Обучение грамоте буква з в подготовительной группе. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:"Знакомство с буквой З,зь"

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З»

Автор: Пышнограева Елена Николаевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому воспитанию», г. Лиски
Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Звуки [з], [з’], буква З». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, воспитателям логопедических групп, логопедам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З».
Интеграция образовательных областей «Развитие речи», «Познание», «Социализация».
Цель: Знакомство со звуками [з], [з’], буквой З,
Задачи:
Образовательные: Научить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, учить пересказывать тексты с опорой на наглядно-графический план.
Развивающие: Развить фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Речевые: Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Демонстрационный материал:
Модели артикуляции звуков, куклы настроения, буква З, «Феи звуков».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки, схемы слов, фишки синего, зеленого, красного цвета, зеркала, части буквы З, бумага, простой карандаш.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итога.
Ход НОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед.
Ребята, вспомните правила поведения на занятии:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Посмотрите на модели звуков. Сядет тот, кто отгадает слово.

(небо, дождь, гром, друг, лес, дом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед.
Достаньте из белого конверта части, соберите разрезную картинку.
Отгадайте загадки.
Отгадку назовет тот, у кого такая картинка.
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (заяц)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать её опасно, Укусит. Ясно? (змея)

От дождя
спасает, А сам намокает. Хотя намокает, Но не промокает. (зонт)

Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке, На спине огромный горб, Ест траву, а так же ветки! (зубр)

Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)

Друг за другом встали доски,
Как тигриные полоски.
Только тигр не убежит –
Грядки с луком сторожит. (забор.)

Логопед.
Произнесите первый звук в каждом слове?
Правильно, это звук [з]. Возьмите зеркала, произнесите звук [з]. Что происходит с губами, когда вы произносите этот звук?
Дети: «Улыбаются».
Логопед: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Логопед: Какой дует ветерок при произнесении звука?
Дети: Холодный.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой З.
Звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З. Посмотрите на нее.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Возьмите синий конверт. Выложите букву З из частей.


На что похожа буква З?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три.
Произнесите звук [з]. Охарактеризуйте его.


Произнесите мягкий звук.
Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Возьмите схемы слов.
Определите место звука [з] в словах: забота, коза, зубы, медуза.


Составьте схему слова зал.
Получите из зал – ал – ла – зил.
ФИЗМИНУТКА
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
Игра с мячом «Наоборот»:
день-…, грусть-…, зло-…, холод-…, ложь-…, друг-…, юг-…, чистота-…, отдых-…
И мы продолжаем работу.
Послушайте рассказ.
Захар шел по лесу и увидел рябину. На дереве росли ягоды. Мальчик протянул руку и сорвал гроздь. «Покормлю птичек», - подумал Захар. Вдруг прилетел снегирь. Он выхватил ягоды и сел на дерево. Мальчик потер лоб. Чудеса!
- Что увидел мальчик?
- Что росло на дереве?
- Что сделал Захар?
- О чем он подумал?
- Кто прилетел?
- Что сделал снегирь?
- Что сделал Захар?
- Возьмите бумагу и карандаш. Изобразите предложения графически.
- Но сначала подготовим пальчики к работе:
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Перескажите рассказ.
- Посмотрите на кукол настроения. Выберите ту, у которой такое же настроение, как у Захара.


- Почему выбрали эту куклу? (грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
  2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков « [З], [З’]» , формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  3. Определять положение звука в слове.
  4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
  5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение).
  6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки), рабочие тетради, касса букв, цветные карандаши, предметные картинки:

  • ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.
  • ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.
  • ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед : Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети : З – З – З

Логопед : А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети : Зь – Зь – Зь

II . Основная часть

1. Знакомство со звуками

Логопед : Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед : Правильно это звук З. Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети : «Улыбаются».

Логопед : А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

Логопед : А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети : Холодный.

Логопед : Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед : Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

  • М - З - Р – З - К – Т – З ……;
  • МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ ……;
  • ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …..;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков. )

Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З],[З’].

Логопед : Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З], [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).

5. Д/И «Новоселье»

Логопед : Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З],[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед : Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети : В названиях которых слышится твердый звук [З].

Логопед : А в домике с зеленой крышей?

Дети : В названиях которых слышится мягкий звук [З’].

Логопед : Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове: начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так: в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’], значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами).

