Методы логопедической работы с детьми. Инновационные методы и приемы в логопедической практике

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, 1989). Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических приемов. Среди которых можно выделить игровые приемы.

Такие как:

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.

Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:

С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.

Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.

Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение – это основа правописания на вступительном периоде.

Пальчиковая гимнастика

Она позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Самомассаж

На занятиях я использую элементы самомассажа лица. Он оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

Развитие общей моторики

Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Развитие мимических мышц

Это упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций. Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это “вырастить” нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами.

Развитие просодической стороны речи:

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Примерный комплекс.

Общая моторика.

Мелкая моторика.

Где обедал воробей

Дети машут перекрещенными ладошками.

В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают раскрытую пасть.

Пообедал я сперва

За решёткой у льва

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру,

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

На каждое название загибают по одному пальчику поочерёдно на левой, затем на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!

(С. Маршак)

Изображают раскрывающуюся пасть животного.

Самомассаж лица.

Выполнение действий по тексту.

Утром с мылом лобик моем,

Глазки моем, щечки моем,

Подбородок умываем,

Шейку тоже умываем.

Развитие мимических мышц.

У логопеда набор карточек изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.

Артикуляционная гимнастика "Приключения язычка".

  • Лягушка и слоник.

    Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)

    У него были друзья: лягушка и слоник. (рисунок 2) (рисунок 3)

    Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

    Раз – лягушка с толстым брюшком,

    Два – большой и добрый слон.

    Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,

    Как под душем, ту лягушку

    Поливал из шланга он.

    Киска сердится.

    У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)

    Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

    Выгляни в окошечко-

    Там увидишь кошечку.

    Кошка спинку выгнула,

    Зашипела, прыгнула…

    Рассердилась киска-

    Не подходите близко!

    Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.

    Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. (рисунок 5)

    Лодочка под парусом по реке плывет,

    На прогулку лодочка малышей везет.

    Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (рисунок 6)

    Давай покажем, как маляр крышу красил.

    Я сегодня утром встал

    И поселок не узнал:

    Каждый столб и каждый дом

    Был покрашен маляром.

    Если хочешь жить, как в сказке,

    Позови на помощь краски!

    Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)

    Давай покажем, какой гриб увидел язычок.

    Под берёзой, у дорожки

    Гриб растет на толстой ножке.

    Мимо мы пройти не сможем,

    Гриб в лукошко мы положим.

    Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)

    Давай изобразим как стучит дятел.

    Дятел на стволе сидит,

    Клювом по нему стучит.

    Стук да стук, стук да стук-

    Раздается громкий стук.

    Давай покажем, как зазвенел комарик.

    Прилетает по ночам,

    Не дает заснуть он нам:

    Зло звенит, над ухом вьется,

    Только в руки не дается.

    Гармошка.

    Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)

    Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

    Ну-ка, рот пошире, крошки.

    Поиграем на гармошке!

    Язычок не отпускаем,

    только ротик открываем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Нам не трудно повторять.

    Развитие дыхания.

    “Свисток”

    И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.

    Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).

    Используемая литература:

    1. Косинова Е.М. Уроки логопеда

    2. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет.

  • Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

    В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

      Практические методы (упражнения игры и моделирование).

      Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.

      Подражательно-исполнительские методы .

    Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

      Конструирование .

    Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

      Упражнения творческого характера . Ииспользование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

    Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

      осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;

      систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);

      постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;

      самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);

      дифференцированный анализ и оценка выполнения .

      Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

    С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

      Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

    Эффективность их использования зависит от следующих условий:

      модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

      быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

      должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

    Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

      Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

      Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

    Наглядные средства должны:

      быть хорошо видны всем;

      подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

      соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

      сопровождаться точной и конкретной речью;

      словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

    Использование пособий может преследовать различные цели:

      коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),

      развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

      развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

      закрепление правильного произношения звука,

      развитие лексического запаса слов,

      развитие грамматического строя,

      развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

      Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

      Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

      Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

    В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

    В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

      Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

      Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

      Итоговые, обобщающие беседы . Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

    Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

      опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

      соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

      активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

      вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

      характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

    Задачи беседы :

      развитие познавательной деятельности,

      закрепление правильного произношения,

      уточнения грамматической структуры предложений,

      закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

      Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

      Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

    Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

    Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

      фронтальное,

      подгрупповое,

      индивидуальное занятие,

    Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности.

