Исследовательская работа муравьи жизнь страны. Исследовательская работа «Муравьи – знакомые-незнакомцы

нистерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо - Казахстанской области

Айтқозы Диас

г. Сергеевка 2016 год

Абстракт

Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так - послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким-нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов». И мне захотелось узнать, как живут муравьи и как устроен муравейник внутри.

Цель исследования:

Задачи исследования:

задач:

  1. изготовить макет муравейника.

Гипотеза:

Объект исследования: является муравейник.

Предмет исследования:

Методы исследования:

Введение…………………………………………………... 1-3

1.Тайны муравейника

1.1. Кто такие муравьи?........... 4- 5

2. Как устроено муравьиное общество…………………….

2.1. Профессии муравьёв……………………………….. 6- 7

2.2. Как устроен муравейник…………………………………. 7 - 9

2.3. Роль муравьёв в экосистеме леса ………………………. 9

3.Заключение (выводы по проекту)………………………. ……. 11-12

4.Список использованной литературы………………………………. 13 5.Приложение………………………………………………….

Введение

в повседневной жизни?

Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так - послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким-нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов».

И мне захотелось узнать:

  1. Как живут муравьи?
  2. Что такое муравейник?
  3. Чем питаются муравьи?

цель :

На пути к достижению цели я должен был решить ряд задач:

  1. найти сведения о муравьях в различных источниках информации;
  2. изготовить макет муравейника.
  1. анализ и обобщение собранной информации:
  2. творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.

Предметом исследования

Объектом исследования: я вляется муравейник.

Проблемные вопросы :

Гипотеза. Предположу, что муравей - существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.

1. Тайны муравейника

1.1.Кто такие муравьи?

В результате изучения литературы и просмотра видеоматериалов, узнал, что муравьи - древнейшие на Земле существа. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад, без труда пережили динозавров, были свидетелями зарождения нашей цивилизации. Это доказали палеонтологи по находкам муравьев (ничем не отличающихся от тех, что мы видим сегодня) в окаменевшей смоле - янтаре.

Строение муравья

А главное, муравьи - насекомые с самым большим мозгом по отношению к телу. Поэтому они очень сообразительны. Учёные, исследуя жизнь муравьев, выяснили, что у них, как и у людей, разные характеры, привычки и психические склонности. Одни безынициативны, другие любопытны, есть смелые и агрессивные.

Было бы прекрасно, если бы все развлечения муравьев были так невинны. Но, к сожалению, насекомые иногда пьянствуют. Когда в муравейник пробирается жук - ломехуза, он спаивает муравьёв своими эфироподобными выделениями. У пьяных муравьев падает чувствительность, они бросают работу, начинают холить и лелеять жука, пока тот поедает муравьиные куколки и личинки, на что муравьи не обращают никакого внимания. Постепенно муравейник вымирает.

2.1. Профессии муравьёв

няньки и воспитатели. врачи , например, хирурги

Есть муравьи, которые строят, чистят и защищают муравейник - это рабочие муравьи. Чистят муравейник санитары , а защищают от врагов солдаты разведчиками и охотниками

пастухи фермеры . В своих муравейниках они выращивают грибы. Грибы являются их урожаем. Есть муравьи - жнецы , которые запасаются урожаем, который потом сушат и хранят, а когда приходит время - перемалывают семена в муку и скармливают личинкам. Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после

Есть в муравейнике свои «пенсионеры».

А еще муравьи - прекрасные строители. Какие прекрасные дома - муравейники они строят!

2.2. Как устроен муравейник

Выяснил, что муравейник - это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи проводят зиму в этом помещении. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку они приносят гусениц и другую добычу. 7

Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. В результате своего исследования выяснил, что муравейник - это не просто гора земли, покрытая сверху веточками, а сложнейшее инженерное сооружение. Поэтому решил сделать макет муравейника, чтобы рассказать другим детям, как сложно всё устроено внутри муравейника, сколько труда нужно было вложить муравьям, чтобы построить себе дом

2.

Не обижайте муравья - его обидеть просто:

Он очень мал, он очень мал, он маленького роста!

3. Заключение

Цель выводы :

  • Муравьи живут семьями.
  • Муравьи - вечные строители.
  • .

Гипотеза , выдвинутая вначале проекта: «Предположу, что муравей - существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей » полностью подтвердилась.

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых.- 2007 год.
  2. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! -2009.

Другие источники информации

  1. http://www.floranimal.ru/familes/4810.htm/ Семейство Муравьи
  2. http://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи
  3. http://www.mirnasekomyh.ru/muravej.htm/ Мир насекомых

Исаченко Людмила александровна, 13.03.2017

6563 395

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо – Казахстанской области

ГУ « Отдел образования района Шал акына »

КГУ « Школа-гимназия имени академика Е. А. Букетова »

работу выполнил ученик 3"Б" класса

Айтқозы Диас

Научный руководитель: Исаченко Людмила Александровна

г. Сергеевка 2016 год

Абстракт

Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким–нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов». И мне захотелось узнать, как живут муравьи и как устроен муравейник внутри.

Цель исследования: изучить общественную жизнь муравьев и тайну муравейника.

Задачи исследования:

На пути к достижению цели я должен был решить ряд задач:

    найти сведения о муравьях в различных источниках информации;

    сравнить общественную жизнь муравьев с общественной жизнью людей;

    изготовить макет муравейника.

Гипотеза:

Объект исследования: является муравейник.

Предмет исследования: является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей.

Методы исследования:

    изучение теоретических сведений, используя различные источники информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;

    анализ и обобщение собранной информации:

    творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.

Введение…………………………………………………............... 1-3

1.Тайны муравейника

1.1. Кто такие муравьи?............................................................... 4– 5

2. Как устроено муравьиное общество……………………....

