ свила здесь гнёздышко, отражавшее её образ. Умственная деятельность, (В)ВИДУ сложности проблемы, исследована (НА)МНОГО меньше.

3) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Молния умертвила часть ветвей, обращённых к востоку, но ЗА(ТО) остальные ветки (ПО)ПРЕЖНЕМУ цвели и плодоносили. Тульский пряник вкусный-вкусный: (С)ВЕРХУ корочка, (С)НИЗУ корочка, а посередине сладость. Во время диктанта я (С)БОКУ посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, ПОТОМУ(ЧТО) в каждой фразе было по ошибке. Они свернули (В)СТОРОНУ и шли по скошенному полю то прямо, то забирая (НА)ПРАВО. Прилетели первые скворцы и ТУТ(ЖЕ), (НЕ)СМОТРЯ на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу.

4) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих и замер в ожидании чего-то. (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла незнакомая девушка. Я ТО(ЖЕ) хотел поскорее добраться домой, (ПО)ЭТОМУ ускорил шаг. (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа по ремонту ворот. (ПО)ТОМУ, как волновался отец, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ), как и мне, небезразлична судьба Галины Петровны.

5)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Фестиваль был (В)РОДЕ турнира, на котором должны БЫЛИ(БЫ) скрестить копья с одной стороны поэты Москвы, с другой - Питера. (Мальчики бросились бежать (В)РАССЫПНУЮ, а им (В)СЛЕД ещё долго неслись крики и смех. Она сложила узлы и (В)ТЕЧЕНИЕ дня переволокла ОДИН (ЗА)ДРУГИМ в новое жилище. ВРЯД(ЛИ) я КОГДА(НИБУДЬ) увижу реку более таинственную, чем Пра. Море шепталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ с берегом, и ветер ТАК(ЖЕ) носил его шёпот по степи.

6)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова На ТЁМНО(СЕРОМ) небе (КОЕ)ГДЕ мелькают звёзды. Софья Львовна (НА)СКОРО, (КОЕ)КАК причесалась. Ямщики засвистели (ПО)СТЕПНОМУ, сытые тройки рванули (В)СКАЧЬ. ТАК(ЖЕ) мощно, как (В)ВЕРХ, эвкалипты растут и в толщину. Дни ещё (ПО)ОСЕННЕМУ ласковы, ЗА(ТО) ночи уже холодны.

7)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Пока я размышлял о судьбе Ангары, (ПО)МАТЕРИНСКИ вскормившей меня в детстве в (ПОЛУ)ТЫСЯЧЕ километров отсюда, солнце село. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно - можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь. ПОЧЕМУ(ТО) солнце не могло меня согреть, огонь от костра ТО(ЖЕ) не грел, а лишь обжигал. К середине октября поля МАЛО(ПОМАЛУ) желтеют, лишь (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеет посаженная под зиму рожь. Хотя мы покидаем родные места, ВСЁ(ТАКИ) мы (С)НОВА возвращаемся к ним.

8) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова В жару всё живое спряталось КУДА(ТО) и боится поднять голову, ЧТО(БЫ) не спалить волос и не обжечь нос. Павел узнал самые первые, (ПО)ДЕТСКИ наивные постройки в парке: хижину монаха, беседку (В)ВИДЕ башни. Всё было хорошо и КАК(ТО) особенно, не (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ понятно и близко. Среди кустарников ещё можно видеть (КОЕ)КАКИХ представителей флоры, например, шиповник, лимонник, а ТАК(ЖЕ) калину. Теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЁ(ЖЕ) растут кустики можжевельника.

9)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

10)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ. Между двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала (ИЗ)ПОД снега колея заброшенной дороги. Те, кто хоть раз посетил Кижи, ВРЯД(ЛИ) смогли остаться равнодушными и КОГДА(ЛИБО) забудут увиденное там. Я не могу сказать, ЧТО(БЫ) мне было страшно, но идущая гроза рождала во мне КАКУЮ(ТО) смутную тревогу

11)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова (С)ВЕРХУ Япония выглядела маленькой, ЗА(ТО) моря было много. ВРЯД(ЛИ) есть КАКИЕ(ЛИБО) основания для неуспеваемости этого ученика. Весной липа зеленеет и как БУД(ТО) просит, ЧТО(БЫ) и все деревья зеленели вместе с нею. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дороги мы два раза пересекли реку (В)БРОД. Бывает радостно, когда одна и ТА(ЖЕ) примета сохраняется в лесах ГОД(ЗА)ГОДОМ.