6. Д / И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так,
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять
Надо зайкам поплясать.
Вот так, вот так,
Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради

Знакомство с буквой «З»

Логопед : Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).

Логопед : Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв. Д/И «Составь словечко»

  • Дети составляют слова из звуков: [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].
  • Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение: У Кати зонт.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо», 2011. – 174 с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
  5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: Звуки [з, з’], буквы З, з. Составление и пересказ сказки со зрительной опорой.

Цели: 1) уточнить характеристику звуков [з, з’] по артикуляционным и акустическим признакам; 2) повторить обозначение звуков [з, з’] буквой «З»; 3) совершенствовать навык выделения ударного гласного и деления слов на слоги; 4) развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику; 5) воспитывать доброжелательность и сочувствие ближнему; 6) развивать связную речь по средствам сказки.
Оборудование: большая картина замка, три ключа, замок, два человечка, книга-сказок, Золушка, солнышко, лес, Змей-Горыныч, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приготовьтесь, ребята, мы отправляемся в волшебную страну. (Дети топают ногами и садятся за парты).

2. Закрепление изученного.

а). Выделение звуков [з, з’ ]. Их характеристика по артикуляционным и акустическим признакам.

Мы попали в волшебную страну. Какой здесь красивый замок. И замок на нём висит большой. Как нам туда попасть? (Дефектолог показывает 3 ключа, которые висят около замка).

На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Чтоб замочек нам открыть,
Надо ключики добыть.

Первый ключ вы добудете, если назовёте звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворении.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы,
Все озёра - зеркала
Из зелёного стекла.

Какие звуки чаще всего встречаются в этом стихотворении?
- Какие они? Почему они согласные? Почему они звонкие?
- Как мы произносим эти звуки?

Язычок широкий - ниже,
Кончик - к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз… произнесём.

Молодцы! Вы заработали ключ. Попробую им открыть замок. (педагог пытается открыть замок). Не получается.

б). Развитие фонематического восприятия.

Попробуем добыть второй ключ. Для этого закройте глаза и внимательно меня слушайте. Я буду произносить слова и если в слове вы услышите звук [з], то один раз хлопните в ладоши, а если услышите звук [з’], то хлопните два раза. (Дефектолог произносит слова: зайка зима, загадка, замок, звонок, зефир, изюм, значок, зал, зарядка, пузырь)
- Молодцы! Вы добыли второй ключ. Попробую им открыть замок. Не открыть. Давайте попробуем добыть третий ключ.

в). Произношение звуков [з, з’] в слогах. Буква «З».

Чтобы добыть третий ключ, давайте сыграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком [з], а вы его будете переделывать на мягкий [з’], и наоборот.

за - зя зо - зё
зю - зу уз - узь
зи - зы азь - аз

Молодцы! Мы добыли последний ключ. Попробую открыть замок. Получилось. Посмотрите, а на обратной стороне замка написана какая-то буква.
-Какая это буква? («З») Какие звуки она обозначает?

г). Упражнение в выделении ударного гласного.

Давайте заглянем, что же находиться в этом волшебном замке. (Дефектолог открывает первую половинку ворот. Там прикреплены два человечка.)
- В этом замке живут два человечка - Зута (ударение на первый слог) и Зута (ударение на второй слог). Давайте их позовём.

- Позовём второго человечка.
- Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
- Странно, в этих словах по два слога, первый «зу», второй «та», а слова разные. Давайте ещё их позовём. Чем они отличаются?
- Правильно. Ударение - это сила голоса.
- В первом имени, какой ударный звук? А во втором?
- Давайте позовём и наши имена, называя ударный слог.
(Наташа - ударный гласный [а], ударение падает на второй слог и так далее).



д). Физкультминутка «Зарядка».

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».

е). Произношение звуков [з, з’] в словах, предложениях. Составление сказки.