2.1. Профессии муравьёв………………………………............ 6– 7

2.2. Как устроен муравейник………………………………….. 7 - 9

2.3. Роль муравьёв в экосистеме леса ……………………….... 9

2.4. Изготовление макета муравейника………………………. 10

3.Заключение (выводы по проекту)……………………….. …….. 11-12

4.Список использованной литературы………………………………. 13 5.Приложение…………………………………………………..

Введение

Общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением. Их интеллекту можно только позавидовать! Каждый муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи - самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье, королеве, ее потомстве, друг о друге.

Современное человеческое общество достигло такого уровня развития, когда оно желает вступить в контакт с представителями иного разума (инопланетянами). Но мне кажется, что сначала человек должен научиться понимать своих ближних соседей по планете.

Общение с природой всегда доставляет нам радость. Мы не перестаем восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями.Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их

в повседневной жизни?

Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким–нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов».

И мне захотелось узнать:

    Как живут муравьи?

    Что такое муравейник?

    Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

    Чем питаются муравьи?

    Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Начиная эту работу, я поставил перед собой цель : изучить общественную жизнь муравьев.

На пути к достижению цели я должен был решить ряд задач:

    найти сведения о муравьях в различных источниках информации;

    сравнить общественную жизнь муравьев с общественной жизнью людей, составить сравнительную таблицу;

    изготовить макет муравейника.

Для решения поставленных задач я использовал следующие методы:

    изучение теоретических сведений, используя различные источники информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного видеоматериала;

    анализ и обобщение собранной информации:

    творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.

Предметом исследования : является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей.

Объектом исследования: я вляется муравейник.

Проблемные вопросы :

    Как устроена общественная жизнь муравьев?

    Какова роль маленького муравья в экосистеме леса?

Гипотеза. Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.

1. Тайны муравейника

1.1. Кто такие муравьи?

В результате изучения литературы и просмотра видеоматериалов, узнал, что муравьи – древнейшие на Земле существа. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад, без труда пережили динозавров, были свидетелями зарождения нашей цивилизации. Это доказали палеонтологи по находкам муравьев (ничем не отличающихся от тех, что мы видим сегодня) в окаменевшей смоле – янтаре.

Муравьи уникальны: могут переносить груз в сто раз превосходящий их собственный вес, могут висеть вниз головой на гладком стекле, выдерживать чудовищные перегрузки. Они потребляют огромное количество пищи и перемещаются на большие расстояния. Каждый муравей обладает немалой силой, а действуя сообща, они превращаются в суперцивилизацию.

С первого взгляда может показаться, что в муравейнике царит хаос и беспорядок. Но присмотревшись внимательно, становится понятным, что каждая особь муравьиной общины занята своим делом. Внешне строение муравьев выглядит одинаково: они имеют шесть сильных ног; имеют два глаза, состоящих из множества меньших; две больших и сильных челюсти; брюхо муравья содержит два желудка (один для себя, другой для других муравьёв).

Строение муравья

А главное, муравьи – насекомые с самым большим мозгом по отношению к телу. Поэтому они очень сообразительны. Учёные, исследуя жизнь муравьев, выяснили, что у них, как и у людей, разные характеры, привычки и психические склонности. Одни безынициативны, другие любопытны, есть смелые и агрессивные.

Некоторые могут подолгу выполнять одну и ту же работу, другие не прочь поискать приключения. Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры). Спят муравьи тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди. Не прочь муравьи и развлечься. Иногда они играют в игру, похожую на салочки.

Было бы прекрасно, если бы все развлечения муравьев были так невинны. Но, к сожалению, насекомые иногда пьянствуют. Когда в муравейник пробирается жук – ломехуза, он спаивает муравьёв своими эфироподобными выделениями. У пьяных муравьев падает чувствительность, они бросают работу, начинают холить и лелеять жука, пока тот поедает муравьиные куколки и личинки, на что муравьи не обращают никакого внимания. Постепенно муравейник вымирает.

После изучения литературы по данному вопросу, пришел к выводу, что несмотря на внешнее различие, муравьи очень похожи на нас, людей. Далее меня заинтересовал вопрос: почему, в отличие от всех других насекомых (исключая пчел), муравьи живут большими семьями? И не обнаружится ли и здесь какого-либо сходства с людьми?

Поэтому решил продолжить изучать эту тему и выяснить, как устроено муравьиное общество.

Как устроено муравьиное общество

2.1. Профессии муравьёв

Продолжая изучать различные источники информации, сделал для себя открытие, что у муравьёв, также, как и у людей есть «профессии».

Каждый взрослый человек имеет профессию и работу. Каждый муравей в семье тоже имеет свою профессию. Например, в муравейнике есть свой детский сад, в котором работают няньки и воспитатели. Они ухаживают за яйцами, личинками и куколками, а также регулярно выводят маленьких муравьишек на свежий воздух. Еще в муравейнике есть свои больницы, где работают врачи , например, хирурги . И в случае, если кто-то из жителей повредил себе конечность, то хирурги ампутируют (отгрызают) её.

Есть муравьи, которые строят, чистят и защищают муравейник – это рабочие муравьи. Чистят муравейник санитары , а защищают от врагов солдаты . Они охраняют входы в муравейник от непрошенных гостей и при любой опасности готовы ринуться в бой с врагами. Самые смелые и оживленные муравьи становятся разведчиками и охотниками . Они и прокармливают все многотысячное семейство.

Есть в жизни муравьев и «сельскохозяйственные» профессии. Многие виды освоили «скотоводство». Как и человек, муравьи, единственные из животного мира занимаются выращиванием домашних животных. В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля - тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи-пастухи заботятся о тлях. Весной они выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» и ведут их на «пастбища». Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. Есть среди муравьев фермеры . В своих муравейниках они выращивают грибы. Грибы являются их урожаем. Есть муравьи – жнецы , которые запасаются урожаем, который потом сушат и хранят, а когда приходит время – перемалывают семена в муку и скармливают личинкам. Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после

чего бежит внутрь муравейника, чтобы передать ему свое тепло.