12)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова (ПО)ВЕРХУ противоположного берега (В)ПЛОТНУЮ к самому обрыву подступал старый лес. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции. (ИЗ)ПОД куста черёмухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я ТОТ(ЧАС) узнал соловья. (С)НАРУЖИ вдоль стены были посажены кусты, ТАК(ЧТО) заглянуть внутрь было нельзя. Возле домика перед грядками маленького, ЗА(ТО) (НА)РЕДКОСТЬ заботливо возделанного огородика стоял мужчина.

13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ТЕЧЕНИЕ недели солдаты (ПО)ОДИНОЧКЕ пробирались через линию фронта. (В)ВИДУ густого тумана все рейсы были отменены, и пассажирам пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ двух суток дожидаться лётной погоды. ПО(ЭТОМУ) ответу политика стало понятно, что он ВРЯД(ЛИ) правильно понял заданный ему вопрос. Наша планета слегка сплюснута (В)БЛИЗИ полюсов (В)СЛЕДСТВИЕ вращения вокруг своей оси. Мама всегда (КАК)БУДТО удивлялась всему, ЧТО(БЫ) я ни рассказывал.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Весной хоть грязно бывает, ЗА(ТО) солнце такое весёлое, (И)ТАК удивительно, когда деревья вспыхивают нежной зеленью. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох. Река набегала к угору (ИЗ)ДАЛЕКА, упиралась в него своими сильными струями и заворачивала (В)ПРАВО. (НА)УТРО мороз несколько спал и ТАК(ЖЕ), как накануне, выглянуло солнце. Алёхин жил (В)НИЗУ, в двух комнатах, где КОГДА(ТО) жили приказчики.

15)Определите предложение в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова (В)СКОРЕ в конце улицы ИЗ(ЗА) угла показался прохожий. ЧТО(БЫ) ни говорилось о политических соображениях, (НИ)КАКИЕ высокие слова тут не могут служить оправданием. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей моей болезни я чувствовал себя так, (КАК)БУДТО был прикован бесчисленными цепями к какой-то глухой стене. Уверенность эта возникла у меня (В)СЛЕДСТВИЕ бесконечных путешествий и самых разных работ которые я уже успел перепробовать (НЕ)СМОТРЯ на мои двадцать пять лет. Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО что было задумано ПО(СКОЛЬКУ) наши планы изменились.

16)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Я ТО(ЖЕ) должен буду рассказать ему ЧТО(НИБУДЬ) особенное. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ. (В)СЛЕДСТВИЕ КАКОЙ(ТО) задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд. Отсюда открывался вид на излучину реки с порожистым перекатом (ПО)СЕРЕДИНЕ и высокой аркой моста (В)ДАЛИ. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.

17)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Сергей (НЕ)РАЗ выручал меня в трудных ситуациях, (ПО)ЭТОМУ я знаю, что на него можно положиться. За комнатными цветами приходилось ухаживать (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от времени года, а ТАК(ЖЕ) состояния растения. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что ветер ослабевает, но (В)СКОРЕ начался настоящий ураган. (ПО)ТОМУ, как ведёт себя человек в споре, можно многое о нём сказать, (ТАК)КАК именно в острых ситуациях проявляются многие черты характера. ЧТО(БЫ) ознакомиться со школами Европы, Л. Н. Толстой уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ.

18)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Снег в Норильске сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ. Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ. (В)СКОРЕ терпение наше лопнуло, и, (НЕ)ВЗИРАЯ на непогоду, мы решили идти назад к морю. От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось постоянно вычерпывать воду. На той же самой даче обнаружились несметные сокровища (В)ВИДЕ бриллиантов, а ТАК(ЖЕ) золотых денег царской чеканки.

19)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова Дубы росли (ПО)ДАЛЬШЕ от берега, и лист их звучал совсем (ПО)ДРУГОМУ. Но сотрудник ВСЁ(ТАКИ) не во всё посвящён (В)ВИДУ его молодости. Приезжие кричали так, БУД(ТО) между ними километры и (ОТ)ТОГО, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь. Пыльный воздух комнаты был БУД(ТО) распилен сверху (ДО)НИЗУ косым лучом солнца. (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени (В)СЛЕД бежавшему раздавались громкие крики.

20)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как, (НЕ)СМОТРЯ на строгий запрет родителей, ходили в заброшенный парк. (С)НАЧАЛА вечера всё было тихо, (ЗА)ТЕМ вдали раздался звук автомобильного мотора. (ОТ)ТОГО, что было задумано, пришлось отказаться ПО(СКОЛЬКУ) наши планы изменились. (В)СИЛУ сложностей, возникших (ВО)ВРЕМЯ подготовки спектакля, премьеру пришлось отложить. Они (КАК)БУДТО сговорились - говорили одно и ТО(ЖЕ).

