На какие вопросы отвечает современная география? Роль и развитие современной георгафии. Профессия географ

Когда эпоха Великих географических открытий давно прошла, а каждый кусочек суши и моря получил своё название, может показаться, что современным землеописателям только и остаётся что без конца воспроизводить знания своих предшественников. Но последователи Колумба, Магеллана и да Гама готовы поспорить с этим. Сегодня, как и раньше, географы имеют огромные просторы для исследовательской деятельности.

География — это комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Исследователи-географы, занимающиеся изучением местности и её населения, открывают человечеству путь к рациональному ведению хозяйства. Работа географа состоит из множества задач: наблюдение, исследование, описание, анализ данных, ведение статистики, прогнозирование. Природа и человек находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому географические данные необходимо регулярного обновлять. Профессия требует от географов отлично ориентироваться не только в географии, но и в биологии, химии, физике, экологии, истории, экономике, социологии и других науках. Профессиональные качества географа — любознательность, аналитический ум, любовь к исследованиям, отличная память и развитый глазомер. Так как работа такого специалиста подразумевает нередкие командировки, понадобится и физическая выносливость, и умение ориентироваться на местности.


Физическая география, экономическая география, политическая география, картография, космоаэрокартография, геоморфология, гидрология, геохимия, геофизика, краеведение — лишь малая часть специализаций, которые может выбрать географ. Всего можно насчитать около полусотни направлений

Частый стереотип, с которым приходится бороться географам, это приравнивание их профессии к должности учителя. На самом же деле характер деятельности будет зависеть от выбранной географом специализации. Географы могут устроиться по специальности в научно-исследовательские центры, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, на картографические фабрики, в естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники, национальные парки. Географическое образование даёт возможность найти работу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных и городских комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды, на метеостанциях, в природоохранных организациях. При наличии лидерских качеств можно поискать себя в сфере экологического менеджмента.


Французский океанолог Жак-Ив Кусто — великий исследователь ХХ века, чей труд достоин восхищения

Востребованы сегодня и специалисты, работающие с геоинформационными системами. Геоинформационная система (ГИС) — это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Для такой работы нужна соответствующая квалификация.


В Беларуси самый обширный перечень географических специальностей имеет . Там готовят географов, специализирующихся на геоинформационных системах (причём не только на географическом, но и на военном факультете), будущих преподавателей географии и экологии, а также специалистов в геоэкологии, гидрометеорологии и космоаэрокартографии. Помимо Белгосуниверситета, в столице есть ещё один вуз, готовящий географов: квалификацию «Преподаватель биологии и географии» можно получить в .


Возможность выучиться на преподавателя географии дают и региональные вузы.

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

Греческое слово география, как вы знаете, означает землеописание. Начальной задачей этой науки действительно было описание: где и что на Земле возвышается и течет, растет и бегает, построено и распаха­но. На такую инвентаризацию пона­добилось несколько веков. Сначала люди просто осматривались вокруг, познавая окрестности для использо­вания их в своей жизни. Со временем они уходили от близких мест, а глав­ным образом уплывали, расширяя свой кругозор и возможности полу­чения земных даров. Дошло до пла­вания по морям и океанам. Открыва­лись новые континенты, острова, реки, горы.

Кстати, географическим открытием следует считать увиденное, описанное и положенное на карту. Многие наро­ды, в том числе и высокоразвитые, вроде американских ацтеков, майя и других, не додумались положить на карту свои земли и позволили «от­крыть» себя испанцам, португальцам, англичанам и французам. Такая недо­гадливость обернулась для них поте­рей собственных земель и свободы.

К середине XX в. земной шар был открыт, описан и положен на карту. В том числе вся наша страна имела топографические, геологические, поч­венные, климатические и другие карты. Значит, все? География выполнила свою задачу? Теперь она нужна только для общего образования и повышения культуры школьников?

Нет! Географическая наука, как и всякая другая, неисчерпаема. Да, география выполнила первую часть своего назначения. Она ответила на вопросы, что и где размещается. Но перед нею встали более сложные и необходимые для человечества за­дачи - ответить на вопросы «поче­му?», «как?» и «сколько?». Начинается самая сложная и увлекательная часть географии, единственной науки, ис­следующей взаимосвязи компонентов природы вообще и в условиях ис­пользования их людьми.

Для изучения всего этого внедря­ются разнообразные методы исследова­ния. Интенсивно применяются дистан­ционные методы, самые скорые в познании многих взаимосвязей в при­роде.