Есть в муравейнике свои «пенсионеры». Пожилые мудрецы трудятся наверху своего домика в качестве наблюдателя.

А еще муравьи – прекрасные строители. Какие прекрасные дома – муравейники они строят!

По результатам своих исследований просматривается сходство «профессий» муравьёв и людей.

2.2. Как устроен муравейник

Выяснил, что муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи проводят зиму в этом помещении. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку они приносят гусениц и другую добычу.
7

Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. В результате своего исследования выяснил, что муравейник – это не просто гора земли, покрытая сверху веточками, а сложнейшее инженерное сооружение. Поэтому решил сделать макет муравейника, чтобы рассказать другим детям, как сложно всё устроено внутри муравейника, сколько труда нужно было вложить муравьям, чтобы построить себе дом


2.3. Роль муравьев в экосистеме леса

Часто гуляя по лесу можно увидеть разрушенные муравейники. А все ли знают, что муравьёв называют «санитарами леса»? Изучая материал по теме проекта узнал, что являясь хищниками, муравьи съедают много насекомых, вредных для леса. Наверное, поэтому вокруг муравейника деревья более зеленые и высокие. Ученые говорят, что за день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом.

Вывод: понимая важность этих насекомых в сохранении экосистемы леса, люди должны охранять муравейники. Муравейники не должны гибнуть при вырубке леса, их не должны варварски разорять люди!

2. 4. Изготовление макета муравейника

Решил не только изучить жизнь муравьёв, но и попробовать сделать макет муравейника и также сделать его в разрезе, чтобы каждый мог увидеть жизнь муравьев внутри “домика”. Материалом для изготовления послужили картон, акварельные краски, клей и пластилин. Яйца, матку, гусениц, муравьев я лепил из пластилина. В «хлебный амбар» положил рис.

Этот макет муравейника я хочу подарить детскому саду, чтобы дети могли узнать о том, как живут муравьи, и что никогда нельзя разорять муравейники. Этим самым я надеюсь внести свой вклад в повышении экологической культуры общества.

Не обижайте муравья – его обидеть просто:

Он очень мал, он очень мал, он маленького роста!!!

3. Заключение

Мой проект назывался «Тайны муравейника».

Цель , которую мы поставили с учителем, мною достигнута: я теперь знаю, что муравьи - общественные насекомые и жизнь муравьёв имеет поразительное сходство с жизнью людей. Узнал о составе муравьиной семьи, о том, что несмотря на кажущийся хаос, в муравейнике царит строгий порядок: каждый муравей занят своим делом. У муравьёв есть свои «профессии», которые очень похожи на профессии людей. Также узнал, как устроен муравейник внутри. Теперь понимаю, почему муравьев называют «мудрыми строителями». В ходе работы над проектом, понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса. Ведь они являются естественными защитниками леса от вредителей и болезней. Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу про муравьев, сделал следующие выводы :

    Муравьи живут семьями.

    Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.

    Муравьи – вечные строители.

    Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.

    Муравьи к различным насекомым относятся по-разному .

Гипотеза , выдвинутая вначале проекта: «Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей » полностью подтвердилась.

После изучения жизни муравьев собрал дидактический материал «Это интересно» (Приложение).

А также сделал макет муравейника и макет муравейника в разрезе.

В своей творческой работе хотелось применить все знания, полученные при изучении данной темы. Этот дидактический материал и макет имеет практическую значимость: его можно использовать на уроках или на занятиях в детском саду.

4. Список использованной литературы

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых.– 2007 год.

    Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! –2009.

    Захаров А.А. Муравей, семья, колония. 2008.

    Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра. Природоведение. Халифман И.А. Операция «Лесные муравьи».

    Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу "Человек и мир". Автор-составитель В.М.Вдовиченко. - 2004.

Другие источники информации

    http://www .floranimal.ru/familes/4810.htm/ СемействоМуравьи

    http://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи

    http ://www .mirnasekomyh .ru /muravej .htm / Мир насекомых

Отзыв об исследовательской работе

Проект «Тайны муравейника» посвящен изучению общественной жизни самых загадочных существ на планете - муравьёв.

В результате проделанной работы ученику 3 класса Айтқозы Диасу удалось осветить и раскрыть основную тему своего проекта «Тайны муравейника»

Это является основной целью проекта. В своем исследовании осуществляет поиск ответов на проблемные вопросы: Как устроена общественная жизнь муравьёв? и Какова роль маленького муравья в экосистеме леса?

Предметом исследования является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей.

Объектом исследования является муравейник.

На пути к достижению цели решает ряд задач: собирает теоретический материал о жизни муравьёв; сравнивает общественную жизнь муравьёв с общественной жизнью людей; изготавливает макет муравейника. А также собран дидактический материал «Это интересно ».

В ходе своего исследования автор пользуется различными методами: изучение теоретических сведений, используя различные источники информации; наблюдение, изучение и систематизация собранного видеоматериала; анализ и обобщение собранной информации.

Продуктом исследования выступает макет муравейника, изготовленный автором собственными руками.

Результатом исследования становится «открытие», что общественная жизнь муравья очень сложна и интересна, а также поразительно похожа на общественную жизнь человека. В своей работе уделяет особое внимание исключительной роли муравьёв в сохранении экосистемы леса и важности охраны этих насекомых.

Была проделана большая работа по систематизации использованного материала. Научился анализировать,выделять главное и делать выводы.

Ученик показал значимость и роль муравейника в жизни и какую пользу приносят

они человеку. Диас подтвердил выдвинутую гипотезу « Предположу, что

муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен;

общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.»