21)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ЧТО)БЫ тебе ещё сказать, (ЧТО)БЫ ты меня простила? Туман растянулся (В)ВИДЕ скатерти, (В)СЛЕДСТВИЕ чего мы потеряли их. (В)СВЯЗИ с изменением расписания и (В)ВИДУ нелётной погоды мы отложили поездку. Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы.

22)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. В(ТЕЧЕНИЕ) всей дороги я думал о случившемся, а ТАК(ЖЕ) о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. С корабля я увидел (В)ПЕРЕДИ остров, (В)СЕРЕДИНЕ которого высились скалы. Туристы (НА)КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В)ПЕРЕДИ их ждала новая преграда. ЧТО(БЫ) она ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО)ЭТОМУ к её мнению прислушивались.

23)В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС? тот(же), (по)одиночке, (пол)яблока (по)над берегом, (русско)английский, (город)порт (потому)что, (светло)золотистый, где(либо) (пресс)секретарь, (всё)равно, (всего)навсего

24)Определите предложения, в которых выделенные слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. (В)ЗАКЛЮЧЕНИИ статьи шли таблицы. (НЕ)СМОТРЯ на усталость мы быстро дошли до реки. Из-под ног выпорхнула какая-то птица (НА)ПОДОБИЕ перепёлки. Пограничники всматривались (В)СЛЕД, оставленный на свежем снегу.

25)Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Но ТАК(ЖЕ), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. Мне пришлось быть (ПРИ)ТОМ, когда он начал писать свой первый роман. Почему-то мне стало грустно, может быть, (ОТ)ТОГО, что в доме было очень тихо. Замысел, ТАК(ЖЕ) как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями. КАК(БЫ) мне хотелось вернуться в тот далёкий, забытый всеми городишко. Что впервые заставляет человека взять в руки перо, ЧТО(БЫ) не выпускать его до конца жизни? Снег слетает от ветра и (ОТ)ТОГО, что по веткам прыгают белки. ЧТО(БЫ) такое оригинальное вам пожелать?

26)Укажите все предложения, в которых выделенное слово пишется СЛИТНО. Капли дождя были (В)ВИДЕ серебристых бусинок. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут небо сплошь затянулось тучами. По небу на горизонте шли косые тёмные полосы, (КАК)БУДТО дождь шёл. Новая модель была сделана (НА)ПОДОБИЕ куба.

27)Определите предложение, в котором выделенное(-ые) слово(-а) пишется(-утся) СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это(-и) слово(-а). Нужно, ЧТО(БЫ) ты встал ПО(РАНЬШЕ). Что ты имел (В)ВИДУ? (ЗА)ТЕМ, что происходило, все наблюдали не дыша. (И)ТАК, мы двинулись пешком.

28)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? Офицеры ТАК(ЖЕ), как и обыкновенно, жили (ПО)ДВОЕ в раскрытых полуразорённых домах. У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши. (В)ПОСЛЕДСТВИИ я вынул из чемодана и показал золотой медальон (В)ВИДЕ сердечка. По дороге то и дело оглядываешься: не ДОГОНИТ(ЛИ) какая подвода, ЧТО(БЫ) попросить у хозяина её положить вещи, а самому идти рядом с телегой.

29)Укажите все предложения, в которых выделенное слово пишется СЛИТНО. Казалось, (КАК)БУДТО наступили сумерки. Овсяная каша хвалилась, БУД(ТО) с коровьим маслом родилась. К сторожке была ещё другая дорога, её я ТО(ЖЕ) знал. В комнате было тихо, в доме ТО(ЖЕ) не начиналось движение.

30)В каком ряду оба слова пишутся СЛИТНО? (в)течение года, (древне)русский язык (в)следствие заморозков, (не)(с)проста (собственно)русская лексика, (пол)города (не)смотря на неудачу, иметь (в)виду правило

31)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы. (ПО)ЗИМНЕМУ задумчивый лес КАК(БЫ) притаился в тревоге. ЧТО(БЫ) тебе ещё сказать, ЧТО(БЫ) ты меня простила. ТАК(ЖЕ) мощно, как (В)ВЕРХ, эвкалипты растут и в толщину.