    Эффективность обусловлена:

      уровнем развития логопедии как науки;

      связью теории и практики;

      характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;

      возрастом человека, состоянием его здоровья;

      психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;

      сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;

      реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;

      мастерством и личностными качествами логопеда.


    «Инновационные приёмы, используемые в

    логопедической работе с детьми ДОУ»

    Буряк В.М., старший воспитатель


    Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе , становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

    В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

    В современной образовательной системе педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования.

    Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.

    (включается 1-ый слайд) Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новых методов, методик, технологий, программ. Инновационная деятельность направлена на:

    Поддержку детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

    Формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

    Развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.


    (слайд 1 -начало ) Инновационный процесс – инновации (научные идеи, технологии их реализации), нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние .

    Инновационная деятельность включает в себя:

    Обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с государственными стандартами;

    Обновление педагогических технологий методов и форм работы;

    Сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой. (слайд 1-конец )


    (включается 2-ой слайд )

    Существуют принципы организации любой инновационной деятельности

    - Принцип сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса . Данный принцип отражается в следующих требованиях, представленных на слайде.

    (слайд 2-начало )

    Сохранение и развитие традиций образовательного заведения;

    Сохранение и распространение нового педагогического опыта;

    Стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка;

    Соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров;

    Превращение наиболее эффективных новаций в традиции.(2 слайд-конец)


    (включается 3-ий слайд )

    - Принцип развития инновационной среды. Данный принцип предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса.

    (слайд 3 - начало ) Этот принцип требует:

    Расширения сферы инновационной деятельности педагогов и воспитателей;

    Использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность;

    Создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов;

    Систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности. .(3 слайд-конец)
    (включается 4-ый слайд )

    - Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов предполагает:

    (слайд 4 - начало )

    Диагностику готовности педагогов к инновационной деятельности;

    Определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов;

    Стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности;

    Создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.(4 слайд-конец)

    - Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях и приниматься субъектами педагогического процесса как доминирующие качества специалиста.

    Потребность в творчестве,

    Креативность,

    Инновационная активность.

    (включается 5-ый слайд )

    - Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности.

    (слайд 5- начало ) Этот принцип отражает следующие требования:

    Предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности;

    Оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям (слайд 5- конец )

    (включается 6-ой слайд )

    Инновационные технологии в логопедической практике :

    – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие);

    Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;

    Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

    Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

    (слайд 6-начало ) Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

    Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

    Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

    Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, не «инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. (слайд 6-конец )


    Инновоционные технологии и техники в логопедии, которые мы включаем в работу:

    Арт - терапевтические технологии;

    Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

    Современные технологии сенсорного воспитания;

    Телесноориентированные техники;

    «Су – Джок» – терапия;

    Информационные технологии.

    1. Арт - терапевтические технологии. Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

    Цели арт-терапии в работе с детьми:

    Формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром;

    Развитие взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми.

    Формирование умения ребенка управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

    Составляющие арт-терапиина слайде

    (включается 7-ой слайд )

    - Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Коррекционные задачи музыкотерапии на слайде.

    (слайд 7- начало) Коррекционные задачи музыкотерапии:

    Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

    Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

    Улучшение общего состояния детей;

    Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

    Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

    Стимуляции речевой функции;

    Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

    Формирование навыков словообразования;

    Формирование слоговой структуры слова. (слайд 7-конец )

    (включается 8-ой слайд )

    - Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Коррекционные задачи представлены на слайде.