Данная работа носит актуальный характер, так как вопросы, поднятые в ней, вызывают интерес не только у подрастающего поколения, но и у взрослых тоже. Действительно данный проект для тех, кто готов беречь природу, удивляться её чудесам, учиться её понимать. Работа носит экологическую направленность, может быть использована на уроках познания мира, самопознания и на классных часах,где говорим об экологии. А так же на занятиях в детском саду.

Научный руководитель: Исаченко Л.А.

Сәлеметсізбе !

Здравствуйте!

Я, Айтқозы Диас, ученик 3 «Б» класса « Школы - гимназии имени академика

Е.А. Букетова» района Шал акына, города Сергеевки.

Предлагаю вашему вниманию проект «Тайны муравейника».

Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким–нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов». И захотелось узнать, как живут муравьи и как устроен муравейник внутри, какие в нем есть «помещения», чем питаются муравьи, почему муравьев называют «санитарами леса»?

Цель работы : изучить общественную жизнь муравьев и тайну муравейника.

Задачи исследования:

    найти сведения о муравьях в различных источниках информации;

    сравнить жизнь муравьев с жизнью людей;

    изготовить макет муравейника.

Гипотеза : Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.

Объект исследования : является муравейник

Предмет исследования : является жизнь муравьев и сравнение её с жизнью людей.

Методы исследования :

    изучение теоретических сведений, используя различные источники информации; наблюдение и изучение собранного материала;

    анализ и обобщение собранной информации:

    творческим (продуктивным) : изготовление макета исследуемого объекта.

Общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением. Их интеллекту можно только позавидовать! Каждый муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи - самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Знаю, что муравьи - общественные насекомые и жизнь муравьёв имеет поразительное сходство с жизнью людей. Узнал о составе муравьиной семьи, о том, что несмотря на кажущийся хаос, в муравейнике царит строгий порядок: каждый муравей занят своим делом. У муравьёв есть свои «профессии», которые очень похожи на профессии людей.

Теперь понимаю, почему муравьев называют «мудрыми строителями».

Понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса.

Ведь они являются естественными защитниками леса от вредителей и болезней. Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу про муравьев, сделал следующие выводы:

    Муравьи живут семьями.

    Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.

    Муравьи – вечные строители.

    Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.

    Муравьи к различным насекомым относятся по-разному.

Работа над исследованием была интересной.

В ходе работы получил новые знания о муравьях и муравейнике, научился анализировать материал, выделять главное, делать выводы.

Приобрел навыки исследования, работу с компьютером. Эти умения пригодятся в дальнейшем.

Подтвердил выдвинутую гипотезу : «Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей »

Практическая значимость –Проект может быть использован в качестве дополнительного материала на уроках познания мира, самопознания и на классных часах,где говорим об экологии. А так же на занятиях в детском саду.

Рахмет!

Благодарю за внимание!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Тема исследования: Кто живёт в муравейнике.

Кто скажет, какие насекомые на земле самые многочисленные? Самые многочисленные- муравьи. Посмотрите на землю, и если вы только не в современном городе, всюду найдёте муравьёв: на севере, на юге, в горах, в низинах, на полях в лесу. Они разные: маленькие, едва заметные глазом, крупные - до сантиметра длиной, светло - жёлтые, коричневые, чёрные, рыжие, красные, с пятнышками и полосками.

Актуальность: общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением Каждый муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи - самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье.

Объектом исследования являетсярыжий лесной муравей.

Предметом исследований является наблюдение за муравьями в природных условиях.

Гипотеза: муравьи - общественные насекомые со сложным поведением.

Цель исследования: изучить и обосновать жизнь муравьёв.

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

    Познакомиться со справочной литературой.

    Изучить методику исследований.

    Провести практические наблюдения.

    Обобщить полученный материал.

    Сделать фото и видео репортаж о жизни муравьёв.

Методы исследования:

    изучить литературу

    совершить экскурсию в лес

    наблюдения и эксперименты с целью изучения поведения муравьёв

    анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах.

Новизна для меня состоит в возможности узнать и научиться чему-то новому.

II.Основная часть.

1.Муравьи - древнейшие на Земле существа.

Однажды родители мне подарили коллекцию «Насекомые». Меня заинтересовал муравей. Мне захотелось узнать - как питаются, общаются, размножаются муравьи, где живут зимой? Поэтому я решил поближе познакомиться с жизнью лесного муравья-маленького обитателя нашего родного Пензенского края. Свою работу я начал летом, так как они в этот период более доступные для изучения. Летом я побывал в роли учёного-мирмеколога.

Из книжных источников, сети Интернет 1 я узнал интересный факт, что более двадцати пяти миллионов лет муравьи живут как общественные насекомые. Это доказали палеонтологи по находкам муравьёв (ничем не отличающихся от тех, что мы знаем) в окаменевшей смоле - янтаре.(рис.1)

Рисунок 1.

В мире известно около пятнадцати тысяч видов муравьёв, и каждый из них отличается не только строением тела, но и образом жизни. По подсчетам одного из наиболее уважаемых мирмекологов 2 мира Эдварда Уилсона, на Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев отдельных муравьев. Невероятно, но факт - на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.

Жизнь муравьёв очень сложна, их поведение зависит от массы разнообразных инстинктов. У муравьёв хорошо развита сигнализация, разделение труда, существует определённый распорядок жизни.

Вывод: муравьи - древнейшие животные, так как живут на Земле более 130 миллионов лет.

    Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.С; Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о насекомых.-Ярославль: Академия развития, 2007.

    http://films.imhonet.ru/element/1195489/movie-online/Планета тайн (апрель, 2013г.), Мирмекология -наука о муравьях

2.Строение муравейника.

В лесной чаще, на опушках, в поле, на лугу, в перелесках, на берегу реки или ручейка, у больших и малых деревьев - везде-везде мы можем встретить муравейники. Стоят в лесу большие, видные издалека дома муравейников - прямо красавцы-небоскребы. Высота их более полутора метров, и во все стороны от муравейника расходятся дорожки, по которым снуют его жители - муравьи.

Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелких веток. Муравейник - это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Притащили мелкие веточки, кусочки коры, крупной хвои. Сложили, укрепили землёй, смоченной слюной. И вот вырос высокий, закруглённый конус. Поэтому дождь, даже самый сильный ливень, не намочит муравейник, купол - круглый обтекаемый.Ливень даже укрепляет муравейник - хвоинки и веточки скрепляются землёй, глиной, словно цементом.(видеофрагмент 1)

Видеофрагмент 1

И ветер ничего не может сделать с муравейником - хвоинки лежат плотно. А чтобы они лучше проветривались и не гнили, муравьи « придумали» одну хитрость. Каждые четыре дня они снимают старые хвоинки и уносят внутрь муравейника. Вот так муравьи всё время перебирают крышу и оберегают её от плесени. Под крышей муравейника целый лабиринт переходов - коридоров, разветвлений, камер. Муравейник сплошь пористый, многоэтажный. Муравейники имеют и « подвалы»: ходы, переходы, камеры уходят в землю ещё на несколько «муравьиных» этажей. Чтобы попасть внутрь муравейника, сделаны специальные входы. Рыжие лесные муравьи живут большими семьями в муравейниках, которые состоят из надземной части и подземного гнезда. Вывод: Муравейник- очень сложное архитектурное сооружение в форме конуса, размер которого доходит до 2 - 2,5м высотой.

3.Жизнь в муравейнике.

Немногочисленные самцы, за редким исключением, не принимают участия в жизни колонии. Они остаются в гнезде до брачного лета, а после него оказываются бездомными и не способными о себе заботиться.

Они поднимаются на поверхность своего жилища и взлетают над ним. Это брачный полёт. После оплодотворения самки опускаются на землю, сбрасывают крылья и основывают новые гнёзда. Нередко молодые самки попадают в муравейники, из которых они вылетели.

Самцы после брачного полёта погибают.

Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в глубокие подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны (видеофрагмент 2).

Видеофрагмент 2.

Но на оттаявшей верхушке купола в апреле мы уже видим лениво ползающих муравьёв. На солнце они согреваются и накапливают тепло. Защищаются муравьи от врагов, выставляя вперед брюшко и меткими выстрелами муравьиной кислоты поражая неприятеля. Этот яд оказывает существенное действие на нервную систему, работу сердца и дыхание 3. Через три недели после использования кислоты содержимое ядовитой железы у муравьев полностью восстанавливается(рис.2).

Рисунок 2.

______________________________________________________________________________

Наблюдение

Эксперимент.

Гипотеза:

Муравьи используют для защиты муравейника муравьиную кислоту.

Я положил чистый носовой платок на муравейник, на поверхности которого много муравьёв (фото 1)

Вывод: для защиты муравейника муравьи используют муравьиную кислоту

4. «Профессии» муравьёв.

Любопытно, как муравьи приходят к пище. Один из муравьев - разведчик, нашедший кормовой объект, направляет другого - фуражира к пище.(фото 2, фото 3)

Наблюдение

Гипотеза:

муравьи информируют друг друга.

Фото 2. Фото 3.

Это может происходить различными способами: когда один из фуражиров пристраивается к разведчику и следует за ним до тех пор, пока тот не обнаружит корм или когда фуражиры с вершины гнезда наблюдают за тем, откуда разведчик принес добычу, и направляются туда же (видеофрагмент 3).

Вывод: Муравьи информируют друг друга, отличают жителей своего муравейника от обитателей чужого, используют для защиты муравейника муравьиную кислоту.

Видеофрагмент 3.

Фуражиры - не единственная «профессия» рабочих муравьев. В каждой семье существует разделение труда и каждая группа отвечает за выполнение своей работы. Солдаты (рис. 3), разведчики, наблюдатели на тропах, восстановители дорог после их разрушения, муравьи-няньки (рис.4) - это далеко не полный перечень муравьиных «профессий» .

Рисунок 3. Рисунок 4.

5.Роль муравьёв в экосистеме.

Муравьи известны как наиболее полезные насекомые, хотя, конечно, бесполезных для природы животных вообще не существует.

Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом; ускоряют разложение растительных остатков и удобряют почву гумусом, уничтожают много насекомых-древоразрушителей, содействуя приросту древостоя. Листогрызущие насекомые составляют до 90% пищевого рациона муравьев. Кроме того, муравьи улучшают водный режим почвы и регулируют ее кислотность. Под муравейником обычно она более легкая и менее кислая из-за увеличения количества щелочных катионов.

Наблюдение

Летом я наблюдал, как муравьи охотятся, и пришёл к выводу: поедая различных насекомых муравьи защищают лес от возможных вредителей. (фото 4)

Вывод: понимая важность этих насекомых в сохранении экосистемы леса, люди должны охранять муравейники. Муравейники не должны гибнуть при вырубке леса, их не должны варварски разорять люди!

6. Почему надо охранять рыжего лесного муравья?

Защита леса от вредителей и болезней - очень важная экологическая задача. Наиболее экологически целесообразными методами борьбы с вредителями являются все меры по содержанию в нём леса в здоровом состоянии, по поддержанию в нём биологического равновесия 4.

Значение муравьёв в природе и жизни человека:

Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают).

Регулируют численность насекомых - вредителей леса (уничтожают личинки).

Муравьиная кислота является действенным средством против клещей.

Вывод: Муравьи - друзья леса. Мы должны защищать муравейники от разрушений. Рыжие лесные муравьи включены в «Красный список угрожаемых видов» международной Красной книги Всемирного союза охраны природы в статусе «близкие к переходу в группу угрожаемых».

IV.Заключение.

Мой проект назывался «Кто живёт в муравейнике». Цель, которую я себе поставил, мною достигнута. В результате проделанной работы, я научился:

1.Ставить перед собой цель и достигать её,

2.Планировать свои действия,

3.Находить информацию из разных источников, выбирать главное,

4.Вести наблюдения.