30)Укажите все предложения, в которых выделенные слова пишутся СЛИТНО. Экспедиция наша утром отправилась (В)ГЛУБЬ пещеры Мы медленно продвигались вперёд, (НЕ)ВЗИРАЯ на сильный снегопад. Нашим друзьям отдых ТО(ЖЕ) понравился. Сначала мы шли быстро, (ЗА)ТЕМ сбавили темп.

31)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое. (С)ПРАВА от нас вьётся хорошо заметная, но ВСЁ(ЖЕ) давно не хоженная тропинка. (В)НАЧАЛЕ весны это дерево белое и пушистое, БУД(ТО) облако, спустившееся на землю. В этом доме писатель жил (ПО)ДОЛГУ, если не уезжал (ЗА)ГРАНИЦУ или на юг. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

32)В каком ряду все слова пишутся СЛИТНО? (сине)зелёный, (светло)волосый, (быстро)растворимый двадцати)(двух)летний, (восточно)европейская овчарка, (выше)названный (древне)египетский, (жаро)понижающий, (атомно)молекулярный (Западно)Сахалинские горы, (засухо)устойчивый, (гамма)лучи

33)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? ЧТО(БЫ) ни случилось со мной, я ТАК(ЖЕ), как и раньше, буду любить книги. Многие, (НЕ)СМОТРЯ на трудности, твёрдо верят в свою судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для них не бесцельное скитание по морю суеты. (ПО)НАЧАЛУ романа трудно было судить о достоинствах рукописи, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ автора ждал успех. ЧТО(БЫ) не отстать и не потеряться, я (ТОТ)ЧАС бросился догонять свою группу.

34)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? (С)НАЧАЛА мы поднялись (НА)ВЕРХ золочёного купола собора. (В)ТЕЧЕНИЕ часа звук КАК(БУДТО) приближался к нам. Где-то (В)ДАЛИ, у самого горизонта, (НА)ВСТРЕЧУ солнцу двигалась свинцовая туча. (ПО)ЗИМНЕМУ парку (ТО)ЖЕ бегали ребята в спортивных костюмах.

35)Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Дорога, ТАК(ЖЕ) как и натянутые провода, уходила за горизонт. Ветерок ТО(ЖЕ) притих. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, если бы поезд опоздал. Читать книги нужно, ЧТО(БЫ) обогащать свои знания. Песня над домом смолкла, ЗА(ТО) над прудом соловей заводил свою. Старичок говорил очень протяжно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) изумил меня. Зайчонок промелькнул и спрятался ЗА(ТО) дерево. Юноша исчез за дверью ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился.

36)В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис? Девушка сидела у окна, шила ЧТО(НИБУДЬ) и (ИЗ)РЕДКА поглядывала на брата. По болоту распространялся волокнистый туман, сквозь мёртвую тишину ЧУТЬ(ЧУТЬ) проносился КАКОЙ(ТО) смутный шёпот. Брести по ночному лесу даже привычному охотнику всегда КАК(ТО) жутко, (ПО)ТОМУ что вас охватывает мёртвая тишина. (В)ДАЛИ глухо гукнул первый удар грома, как БУД(ТО) он прокатился под землёй.

Я много видел живописных(живопись)и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь (то,либо,нибудь-черточку не забудь)увижу реку более девственную(девственность)и таинственную(таинственность)чем Пра.?(не очень понимаю,что за река):))

Сосновые сухие леса на её берегах перемещались(перемещать,нуу как бы ча,ща с а)с вековыми дубовыми рощами(ча,ща), с зарослями ивы, ольхи, осины. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над её коричневой, но совершенно прозрачной водой.

Заросли (рос-О;раст-а,выдели корень рос)вереска и брусники подходили к самой воде(воды мн.ч)перепутываясь с зарослями розовой частухи и телореза.

Река шла причудливыми изгибами, её сухие затоны терялись (потеря)в сумраке прогретых (приставки пра не бывает)лесов. Над бегучей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а вышине парили огромные ястребы.

(К. Паустовский)

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание графически.

2. Определите стиль и тип речи.
Тип:описание
Стиль:художественный

3. Как связаны предложения в тексте? Как связаны абзацы текста?

4. Определите тему и идею текста.
Таинственная река Праг?

5. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему, идею текста.
Сверкающие стрекозы,причудливые изгибы,огромные ястребы,корабельные сосны,вековые дубовые рощи...

6. Найдите в тексте художественные изобразительные средства языка. Какова их роль в тексте?
Корабельные сосны лежали,как литые мосты(сравнение)
Сосновые леса перемещались(олицетворение)
Затоны терялись(олицетворение)
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

5. Озаглавьте текст.
Самое живописное и глухое место России.