    (слайд 8- начало) Коррекционные задачи сказкотерапии:

    Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

    Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

    Совершенствование звуковой стороны речи;

    Развитие диалогической и монологической речи;

    Эффективность игровой мотивации детской речи;

    Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

    Элементы сказкотерапии:

    Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

    Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

    Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору. Фото .(слайд 8-конец )
    (включается 9-ый слайд )

    Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, мы используем мнемотехнику (модели, мнемосхемы, пиктограммы), который способствует формированию связной речи , позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки), символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети составляют рассказ из восьми предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.

    В помощь воспитателям учитель - логопед Светлана Владимировна подготовила паку «Использование мнемотехники для развития речи детей», в которой имеется литературный материал и мнемосхемы.

    (слайд 9-начало)

    - Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Мнемотехника помогает в развитии:

    Связной речи;

    Ассоциативного мышления;

    Зрительной и слуховой памяти;

    Зрительного и слухового внимания;

    Воображения;

    Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Фото. (слайд 9-конец )
    (включается 10-ый слайд - Фото )

    В ДОУ применяем еще ряд арт – терапевтических технологий:

    Креативная игротерапия (песочная терапия) - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы, развитию связной речи, побуждает детей к активным действиям и концентрации внимания

    Техники изо-терапии , используемые для развития речи и включает в себя разнообразные техники рисования:

    Техника «кляксография»;

    Пальцевая живопись;

    Рисование мягкой бумагой;

    Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

    Рисование на стекле;

    Ниткография;

    Рисование на манке;

    Техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

    Техника отпечатывания ватой;

    Техника «оттиск пробками»;

    Рисование ладонями.

    - Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

    Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
    (включается 11-ый слайд )

    2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа так же используем в непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.

    - Логопедический и пальцевый массаж - это логопедические технологии, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Цель массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.

    (слайд11 -начало) К основным видам логопедического массажа относятся :

    Классический ручной;

    Точечный;

    Аппаратный.

    - Пальцевый массаж – это:

    Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

    Прищепочный массаж;

    Массаж орехами, каштанами;

    Массаж шестигранными карандашами;

    Массаж чётками;

    Массаж травяными мешочками;

    Массаж камнями;

    Массаж зондами, зондозаменителями;

    Массаж приборами Су-Джок терапии. (слайд11 -конец) ФОТО

    Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от педагога умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

    В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

    Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

    Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя –логопеда и воспитателя;

    Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК (лексико- грамматические категории), использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

    Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

    Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

    Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ - высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

    Существуют правила составления дидактического синквейна:

    Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

    Вторая строка – два слова, прилагательные;

    Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

    Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

    Например. (слайд16)

    2. Красивая, любимая.

    3. Стоит, сидит, улыбается.

    4. Моя кукла самая красивая.

    5. Игрушка.

    Для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

    Иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

    Владеть обобщением,

    Понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

    Научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

    Согласовывать слова в предложении,

    Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

    Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать создают свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Воспитатель или логопед дает задание на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

    Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

    Коррекция и совершенствование готового синквейна;

    Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

    Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

    Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

    Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

    Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

    В целом проводимая нами форма логопедического воздействия приводит к хорошим результатам: 78% наших детей уходят в школу с чистой , правильной речью, 22% со значительным улучшением.

    Использование инноваций специалистами и воспитателями ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствуют:

    Повышению детской мотивации к исправлению речевых нарушений;

    Активизации и раскрепощению дошкольников в образовательном процессе;

    Улучшению их высших психических функций;

    Повышению качества коррекционно-развивающей работы;

    Уменьшению срока логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.

    (включается 17-ый слайд - спасибо за внимание )

    2) Опусти н. з.

    Б. 1) Подними и удержи н. з.

    2) Опусти н. з.


    ()->... до полного выдоха.