Кто же живёт в муравейнике? Я узнал о составе муравьиной семьи, о том, что несмотря на кажущийся хаос, в муравейнике царит строгий порядок: каждый муравей занят своим делом. У муравьёв есть свои «профессии», которые очень похожи на профессии людей. Также я узнал, как устроен муравейник внутри. Теперь я. В ходе работы над проектом, я понял исключительную роль этих насекомых в сохранении экосистемы леса. Ведь они являются естественными защитниками леса от вредителей и болезней. Моя гипотеза, выдвинутая вначале проекта полностью подтвердилась.

После изучения жизни муравьев я сделал макет муравейника(фото 5) и собрал интересный видео-материал и жизни муравьёв (Приложение №1).

III Практическое исследование.

Наблюдения

Наблюдение №1 «Размеры лесного муравья»

Я измерил и сделал вывод: рыжий лесной муравей имеет размеры тела от 4 мм до 9 мм

Наблюдение №2 «Муравейник - сложное архитектурное сооружение»

Побывав в лесу, я заметил, что строение муравейника в форме конуса, размер которого доходит до 2 - 2,5м высотой.

Наблюдение №3 «Расположение муравейника»

Я заметил, что муравейники не бывают одинаковыми, но всегда расположены с южной стороны дерева.

Наблюдение №4 «Строение муравейника»

Верхний слой муравейника - это покрытие из иголок и веточек, которые приносят муравьи-строители. Этот слой защищает жилище от непогоды.

Наблюдение №5 «Поведение лесного муравья осенью»

Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.

Эксперимент

Гипотеза

Эксперимент №1

Муравьи информируют друг друга:получив ценную информацию, фуражиры направились к тарелке, ориентируясь по запаху, оставленному разведчиком. И вскоре были у цели.

В тарелку я положил еду.

Гипотеза подтвердилась

Эксперимент №2

Муравьи отличают жителей своего муравейника от обитателей чужого.

В муравейник, за которым велось наблюдение, я пересадил муравья из другого муравейника.

Чужой муравей подвергся нападению со стороны хозяев.

Используемые ресурсы

    Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о насекомых.-Ярославль: Академия развития, 2007.

    Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! - М.: Агропромиздат, 2009.

    Захаров А.А. Муравей, семья, колония. - М.: Наука, 2008.

    Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра. Природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2012.

    Халифман И.А. Операция «Лесные муравьи». - М.: Лесная промышленность, 2012.

    Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу "Человек и мир". Автор-составитель В.М.Вдовиченко. - Мн.: ЧУП "Изд-во Юнипресс", 2004.

Другие источники информации

    http://www .floranimal.ru/familes/4810.htm/ Семейство Муравьи (сентябрь, 2014 г.)

    http://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи (сентябрь, 2014 г.)

    http://www.mirnasekomyh.ru/muravej.htm/ Мир насекомых (сентябрь,2014 г.)

    http://films.imhonet.ru/element/1195489/movie-online/Планета тайн (апрель, 2013г.)

    http://www.youtube.com/watch?v=xmtSKdnHBdoСкрытая жизнь муравьёв(июль,2009 г.)

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №8 «Олимпия»

Дзержинского района Волгограда»

Исследовательский проект

«Эти загадочные муравьи»

лицея №8 «Олимпия»

Балабанов Матвей

Ермилов Тимофей

Руководитель:

учитель начальных классов

Волгоград 2015

Введение…………………………………………………………………………3

1.Литературный обзор………..…………………………………………………4

2. Экспериментальная часть

2.1.Опросодноклассников…………………………………………………..…..6

2.2. Наблюдение жизни муравьев в природе и в искусственных условиях

(в формикарии) ………………………………………………………………….7

3.Заключение.

Результаты исследований………………………………………………………12

Введение

Кто скажет, какие насекомые на земле самые многочисленные? Самые многочисленные…муравьи. Посмотрите на землю, и вы всюду найдёте муравьёв: в саду, в лесу, в поле и на лугу, на берегу реки или ручья, даже в большом городе их можно увидеть – на клумбе или газоне. Они разные: маленькие, едва заметные глазом и крупные – до сантиметра длиной, светло – жёлтые, коричневые, чёрные, рыжие, красные, с пятнышками и полосками.

Цель работы: Выяснить кто такие муравьи и зачем они нужны? Чем занимаются муравьи? Какая от муравьев польза?

Объект исследования: муравьиная семья, муравейник, домашний формикарий.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    Узнать, кто такие муравьи и где они живут; Изучить жизнь муравьиной семьи; Изучить значение муравьев в природе и жизни человека; Рассмотреть муравейники.
Литературный обзор

Муравьи – древнейшие на Земле существа; они обитают в наших лесах уже миллионы лет! Подтверждением этого является обнаружение в 1967 году в куске янтаря с пляжа в Нью-Джерси муравьишки жившего более 80 миллионов лет назад! В мире, по приблизительным оценкам, миллиард миллиардов муравьев, принадлежащих к 12 тысячам видов. Их общая приблизительно равна биомассе человечества.

Муравьиная семья — многолетнее, высокоорганизованное сообщество, состоящее из расплода (яйца, личинки, куколки), взрослых особей (самок и самцов) и, как правило, многочисленных рабочих особей (бесплодных самок).

Изучив литературу, мы узнали, что муравейники бывают самых разных типов. Некоторые виды муравьев предпочитают селиться в глубокой тени, другие - на солнце. Многие виды просто роют тоннели в земле. Одни зарываются в норы, другие возводят холмики из разных легко перемещаемых из-под земли материалов.