6. Выпишите словосочетаний «прил + сущ». Определите род, число, падеж прилагательных.
Живописных глухих мест(Р.п,мн.ч)
Девственную таинственную реку(в.п,ед.ч.,ж.р)
Сосновые сухие леса(и.п.,мн.ч)
Чувак,тут ооочень много выписывать)))давай сам:)

7. Образуйте от данных прилагательных сравнительную простую и составную степень, а затем простую и составную превосходную степень:

Живописных,
Живописнее,более живописный
Живописнейший,самый живописный

глухих,
Глуше,более глухой
Глушайший,самый глухой

причудливые,
Причудливее,более причудливый
прозрачной
Прозрачнее,более прозрачный
Самый прозрачный

8. От прилагательных, указанных в задании 7, образуйте краткую форму.
Живописен,глух,причудлив,прозрачен.

8. Определите разряды имён прилагательных во всём тексте.

7. Проведите фонетический разбор слов: её, сухие.
Её - слово из 2 слогов: Е-ё. Ударение падает на букву ё.
Транскрипция слова: [й’ий’о]


-
[и] - гласный, безударный
ё - [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
-
[о] - гласный, ударный

В слове 2 буквы и 4 звука.

сухие - слово из 3 слогов: су-хи-е. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [сух’ий’э]

с - [с] - согласный, парный глухой, парный твёрдый
у - [у] - гласный, безударный
х - [х’] - согласный, непарный глухой, парный мягкий
и - [и] - гласный, безударный
е - [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
-
[э] - гласный, ударный

В слове 5 букв и 6 звуков.

8. Выполните морфемный разбор слов: зарослями
За-приставка
Рос-корень
Л -суффикс
Ями-окончание

Живописных,
Жив,пис-корень
Н-суффикс
ых-окончание
Но возможно,сейчас уже корень Живопис(точно сказать немного,посмотри в словаре)

перепутывались.
Пере-приставка
Пут-корень
Ыва,л-суффикс
И-окончание
Сь-постфикс

9. Синтаксический разбор:
РАЗБОР НА ФОТО:)
Сосновые сухие леса на её берегах перемещались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи, осины.

«Страна Россия» - Географическое положение. Традиции и обычаи страны. Города России. Города. ? Памятники России. Москва. Москва Томск Санкт-Петербург. Традиции и обычаи. Памятники России. От места расселения большей частью и приняли свое название славяне. Цель?Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране.

«Урок по истории России» - Россия. I раунд. Урок - игра. Древняя Русь. II раунд. Урок по истории России. Российская империя. III раунд. «Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства» А.Н.Толстой.

«Россия на рубеже веков» - М.М.Сперанский. Автор проектов государственного переустройства(введение гражданских и политических прав). Открытие в Казани, Дерпте, Харькове университетов. Александр I .Начало правления. Уничтожение Тайной канцелярии. Большинство городов относились к разряду малых. Армии возвращены русские названия и форма.

«Границы России» - Геополитические. Внутренние воды. Экономические. Контактные: Интеграционные Соединяющие «прозрачные». Безопасные. От Баренцева до Балтийского моря. Монголия. Воздушное пространство над открытым морем. Кндр. Морские 38,8 тыс.км. Древний пограничный столб. Баренцево море. Литва. Россия. Польша. Белоруссия.

«Россия в 18 веке» - Русские радикалы: Н.И.Новиков, А.Н.Радищев. Подумай, порассуждай… Вывод. Общественная мысль в России: основные направления. Подберите синоним понятия «рационализм». Просвещение в России XVIII века. А.Н.Радищев. Идея «Великой России» в XVIIIвеке была представлена: Борьба идей в XVIIIвеке. Почему в XVIIIв. в России не получил широкого распространения либерализм?

«Герои России» - Имел четыре степени. В октябре 1941г. ушла добровольцем в партизанский отряд. Былинные герои. 3. Героические даты. 1). 1941 - 1945. Флот. 5. Великий полководец, без которого трудно представить Победу. 1.Награды. 2.Киногерой. Каким образом? 2.Первый московский князь, возглавивший борьбу против татар.

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте».

Вид рассуждения – рассуждение-размышление.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…

(К. Паустовский)


1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.

2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»

3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.

4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства (сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.

5. Сделаем для себя вывод и запишем его:

«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».

Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.

Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий тезис.

6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».

9. Перейдем к доказательству второго тезиса.

Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».

10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Мы доказали третий тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».

11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.

12. Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

Смотрите также →

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.