Пришла пора в нашем замке открыть вторую половинку дверей. (Дефектолог открывает, а там прикреплена книга сказок)
- Ребята, посмотрите - это книга сказок. Но с ней что-то произошло. Все сказки перепутались, сказочные герои разбежались, осталось совсем немного. Что делать? Может быть, попробуем составить свою сказку? Как обычно сказки начинаются? (Дефектолог по мере составления сказки прикрепляет на доску сказочных персонажей).
- В некотором царстве, в некотором государстве жила-была… Золушка.
- Светило солнышко. Какое может быть солнышко? (яркое, нежное, весёлое, доброе).
- Золушка решила немного погулять. Она пошла в лес. Какой может быть лес? (сказочный, волшебный, таинственный, загадочный).
- В сказочном лесу она встретила…Змея-Горыныча. Змей-Горыныч увидел Золушку и захотел её…съесть.
- Ребята что же делать. Какая-то страшная сказка получается. Надо посмотреть, что ещё осталось в сказочной книге. (Дефектолог показывает шапку-невидимку).
- Что дальше будет в нашей сказке? (Дефектолог наводит детей на мысль, что Золушка надела шапку-невидимку и стала невидимой).
- Ребята, а дальше что делать? Ведь Змей-Горыныч злой. Заглянем в волшебную книгу, что там осталось. (волшебная палочка).
- А как нам может помочь волшебная палочка? (Дефектолог подводит детей к мысли превратить злого Змея-Горыныча в доброго).
- Золушка взмахнула волшебной палочкой, которую нашла в лесу и превратила злого Змея-Горыныча в доброго. Золушка сняла шапку-невидимку и подружилась со Змеем-Горынычем. С тех пор они стали настоящими друзьями.
- Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Послушаем её ещё раз. (Дефектолог повторно её пересказывает).

ё). Пересказ сказки детьми.
- А из вас кто-нибудь хочет ещё раз нам пересказать сказку? (Дети пересказывают).

Надо закрыть сказочный замок, чтобы в нём опять все сказки не перепутались. Закроем его на замок. Что-то странное со словами: «замок - замок». Слова вроде одинаковые, но обозначают разные вещи. В чём дело? (В ударении).
- Молодцы! Ребята, что мы сегодня делали? Что понравилось? Сегодня хорошо работали…
- А в подарок от сказочного замка получите вот такие картины различных сказок. Дома их разукрасьте, а потом мы их вклеим в нашу книгу сказок.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

Тема: Звук и буква «3»

Цели:

Уточнить произношение звуков [з], [зь] в изолированном виде, словах, фразах;

Развивать слуховое внимание, память;

Развивать мелкую моторику;

Артикуляционная гимнастика, сопряженная гимнастика:

Лексика; родственные слова, «назови ласково»;

Развитие фонематического слуха и восприятия «Добавь звук»;

Развитие графомоторных навыков.

Оборудование:

заяц - марионетка, открытка с изображением зубра, мяч, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Ι Вводная часть.

Угадайте, кто к нам сегодня придет в гости.

Это зверь лесной,

Меняет шубу зимой

Летом серый, зимой белый

Угадайте кто такой?

Для чего он меняет цвет своей шубки?

Давайте вспомним родственные слова.

Назовем зайца ласково: зайка, зайчик, зайчишка, заинька.

Заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок (Загибают пальчики, начиная с большого.

В заячьей избе живут, Складывают ладони «крышей».

Заячью еду грызут. Пальцы - «зубки».

Какая зимой еда у зайцев? Что они едят зимой?

Зайчики кору грызут,

Грызунами их зовут.

ΙΙ Сопряженная гимнастика

Текст

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

  1. В холодный зимний вечер сел зайчик на пенёк, стал вспоминать о лете.

Кулачок - пенёк

Ушки зайца - вверху 2 пальца

«Лопаточка»

  1. Летом вода в ручейке веселая, по камушкам бежит, весело журчит.

Волнообразные движения сцепленными пальцами

«Индюк»

Бл-бл-бл…

  1. А зимой твердая, превращается в лед.

Стучат кулачками

«Лошадка»

цокают языком

  1. Стал зайчик замерзать, задрожал.

Пальчики - ушки дрожат

«Заборчик»

З-з-з…..

  1. Вдруг что-то зашумело, засвистело… Спрятался заяц за пенек.

«Уши» вверх - за кулачок

«Дятел»

Д-д-д…

  1. Стал заяц по сторонам оглядываться

Опускаем «ушки» из-за кулачка вправо - влево.

«Часики»

  1. Посмотрел вверх-вниз

Поднимают «головку»

Зайчика вверх, опускают вниз

«Качели»

  1. Понял заяц, что это ветер. По низу дует - свистит.

Расслабляющие движения пальцев по столу «пробегают»

«Улыбка»

С-с-с…

«Желобок»

  1. Вверху - деревья качает, ветвями шуршит.

Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону.

«Парус»

Ш-ш-ш…

  1. Понял заяц, что ему ничего не угрожает, стал прыгать, песенку петь.

«Прыжки» пальцев по столу.

«Пианино»

Ла-ла-ла…

стало ему весело и тепло.

Когда зайчик замерзал, какой звук произносил?

(полный ответ) ...[з]

Когда это было?

Заяц замерзал зимой.

Какой звук повторяется? Как он звучит?

Подарим картинки Зиме и Зайцу.

ΙΙΙ Игра с мячом «Добавь словечко».

Слушаем внимательно,

Играем увлекательно.

Мячик я бросаю.

Фразу называю.

Кто мячик получает,

Тот словечко добавляет

И всю фразу повторяет.

1. Летом жарко, а зимой...

2. Летом день длинный, а зимой...

3. Летом вода жидкая, а зимой...

4. Летним вечером светло, а зимним...

5. Летом солнце высоко, а зимой...

6. Летний ветерок слабый, а зимний...

IVДинамическая пауза.

Зайцы скачут!

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

V Сказки "Зима и Зайцы" Пальчики помогут запомнить сказку.

Замела Зима, завьюжила,

Занавесила все кружевом.

Метут по столу вправо-влево, движения ладоней по кругу «занавесочка».

Заросли в лесу заснежила,

Запросили зайцы вежливо

«Ушки».

Замерзаем, извини,

Ты, Зима, нам помоги!

«Дрожат» ушки-пальчики.

И сказала им Зима

Помогу я вам, друзья!

Сжимают - разжимают кулачки.

Ладонь обнимает другую.

Но и вы мне помогите,

Задачу для меня решите.

Грозят указательным пальцем.

Прислал загадку Зубр Захар.

Кулачок, указательный палец и мизинец подняты, немного согнуты.

Слова в записке написал

Показывают прямую вытянутую ладонь.

Этих слов не поняла я

Этих слов совсем не знаю.

Левая ладонь вправо-влево,

правая ладонь - вправо-влево

Убы, айцы, аросли,

Онтик, амок, аписи.

Соединяют Б.П. с остальной левой рукой правая рука

Заяц Знайка подсказал,

Он слова эти узнал

«Ушки».

Зубр, когда это писал,

Первую букву потерял.

«Голова зубра»

Указательный палец вверх «один»

Буква эта твоя и моя

«З» зовут её, друзья!

Ладошки сгибают вперед - к себе.

Складывают «з» из палочек.

VI Вопросы к сказке.

1. Как называется?

2. Почему зайцы стали замерзать?

Что сделала зима?

Замела Зима, завьюжила. Движение пальцев.

Занавесила все кружевом . Дети повторяют по 2 строчки.

3 . О чем попросили Зайцы Зиму?

Замерзаем, извини,

Ты, Зима, нам помоги!

4. Кто прислал загадку Зиме? Как его зовут?

Прислал загадку зубр Захар,

Слова в записке написал.

5. Какую букву забыл написать Зубр Захар?

6. Почему Зайчик сказал Зиме, что это буква твоя и моя?

VII Фонематический слух

Давайте с вами поиграем, Мяч катают по столу.

Будем «з» к словам прибавлять,

Будем зиме помогать.

«Убы», «айцы», «аросли», «онтик», «амок», «аписи», «авиток», «авод», «агадка», «адача», «анятие», «аколка», «анавес», «абор», «убр», «акладка».

VIII Буква «3».

Буква «3» - 2 завитка

Ладошки ты согни слегка.

Руки мы соединяем.

Правую над левой располагаем.

Букву 3 теперь мы знаем,

В какую сторону смотрит буква «3»

Ответ.

2. Нарисовать в воздухе букву 3.

IX Творческое воображение

Сказка закончилась, а мы так и не узнали, помогла Зима зайцам или нет. Как вы думаете, чем зима могла помочь зайцам?

Ответы.

Зима сугробов намела. Руки в «замок», ладони соединяют над

Зайцам сделала дома. Головой - «крыша», одна ладонь - в кольцо,

Вот заячьи избушки другая прикрывает кулачки.

В них зайцы прячут ушки.

X Графомоторные навыки.

Заячьи избушки из сугробов: рисование полукругов и кругов.

Печатать букву «3».

XI Итог занятия.


2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.