Одни муравьи строят небольшие травяные холмики, а другие, обитающие в хвойном лесу, строят их из большой кучи сосновых игл. Американские муравьи-солдаты не строят муравейник после каждого перехода, а просто окружают королеву и яйца гроздью рабочих муравьев; эта гроздь может повиснуть на ветке или устроиться в полом бревне. Есть виды муравьев, умеющих срезать листья с деревьев и сооружать из них большие сложные муравейники с тоннелями и камерами.

Многие тропические виды муравьев устраивают гнезда в древесных щелях или в полых стволах, а некоторые строят коробчатые гнезда из жеваной древесины и земли на вершинах деревьев. В Андах некоторые виды устраивают гнезда в альпийских цветов. А вот один австралийский вид муравьев строит гнезда в виде сумки из листьев, сшивая их шелком, который производят их собственные личинки.

Но несмотря на это, часто муравьям нужна охрана. Много муравейников пропадает из-за вырубки лесов, их разоряют туристы, поэтому вокруг городов и в местах отдыха людей, муравьиных гнезд становится все меньше и меньше.

2. Экспериментальная часть

2.1. Опрос одноклассников

Когда мы стали искать информацию и изучать жизнь муравьиной семьи, то нам стало интересно, а что ученики нашего класса знают о муравьях. Анкетирование мы провели среди учеников 2-б класса.

И вот какие результаты мы получили:

На вопрос «Кто такие муравьи?» правильно ответили примерно 96 % На вопрос «Где живут муравьи?» правильно ответили примерно 96 % На вопрос «Назовите состав муравьиной семьи» правильно ответили примерно 45 % На вопрос «Какая польза от муравьев в природе?» правильно ответили примерно 83 % На вопрос «Как называются ученые, изучающие жизнь муравьев?» правильно ответили примерно 40 %

2.2. Наблюдение жизни муравьев в природе и в искусственных условиях (в формикарии).

Еще только начав изучение жизни муравьев, мы узнали, что такие ученые называются мирмекологами.

НАБЛЮДЕНИЕ № 1 - МУРАВЕЙНИКИ

Летом мы с ездили в город Ульяновск, вокруг которого растут большие хвойные леса. В лесу мы нашли несколько муравейников высотой от 20 сантиметров до 1 метра и шириной до 1 метра. Увидели небольшой подземный муравейник. В лупу мы рассмотрели несколько муравьев и входов в муравейники.

НАБЛЮДЕНИЕ № 2 - ДОМАШНИЙ ФОРМИКАРИЙ

Когда мы изучали муравейники, мне стало очень интересно, а как устроена муравьиная семья, чем они занимаются целый день, чем питаются муравьишки?

И тут мы узнали, что ещё в XIX веке мирмекологами были созданы первые домашние муравьиные фермы; их назвали формикарии. А в настоящее время формикарии все чаще стали приобретать любители живой природы.

Решили приобрести формикарий и муравьиную семейку и мы.

Для чистоты эксперимента мы приобрели два разных формикария: песочный и гипсовый. А также две разные семьи муравьев: черный садовый муравей Lasius niger и Messor structor или муравьи-жнецы.

Когда нам привезли муравьиные семейки, они были небольшие: матка, несколько яиц, личинок и 15-20 муравьев.

В песочный формикарий мы насыпали песок, увлажнили его и вытряхнули из пробирки «малышей» - так мы назвали семью черных садовых муравьев, и уже через 10 минут муравьишки стали рыть тоннели. Все это время матка находилась на поверхности рядом с яйцами и личинками, и их окружало несколько муравьев. А уже через несколько часов все с поверхности исчезли в маленьких выкопанных в песке ячейках.

Гипсовый формикарий мы также увлажнили и запустили семейку «мессоров». В этом формикарии заранее были вырезаны ходы и ячейки, поэтому мессорам оставалось без особого труда быстро перетащить яйца и личинки вслед за маткой в выбранную ею ячейку.

НАБЛЮДЕНИЕ № 3 - СОСТАВ МУРАВЬИНОЙ СЕМЬИ

С первого взгляда нам показалось, что в муравейнике царит беспорядок. Но присмотревшись, мы заметили, что каждый муравей занят своим делом. Никто ничего не забывает, не ленится, не мешает другому.

В ходе наблюдений мы установили, что одни муравьи постоянно находятся возле матки, яиц и личинок; кормят их и переносят в случае необходимости в безопасное место; таких муравьев мирмекологи называют рабочими муравьями или няньками. Другие муравьи постоянно ползают по формикарию в поисках еды; их называют фуражеры. Причем я узнал, что бывают активные фуражеры – они сами разыскивают пищу и доставляют ее остальным муравьям. А бывают пассивные фуражеры, - они сами еду находят редко, но под присмотром активных фуражеров переносят еду в хранилище.

Основная часть жителей муравейника - рабочие, которые заботятся о семье.

Часто муравьи-рабочие больших размеров имеют очень большую голову. Таких рабочих называют муравьями-солдатами, они очень эффективны в бою, но в те моменты, когда безопасности семьи ничего не угрожает, они являются обычными муравьями-рабочими.

НАБЛЮДЕНИЕ № 4 - ОБЩЕНИЕ МУРАВЬЕВ

Несколько раз мы наблюдали двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Так мы узнали, что муравьи постоянно общаются между собой. Но это не просто болтовня, все их разговоры по делу. Языкмуравьёв это язык запахов и жестов, так они могут поднять тревогу, указать путь к еде, отпугнуть чужаков от найденной пищи. По запаху муравьи отличают своих от чужаков.

НАБЛЮДЕНИЕ № 5 - ПИТАНИЕ МУРАВЬЕВ

В природе питание муравьев очень разнообразно - насекомые, сладкий сок растений, тля, пыльца. Обеспечить полноценным питанием дома немного сложнее. У нас дома живут две разные муравьиные семьи, поэтому и корм у них был разный.

Черного садового муравья мы кормили фруктами (яблоки, банан, груша), сладким сиропом, а иногда давали нежирное мясо и яичный белок.