    б) прерывистое выдувание:

    () -> () -> ... до полного выдоха


    12 А. Г. Ипполитова


    Из опыта работы

    С детьми-ринолаликами

    В послеоперационный период

    <...> При планировании работы мы учитывали не только то, что в процессе занятий улучшается подвижность мягко­го нёба, задней стенки глотки, сокращается расстояние меж­ду ними, но и то, что намного сократить это расстояние нам не удастся. Не приходится пока в этом вопросе рассчитывать на помощь хирургов, которые много сделали в ураностафи-лопластике, понимая, что главная их цель - создать усло­вия проведения коррекции речи, и в большинстве случаев добились положительных результатов. Вопрос о сужении носоглотки вставал в их практике, проводились операции, но они не дали положительных результатов. Следовательно, при проведении логопедических занятий мы должны были хорошо оценивать имеющиеся возможности ребенка и созда­вать наилучшие условия для коррекционной работы.

    Прежде всего для коррекции речи необходимо было разра­батывать подвижность мягкого нёба и задней стенки глотки, чтобы расширить проход для речевой струи воздуха в ротовую полость. Но решение вопроса постановки голоса без гнусавого оттенка и вызывания звуков ставило перед нами задачу исполь­зования еще каких-то дополнительных возможностей артику­ляционного аппарата, чтобы еще более уменьшить проход воз­духа в нос и увеличить проход его через рот.

    Это обеспечивалось, во-первых, правильным положени­ем языка (опущенная спинка и кончик языка, лежащий у зубов). Из литературы известно, что необходимость при­спосабливаться к порочным анатомическим условиям раз­вивает язык в мощности и объеме... Очень часто при этом язык смещается назад к задней стенке глотки, может быть, этим усиливая препятствия воздушному столбу. Вытягива­нием языка вперед мы уменьшаем объем корня и спинки языка и расширяем тем самым проход воздуха в рот. Этот прием хорошо разработан у А. Г. Ипполитовой.


    Основные принципы

    Логопедической работы

    При открытой ринолалии

    Принципы логопедической работы при открытой ринола­лии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

    1. В основу методики положен принцип использования
    физиологического дыхания,
    которое постепенно перевоспи­
    тывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

    2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится
    одновременно с формированием артикулем звуков речи.
    Такая параллельность в формировании дыхания и артику­
    лем
    позволяет уже на первых занятиях получить правильные
    звуки речи.

    3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение зву-
    копроизношения. В связи с этим в логопедической работе не­
    обходимо формировать правильное произношение всех зву­
    ков речи заново.
    Некоторые звуки в речи могут показаться
    правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так
    как общая напряженность мышц артикуляционного аппара­
    та и неправильное положение языка не обеспечивают нор­
    мальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильны­
    ми звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

    Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказать­ся от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

    4. Последовательность работы над звуками при ринола­
    лии определяется подготовленностью артикуляционной
    базы звуков.

    Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является произ­водным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.


    I. Анкетные данные

    1. Фамилия, имя ребенка.

    2. Возраст. Возраст ребенка необходимо знать для того,
    чтобы правильно оценить уровень развития и рационально
    планировать логопедическую работу.

    3. Национальность. Обратить внимание на наличие или
    отсутствие в семье двуязычия, т. к. последнее затрудняет
    работу над речью.

    4. Посещает или посещал ребенок дошкольное или школь­
    ное учреждения.


    II. Данные анамнеза

    1. Жалобы больного или его родственников.

    2. Наследственность (по прямой и косвенной линии). Нуж­
    но выяснить, сколько детей в семье, есть ли у других детей
    или у родителей патология губы и нёба; не встречался ли этот
    дефект у других родственников обследуемого.

    3. Как протекала беременность матери, особенно в первые
    три месяца, чем болела мать во время беременности?

    4. Как проходили роды (быстрые, затяжные), не родился
    ли ребенок в асфиксии (если асфиксия имела место, то в те­
    чение какого времени)?

    5. Раннее общее развитие ребенка (когда начал держать
    головку, сидеть, ползать, вставать, ходить).

    6. Раннее речевое развитие (было ли гуление, лепет и ка­
    кой в количественном и качественном отношении; когда по­
    явились первые слова, фразы, звуки и какие в количествен­
    ном и качественном плане). Речевая активность.

    7. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство,
    по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого нёба,
    мягкого, односторонняя, центральная, субмукозная щель и
    т. д.) и каковы результаты восстановительной хирургии?