Дистанционный метод исследова­ний стал применяться в 1934 г. при создании топографической государ­ственной карты. Черно-белый аэро­фотоснимок содержит 64 различные тоновые градации. По ним при пер­вичном дешифровании аэрофотосним­ка на Земле можно определить практи­чески все предметы, включая различ­ные травяно-мохово-лишайниковые покровы, темнохвойные и светлохвойные, мелко- и широколиственные леса, песчаные, глинистые, солончаковые пустыни и т. п. Получив дешифро­ванный на земле снимок одного рай­она, можно по аналогии создавать топографическую карту других рай­онов, без обязательного посещения и наземных исследований. В результа­те к 1954 г. вся площадь страны была закартирована в масштабе 1:100 000 очень точной топографической съемкой. Несколько позже таким же ме­тодом составлена государственная геологическая карта. В ее создании географы, знакомые с методами аэро­фотосъемки, играли важную роль.

Со временем метод аэрофотосъем­ки развивался и уточнялся. Многие регионы большую часть года закрыты облаками. Однако сейчас это не по­меха.

В таких случаях используют вы­сокочастотный диапазон волн, не вос­принимаемый глазом человека, но фиксируемый специальной аппара­турой и преобразуемый затем в ви­димые изображения.

Для радиодиапазона земная ат­мосфера прозрачна, а неровности рельефа и различия растительности «видны» и под облаками, и ночью. Кроме того, радиосигналы проникают на определенную глубину в почву (до 0,5-1,5 м) и дают сведения о сос­таве грунтов, их влажности, уровне залегания грунтовых вод, что чрез­вычайно важно для сельского хозяй­ства.

В тепловом диапазоне специальной аппаратурой можно с точностью до 0,1 - 0,2°С определить температурные различия растительности, почв, воды. Это сродни слепой чувствительности летучих мышей или змей, которые «ви­дят» добычу на невидимых человеком волнах.

Этот метод получил широкое при­менение. Например, лесные пожары дают обширные дымовые завеcы. Ку­да сбрасывать парашютистов-пожар­ников? Снимки дают точный ареал пожара, направление движение огня, тут же выявляют сухие огнеопасные и, наоборот, более сырые, помогаю­щие тушению участки леса. Не выходя из самолета, пожарники точно узнают, где им выгоднее спуститься и какие методы огнетушения применять.

Тем же способом определяется температура и влажность почв, что крайне важно при решении, когда и какую культуру начинать сеять. Дис­танционное многозональное зондиро­вание применяют и для изучения вулканических районов, многолетнемерзлых почвогрунтов, разных ак­ваторий, пахотных полей и многих других объектов.

Сочетая различные способы съем­ки, можно изучить особенности релье­фа, гидрографии, геологии, распреде­ление растительности и почв на боль­шой территории, получить объектив­ную и оперативную информацию о тем­пературе, влажности и некоторых дру­гих параметрах поверхности, характе­ре и ходе процессов в атмосфере и океанах.

На рисунке приведена картина загрязнения акватории Финского за­лива, полученная путем сложения (синтезирования) снимков, сделанных в разных зонах спектра.

Для специальных целей применяют также и другие виды съемок – лазерное сканирование, гамма-съемку и др.

Вообще в географической науке сейчас происходит революция. Рань­ше многочисленные экспедиции соби­рали день за днем образцы почв, растений, делали замеры высот речных террас, обмеряли площади разнотип­ных лесов, болот, лугов и множества других компонентов природного комплекса. На это тратились многие годы и колоссальное физическое напряжение, о чем и рассказано в этой книге. Сейчас те же данные можно получить за считанные часы с помощью аэрофото- и космической съемки.

На картах из космоса часто отра­жаются такие подробности, которые не замечаются даже при наземных исследованиях. Космические снимки по сравнению с ними дают более точные данные о разломах, тектони­ческих трещинах, лесах, болотах, лугах и» даже отражают типы рас­тений.

По современным аэрофотосним­кам обновляются и создаются вновь более точные топографические кар­ты. На них сразу же обозначают­ся не только высоты речных террас, но и деревьев с запасами древесины на каждом участке. Если раньше 100 км2 снимали за три-четыре меся­ца в зависимости от сложности релье­фа, то теперь достаточно одного про лета самолета и тем более спутника, чтобы получить снимок на сотню квадратных километров. При этом все существующее можно измерить с точ­ностью в 1-2 м ширины и в 15 см высоты.

Важно, что появились методы обработки и хранения огромного ко­личества информации. Компьютерная техника берет на себя запись и архи­вацию всех данных с тем, чтобы при необходимости можно было легко выбрать все сведения по любому району страны.

