Положение о логопункте в школе 214. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей с

Утверждено на заседании актива дефектологов
г. Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования
от 24 февраля 2000 г.

Пояснительная записка

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп , направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду , не имеющем специализированных групп:

Журнал состояния речи всех детей;

Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

Индивидуальные тетради для занятий детей;

Журнал посещаемости занятий;

Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда:

1. Общие положения:

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;
законами Российской Федерации;
решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцией о правах ребенка;
Уставом дошкольного образовательного учреждения;
инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
настоящей должностной инструкцией;

Логопед должен знать:

Возрастную и специальную педагогику и психологию;
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
новейшие достижения дефектологической науки;
правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции учителя-логопеда:

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности:

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

15. Осуществляет связь с родителями.

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.

Права учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Ответственность учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда:

Вводная часть.

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

Кипячением в стерилизаторе;
- обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

1.1. Логопедический пункт в ДОУ организуется с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Основными задачами логопедической службы являются:

- коррекция различных нарушений речи у детей дошкольного возраста;

- профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).

1.2. Логопедический пункт при ДОУ открывается приказом руководителя ОУ на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи, при наличии на начало учебного года 20 -25 детей с различными нарушениями в развитии устной речи.

1.3. Деятельность логопедического пункта регламентируется Уставом ДОУ и настоящим Положением.

1.4. Непосредственное руководство работой логопедического пункта в ДОУ осуществляет заведующий данного дошкольного образовательного учреждения.

2. Организация логопедической работы

2.1. Зачисление детей на коррекционные занятия проводит учитель-логопед данного ДОУ по результатам обследования детей в начале и конце учебного года. При зачислении учитываются характер и степень тяжести речевых нарушений, возраст детей. В первую очередь зачисляются старшие дошкольники. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, алалия, заикание) и задержкой психического развития должны быть направлены в специализированные учреждения (группы). В случае отказа родителей от перевода ребенка со сложной речевой патологией в специальную группу учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

2.2. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года.

Дети выводятся из числа занимающихся в логопедическом пункте в течение всего учебного года по мере исправления речевых нарушений.

Приём детей в логопедический пункт производится также в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

2.3. В должностные обязанности учителя – логопеда должна включаться работа только с детьми, имеющими речевую патологию.

2.4. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2 - 3 месяцев до 1,5 - 2 лет и более.

2.5. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий - от 10 до 20 мин. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит в группу по окончании занятия.

Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей, частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического).

2.7. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

2.8. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, воспитателей тех групп, чьи дети занимаются в логопедическом пункте, администрацию образовательного учреждения.

Принято на Совете педагогов Утверждаю

В МДОУ детского сада № Заведующая МДОУ детского сад №

_________________________ ________________________________

протокол № _______________________________

«____»_____________ 20 г. «____»_______________20 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы МДОУ д/с№ ___ (далее МДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью:

· организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера);

1.4. Основные задачи логопедической группы:

· коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

· своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

· коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

· активизация познавательной деятельности детей;

· пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедическая группа в дошкольном образовательном учреждении открывается на основании приказа отдела образования Советского района и комплектуется в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

Фонетическое недоразвитие (ФН);

Заикание.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе коллегиального заключения ПМПК Советского района. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Задержку психического развития;

Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

В старшей группе - 20-25 минут;

В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая МДОУ:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

Готовит документы для обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения в специальные группы;

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

Информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов и педагогических советах муниципального дошкольного образовательного учреждения;

Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации. - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - отчет логопеда за год.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, квалификационной категории.

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.


Приложение к Уставу Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №64

В.А. Ахматова

Положение

о логопедической службе

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Основная цель логопедической службы – оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей. Организация деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать речевые и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.

1.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями и городской психолого-медико-педагогической комиссии, должностной инструкцией.

II. Направления деятельности логопедической службы.

2.1.Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:

Диагностическое;

Коррекционно-развивающее;

Профилактическое;

Консультативно-просветительское;

Организационно- методическое;

Исследовательско - аналитическое.

2.2.Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

2.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания, утвержденного директором образовательного учреждения. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.

2.4. Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.

2.5. Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах образовательного учреждения, школьных заседаниях методических объединений; родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.

2.6. Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

2.7. Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.

2.8. Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

I II . Организация логопедической работы

3.1. В группы для получения специальной логопедической помощи зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября относительно вновь прибывших младших школьников, и с 15 по 30 мая относительно обучающихся, получающих специальную логопедическую помощь в течение данного учебного года.

Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке обследованных для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

3.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы зачисляются обучающиеся с однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов.

3.4. Наполняемость группы или подгруппы обучающихся с первичной речевой патологией определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой:

С общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел.;

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.;

С фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;

С недостатками произношения – 6-7 чел;

Заикающихся детей – 3-4 чел.

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

3.5. Логопедические занятия с обучающимися общеобразовательной школы проводятся в часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).Обучающиеся, не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.

3.6. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

Общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;

ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;

С группой заикающихся - 3 раза в неделю;

Фонетический дефект – 2 раза в неделю;

Индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.

3.7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – 1,5-2 года.

3.8. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

3.9. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.

Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для того, чтобы: проверить письменные работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.

В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

    посещение уроков в общеобразовательных классах;

    посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем общеобразовательном учреждении;

    оформление промежуточной или итоговой документации;

    подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;

    посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;

    консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста районного ЦДиК, руководителя районного методического объединения.

3.10.Учителем-логопедом систематически ведется следующая документация:

    Журнал со списком обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи по установленному в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» образцу.

    Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.

    Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.

    Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися.

    Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.

    Общий план методической работы на учебный год.

    Рабочие тетради обучающихся.

    Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

    Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.

I V. Функции руководителя общеобразовательного учреждения и учителя-логопеда

5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения.

5.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

5.3. Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся; обеспечивает усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

5.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.

5.5. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Советская

средняя школа №1»

С.Г. Антонова

«_____»_____________2015 г

Положение

об организации и работе логопедического пункта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым

    Общие положения.

1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы, Инструктивным письмом № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» МО РФ от 14.12.2000г.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.

1.3. Логопедический пункт является структурным подразделением МБОУ «Советская СШ №1».

1.4. Общее руководство работой логопедического пункта возлагается на руководителя школы.

1.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудуется согласно требованиям к нему.

2. Цели и задачи.

2.1. Логопедический пункт МБОУ «Советская СШ №1» создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.

3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.

3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

3.4. Организационно-методическая работа направлена на:

Повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

Обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;

Повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

4. Порядок комплектования и организация деятельности.

4.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

4.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ со следующими диагнозами:

Общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

Фонематическое недоразвитие речи (ФНР);

Заикание;

Недостатки произношения – фонетический дефект;

Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

Нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

4.3. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ, со следующими диагнозами:

ОНР;

ФФНР;

ФНР.

4.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

4.5. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.

4.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.

4.7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

4.8. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

4.9. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:

    для учащихся 1-х классов 35 минут;

    для учащихся 2-х-4-х классов 40 минут.

Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

4.10. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.

4.11. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.

4.12. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.

5. Организация логопедической работы

5.1. Предельная наполняемость логопедического пункта- не более 20 человек.

5.2. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению № 3 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.

С общим недоразвитием речи (ОНР) -до 3 человек;

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)- до 4 человек;

Фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)- до 5 человек;

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонетическим (фонематическим) недоразвитием речи- до 5 человек;

С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи – до 4 человек;

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи- до 2 человек;

Заикающиеся- до 3 человек;

С недостатками произношения отдельных звуков- до 6 человек;

Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся

5.3. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики), (основание: письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)

5.4. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

5.5. Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;

С заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

5.6. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.

5.7. В случае уточнения диагноза обучающегося с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

5.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед и классный руководитель.

6. Права и и обязанности учителя-логопеда.

6.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности «логопедия».

6.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством.

6.3. Учитель-логопед:

Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;

Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

Консультирует родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам коррекции нарушений в развитии письменной и устной речи

Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет в форме текста и в форме отчета-сетки о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно приложению № 4 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.

6.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально, на консультативную работу отводятся 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями; оформляет необходимую документацию.

6.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно приложению № 5 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000

7. Документация логопедического пункта.

7.1. Инструктивное письмо

7.2 Положение об организации логопедического пункта

7.3 Должностная инструкция учителя-логопеда.

7.4. Годовой план работы учителя-логопеда

7.4. Расписание логопедических занятий

7.5. Список обучающихся, зачисленных для занятия в логопедический пункте

7.6. Журнал учета посещаемости занятий логопедических занятий обучающимися

7.7. Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся

7.8. Журнал консультаций

7.9. Речевые карты на каждого обучающегося

7.10. Рабочая программа на каждую группу обучающихся.

7.11. Индивидуальные тетради обучающихся

7.12. Анализ работы и отчет за год.

7.13. Паспорт логопедического кабинета

8. Руководство работой логопедического пункта

8.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется администрацией образовательного учреждения.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.