    8. Занимался ли с логопедом, где, когда, в течение какого
    времени и были ли положительные результаты?

    9. Отношения ребенка к своему дефекту (речи и внешнего
    облика). Выяснение этого вопроса имеет очень большое зна­
    чение, т. к. дети с нёбной патологией часто бывают крайне
    травмированы дефектами своей речи и внешности, что отра­
    жается на их характере, поведении, затрудняет логопедичес­
    кое воздействие.

    10. Отношение к ребенку в семье, в детском саду, в школе
    и характер воспитания дома (необходимо выяснить, ограни­
    чивали ли родители речевое общение ребенка или, наоборот,
    стимулировали его. Многие родители считают, что не сле­
    дует закреплять назализованную, малопонятную речь малы­
    ша и стимулируют «язык жестов», стараются ограничить его


    82 Т.Н. Воронцова

    Речевую практику, вплоть до хирургического вмешатель­ства).

    III. Обследование педиатра

    В заключении педиатра должны быть указаны общее со­матическое состояние ребенка и противопоказания, если таковые имеются, к проведению логопедических занятий.

    Приемы логопедической работы 11

    Нёбную занавеску», «удержи ее в таком положении», «опус­ти нёбную занавеску». Такую тренировку нёбной занавески вначале упражняю без голоса и только в дальнейшей логопе­дической работе использую этот навык с голосовыми упраж­нениями. Постепенно в эти упражнения вводятся паузы на удержание нёбной занавески.

    Схематически это можно отобразить так.

    А. 1) Подними нёбную занавеску.

    2) Опусти н. з.

    Б. 1) Подними и удержи н. з.

    2) Опусти н. з.

    Длительность удержания нёбной занавески постепенно увеличивается от 2 до 5 секунд.

    Положение надутых щек перевожу постепенно в выдува­ние воздуха губами, как постепенный, замедленный выдох, а затем как прерывистое выдувание.

    Схематически это задание можно изобразить так:

    а) постепенный замедленный выдох:
    ()->... до полного выдоха.

    б) прерывистое выдувание:

    () -> () -> ... до полного выдоха

    а) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха, б) нёбная занавеска удержива­ется в продолжение всего времени до полного выдоха и при выдувании, и во время пауз.

    Эти упражнения удобны для контроля при помощи зер­кала, никелированного шпателя или ватки, приставленных к носу, и могут быть включены в домашние задания для са­мостоятельной работы.

    В дополнение к упражнениям нёбной занавески при раз­личных видах вдоха и выдоха провожу активную гимнасти­ку нёбной занавески и стенок глотки, начиная с произволь­ного покашливания. Оно производит сильные толчки нёбной занавески и включает в работу стенки глотки, развивает их подвижность и напряженность; кроме того, при сильных толчках происходит полный затвор между носом и полостью рта, с одной стороны, движением мягкого нёба, с другой - участием в этом акте стенок глотки. Эта смычка ощущается тактильно (приложением руки к гортани) и кинестетически самим ребенком. Произвольное покашливание тренируют от


    12 А. Г. Ипполитова

    2-3-кратного до возможно большего количества самих толч­ков на один выдох, чтобы ребенок использовал весь запас воздуха на упражнение, почти не прерывая смычки нёбной занавески с задней стенкой глотки. Это позволяет получить воздушный поток только через ротовую полость. Воздушный поток должен быть достаточно сильным. Его силу можно проверить при помощи ваты или бумажки. Для избежания смычки корня языка с нёбом вначале это упражнение про­изводится с высунутым языком.

    Добившись значительного количества толчков за каждый выдох, перевожу непрерывное покашливание в прерывистое с произвольными паузами и с сохранением во время пауз смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Таким путем приучаю ребенка ощущать кинестетически смычку более дли­тельное время, направлять воздушную струю исключитель­но через рот, контролируя утечку воздуха через нос.