Самое же главное достижение географии - осознание взаимозави­симости объектов и явлений на Земле. На базе прошлых наземных исследований развилась наука о ландшаф­тах, о том, что вся Земля состоит из небольших участков, имеющих только им присущее строение, специфические направления развития и достаточно определенные границы. Они живут в своем режиме и темпах развития, взаимодействия между собой. За­дача современной географии - об­наружение законов взаимодействия составляющих ландшафты частей и исследование взаимозависимости меж­ду ландшафтами. А для этого не­обходимо составление крупномасштаб­ной карты ландшафтов.

Учет глобальных видоизменений в пространстве и времени сейчас со­вершенно необходим при любом вмешательстве человеческой деятель­ности в природу; Именно такой рас­чет исключит многочисленные просче­ты ведомств при использовании от­дельных природных ресурсов (пе­реувлажнение и засоление почв при орошении, вспашке целины, переосушении болот, перерубе лесов на различных формах рельефа, губитель­ные действия процессов в многолетнемерзлых грунтах и многое другое).

География начинает использовать достижения кибернетики. Этим созда­ется геоинформационная система (ГИС), т.е. соединение всех сведе­ний о территории: состав грунтов, тектоническое положение, естествен­ная растительность и ее варианты, почвенные условия и разности в зави­симости от рельефа и увлажнения, климатические и мезоклиматические данные, освоенность промышленными и сельскохозяйственными предприя­тиями и динамика воздействия их на естественное состояние террито­рии, воздух, воду, почвы, медицинские условия и т. п. Банк данных постоян­но пополняется дистанционным зон­дированием в широком спектре электромагнитных волн в совокуп­ности с необходимыми наземными наблюдениями. Все это включается в ГИС.

География сейчас входит в круг точных наук, с помощью которых можно рассчитывать рациональное вмеша­тельство и планировать его дозы в естественных природных условиях и процессах. Имея технику и методы, географы могут выполнять ландшафт­ное картографирование ряда территорий (точных ландшафтных карт у нас по существу еще нет). На таких картах уже можно отражать причины возникновения или измене­ния каждого из природных компо­нентов. В первую очередь выявляют­ся данные о последствиях цивилизо­ванной деятельности на ландшафт, а значит, можно вырабатывать методы и способы предупреждения гибельных экологических последствий.

Однако это лишь новый этап географии. Со временем возникнут другие проблемы, ибо наука неисчер­паема, как жизнь и ее прогресс.

Похожие материалы:

С самого детства обожаю географию , ведь это так интересно узнавать новое об окружающем мире. Честно скажу, порой я жалею, что не стал географом:(

Кто такой географ

Сама наука относится к самым древнейшим - основы были заложены еще в I веке н.э. Именно тогда Птолемей обобщил все данные в единую науку. В наши дни ученые изучают географическую оболочку , которая, по сути, является взаимопроникающей сферой всех оболочек, а именно:

  • атмосферы;
  • литосферы;
  • биосферы;
  • гидросферы;
  • ноосферы.

Главный предмет изучения - взаимодействие человечества и природы , а основная цель науки - рационализация природопользования.


Географ , как ученый - достаточно широкопрофильный специалист , всесторонне изучающий всю планету. Можно сказать, что он занимается как изучением всей планеты, так и происходящих на ней событий. Сама наука как бы двойная: как естественная, так и социальная. Она не ограничивается одним только описанием, а занимается решением, разъяснением и предугадыванием . Важность ее в наши дни очевидна - она фактически работает на будущее человечества .

Современная география

В наши дни, когда казалось бы уже нет белых пятен на карте, наука не теряет свою актуальность. Ученые продолжают исследование нашей планеты делая уже не территориальные открытия, а пытаясь установить ту или иную географическую закономерность. География сегодня - система наук , в которой выделяются 3 направления:

  • география физическая - изучение рельефа и пород, растений, животных и так далее;
  • социально-экономическая - занимается изучением взаимосвязи природы и человека - территориальной организации общества;
  • картография - составление и дополнение карт.

Современная наука использует как старые методы, так и новые, например, аэрокосмическое исследование и моделирование . При помощи космических аппаратов стало возможным точное ориентирование в пространстве различных географических объектов. В Гималаях удалось обнаружить несколько высокогорных озер, а в Антарктиде был открыт целый горный массив.


Даже в XXI веке рано говорить о том, что новые открытия невозможны, ведь планета постоянно меняется . Это значит, что у географов постоянно есть предмет изучения, и вполне возможно, что главные открытия еще впереди .

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.