Питание Мессоровнаверное самое непохожее на всех муравьев. Это единственный вид муравьев, которые питаются различными семенами растений, поэтому мы их кормили обычным канареечным кормом и фруктами.

Муравьи в обоих семьях очень хорошо росли и размножались, это значит питание было хорошее.

НАБЛЮДЕНИЕ № 6 - ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ МУРАВЬЕВ

За 2 месяца наблюдений за муравьями, мы заметили, что матка 3 раза откладывала «пакетики» яиц. Муравьи-няньки 3-4 дня по очереди держат в лапках этот «пакет». Примерно через неделю яйца уже отделяются друг от друга и каждое превращается в малоподвижную червеобразную личинку, кормлением и уходом за которой продолжают занимаются няньки.

Затем личинка превращается в куколку. Она на самом деле очень похожа на маленькую, абсолютно белую куклу со скрещенными лапками, у нее даже глазки видны. Со временем куколка темнеет и становится рыжего цвета. Когда куколка становится совсем темно-рыжего цвета, то завтра будет новый муравей. И на самом деле на следующий день по формикарию уже ползает рыженький муравьишка. А еще через-1-2 дня его уже не отличишь по цвету от остальных.

Первые несколько дней жизни новые муравьи проводят, ухаживая за маткой и расплодом. Затем они обычно занимаются рытьём туннелей, становится защитником гнезда и фуражиром.

За первый месяц наблюдений численность муравьиной семьи «Мессоров» выросла с 23 до 42 муравьев (без матки). Через два месяца их было 64, а через год - более 500.

Заключение

Результаты исследования: Проведя опрос одноклассников, мы выяснили, что ребята из нашего класса очень мало знают о жизни муравьев и не знают, что муравьев можно содержать и изучать в домашних условиях. С большим интересом наши одноклассники рассматривали муравьиную семью в формикарии, которую мы принесли в класс.

Изучение литературы помогло нам узнать, что муравьи самые многочисленные обитатели нашей планеты. Живут муравьи в колониях, размер которых может достигать от нескольких сотен до более миллиона особей. Как правило, муравьи живут в муравейниках. В зависимости от видов муравьев и среды их обитания, муравейники бывают наземные и подземные, разных размеров и строят их из разных материалов.

Экспериментальным путем мы выяснили, что жизненный цикл муравьев проходит от яйца до взрослой особи. Жизнь муравейника основана на добросовестном труде каждого муравья. В муравьиных семьях существует разделение труда, но вне зависимости от сложности задачи, первым делом муравьи защищают матку и будущее потомство. Также мы выяснили, что своеобразный муравьиный язык имеет большое значение в жизни муравьёв, а залогом процветающей муравьиной семьи является полноценное, и, по возможности, разнообразное питание.

Бабенко И., Афанасьев В. «От муравья до бабочки».-М.: ОНИКС, 2000 Ляхов П., Любарский Г. «Я познаю мир. Насекомые».-М.: АСТ, Астрель, 2001 Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ-ПРЕСС,2000 http://www. krugosvet. ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/MURAVI. html http://ru. wikipedia. org/wiki Фотографии из личного архива.

Ирина Казьмина

Краткосрочный проект .

Цель : расширять знания об особенностях внешнего вида муравьёв , их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.

Как возник этот проект ? На прогулке, дети, наблюдали как позеленела и подросла весенняя травка, как набухли почки и т. д., обнаружили муравейник с большими муравьями и заинтересовались . И вот идея!

Ход работы:

Загадываю детям загадку :

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей .)

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи .

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей .

Вопросы для детей :

1. Как выглядят муравьи ?

2. Чем питаются?

3. Как они передвигаются?

4. Как называется муравьиный дом ?

5. Из чего муравьи строят свой дом ?

6. Какие враги есть у муравьёв ?

7. Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете ?

8. Как готовятся муравьи к зиме ?

Просмотр картинок с изображением муравьёв .

В конце беседы, воспитанники предложили создать макет муравейника , чтобы был в "Нашем любимом огороде". Но тут возникла проблема, что муравьи могут съесть нашу рассаду. Дети стали рассуждать и решили поставить муравейник подальше от "огорода".

Работаем над "муравейником "

Цель : воспитывать интерес к природе, познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепкой из бумажной массы) .

Бумагу рвём на полосочки, затем вымачиваем её в подготовленной массе (вода перемешенная с клеем ПВА) и скатываем в маленькие шарики


И вот собрали "муравейник "

День второй :

Муравей самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти , очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - хищники , они истребляют множество насекомых. У них много врагов : птицы, медведь, муравьед .

Просмотр и чтение энциклопедии.

Практическая работа. Осматриваем наш "вчерашний муравейник " - ВЫСОХ (каждый потрогал, продолжаем работать. Окрашиваем муравейник чёрной акварельной краской со всех сторон и приступаем лепить муравьёв .

Цель : учить лепить мелких насекомых, передавая их характерные особенности строения и окраски.


Для усиков мы использовали проволоку для бисера.

Муравейник с муравьями готов .

В конце работы вспомнили пословицы :

Каков мастер - такова и работа.

Наскоро делать - переделывать.

Птицу узнают в полёте, человека - в работе.

Поскорей подрастай да к работе поспевай.

землю красит солнце, а человека труд.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.

Настольная игра "муравьи в муравейнике "Правила настольной игры-ходилки 1. Поставьте фишки на «Старт». игра предназначена для трех игроков.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Свои первые шаги к будущей профессии дети.

В данной презентации представлены фотографии о ходе реализации проекта по здоровому образу жизни "В стране здоровья" для детей подготовительной.

В рамках родительского собрания " Экологическое воспитание в детском саду и дома" в нашей группе " Фантазёры" проведён необычный мастер-класс.

«Огород на подоконнике». Проект:«Огород на подоконнике» в средней группе "Островок". Актуальность проекта: проект направлен на обобщение.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.