    Все эти упражнения служат для понимания и ощущения работы нёбной занавески, для ее упражнения, готовят ее к активному участию в акте дыхания и одновременно слу­жат целям по развитию правильного пользования дыха­нием, так как основой речевого дыхания является ротовое дыхание с быстрым и глубоким вдохом и медленным, посте­пенным и дифференцированным выдохом.

    Выработанный навык управления нёбной занавеской со­здает нужные предпосылки к воспитанию правильной речи у ринолаликов.

    В легких случаях (при вялости нёбной занавески, при суб-мукозных щелях) такие упражнения полностью ликвидиру­ют гнусавый оттенок речи, логопедические же занятия про­должаются для закрепления новых условных связей в речи (если до занятий была только гнусавость без косноязычия). При наличии косноязычия они создают возможность пере­хода к постановке звуков речи родного языка, как и в случа­ях сложного косноязычия.

    В тяжелых случаях одновременно проводится следующая гимнастика языка и губ.

    Гимнастика языка: высовывание языка вперед «лопатой», «жалом»; оттягивание языка назад; движение кончика язы­ка вправо, влево, вверх, вниз; круговые движения языка по губам и за губами; прикосновение кончиком языка к верх-

    Логопедическое воздействие представляет собой педа­гогический процесс, в котором реализуются задачи корри­гирующего обучения и воспитания.

    В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим и специфичес­ким принципам (гл. 1).

    Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе уче­та этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей: уровень развития речи, позна­вательной деятельности, особенности сенсорной сферы и мо­торики.

    Каждый из этапов логопедического воздействия харак­теризуется своими целями, задачами, методами и приема­ми коррекции. Последовательно формируются предпосыл­ки для перехода от одного этапа к другому.

    Большое место в логопедической работе занимает кор­рекция и воспитание личности в целом, учитываются осо­бенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также их возрастные осо­бенности.

    Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения от­мечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторич­ных наслоений.

    Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.

    Для закрепления правильных речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Ло­гопед информирует педагогов, родителей о характере рече­вого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепле­ния правильных речевых навыков не только в логопедичес­ком кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под кон­тролем педагогов и родителей.

    При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

    Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматривает­ся как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме­ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

    В логопедической работе используются различные мето­ды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование того или иного метода определяется характе­ром речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом рабо­ты, возрастными, индивидуально-психологическими осо­бенностями ребенка и др.

    На каждом из этапов логопедической работы эффективность ов­ладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответ­ствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука харак­терно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко ис­пользуются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

    При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практичес­кие и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

    При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное ис­пользование при устранении заикания получают словесные методы, Щ сочетающиеся с наглядными.

    К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

    Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопе­дической работе они эффективны при устранении артику-ляторных и голосовых расстройств, так как у детей форми­руются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различ­ными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикулятор-ных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе поста­новки звука формируется навык его изолированного произ­ношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложе­ниях, связной речи.

    Освоение правильных речевых навыков представляет со­бой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.



    Упражнения подразделяются на подражательно-испол­нительские, конструктивные и творческие.

    Подражательно-исполнительские выполняются деть­ми в соответствии с образцом.

    В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усво­ения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикулятор-ных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

    В логопедической работе используются различные виды конст­руирования.

    Например, при устранении оптической дисграфии детей учат кон­струировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую.

    В упражнениях творческого характера предполагает­ся использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

    Так, при формировании звукового анализа и синтеза определе­ние последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомо­гательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые ус­ловия. И наконец, действие звукового анализа считается сформи­рованным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ре­бенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых име­ются звуки, и т. д.).

    В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звуко-произношения.

    Использование игровых упражнений (например, имита­ция действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, ими­тация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-по­ложительный настрой детей, снимает у них напряжение.

    Выполнение любых упражнений способствует формиро­ванию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдается ряд условий.

    Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости по­становки задачи, правильного показа способов выпол­нения: поэтапного выполнения сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

    Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разно­
    образного речевого и дидактического материала и раз­личных ситуаций речевого общения).

    Постепенное усложнение условий с учетом этапа кор­рекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

    Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий.

    Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.).

    Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

    Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является вообража­емая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые дей­ствия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, а затем с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий со­здают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

    В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными це­лями и задачами коррекции, распределяет роли, организу­ет и активизирует деятельность детей.

    С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-пси­хологическими особенностями детей.

    Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элемен­тами этих объектов.

    Эффективность их использования зависит от следующих условий:

    Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре алогичной ему;

    Должна быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

    Ее назначение - облегчать процесс овладения навы­ками, умениями и знаниями.

    Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы струк­туры предложения, слогового и звукового состава слова.

    Использование модели предполагает определенный уро­вень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

    Наглядные методы представляют собой те формы ус­воения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения.

    Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувствен­ные образы делает усвоение речевых умений и навыков бо­лее конкретным, доступным, осознанным, повышает эффек­тивность логопедической работы.

    К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, про­слушивание пластинок, магнитофонных записей, а так­же показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

    Использование различных пособий способствует уточне­нию и расширению представлений детей, развитию позна­вательной деятельности, создает благоприятный эмоцио­нальный фон для проведения логопедической работы.

    Наглядные средства должны отвечать следующим требо­ваниям:

    · быть хорошо видны всем;

    · при их подборе следует учитывать возрастные и инди­видуально-психологические особенности ребенка;

    · соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

    · сопровождаться точной и конкретной речью;

    · словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

    Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представле­ний о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонемати­ческого восприятия (на картине найти предметы, в назва­ниях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление пра­вильного произношения звука, развитие лексического за­паса слов, грамматического строя, связной речи (составле­ние рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

    Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравне­ния речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

    Диафильмы, кинофильмы используются при автомати­зации звуков речи во время беседы при пересказе содержа­ния, для развития навыков слитной плавной речи при уст­ранении заикания, для развития связной речи.

    Особенности использования словесных методов в лого­педической работе определяются возрастными особенностя­ми детей, структурой и характером речевого дефекта, целя­ми, задачами, этапом коррекционного воздействия.

    В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы соче­таются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с вклю­чением словесных.

    В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Напри­мер, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворе­ний, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.

    Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

    Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его использу­ют для создания у детей представления о том или ином яв­лении, вызова положительных эмоций, для создания образ­ца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения сло­варя, закрепления грамматических форм речи.

    Рассказ предполагает воздействие на мышление ребен­ка, его воображение, чувства, побуждает к речевому обще­нию, обмену впечатлениями. Его желательно сопровождать демонстрацией сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит де­тей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в за­висимости от задач логопедической работы.

    Кроме рассказа используется пересказ сказок, литератур­ных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т.д.).

    В зависимости от дидактических задач организуются пред­варительные и итоговые, обобщающие беседы. В ходе пред­варительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифферен­циации звуков ц - ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняется их артикуляция на основе имею­щегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщают­ся имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для зак­репления и дифференциации речевых умений и навыков.

    На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения выч­леняются существенные свойства речи и ее элементы.

    При индуктивной форме беседы сначала воспроизводят­ся факты, которые анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной фор­ме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конк­ретные факты для его подтверждения.

    Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

    Опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

    Соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

    Активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

    Вопросы должны быть ясными, четкими, требующи­ми однозначного ответа;

    Характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

    При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного про­изношения, уточнение грамматической структуры предло­жений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

    В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

    Пояснение и объяснение включаются в наглядные и прак­тические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

    Большое значение в логопедической работе имеет педагоги­ческая оценка способа, хода и результата выполнения задания. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребен­ка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

    При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особен­ности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять, проявлять педагоги­ческий такт при оценке их работы.

    Логопедическое воздействие осуществляется в следу­ющих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, ин­дивидуальное занятие, урок.

    По характеру направленности методы логопедической ра­боты подразделяются на методы прямого воздействия (на­пример, воздействие на артикуляторную моторику при уст­ранении дислалии) и методы обходных путей (например, создание новых функциональных связей в обход нарушен­ных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

    2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.