Фонетический строй языка языкознание. Фонетика как раздел языкознания

§ 26. Термин "фонетика", как и многие другие лингвистические термины, – греческого происхождения (ср. греч. phone – "звук", phonetikos – "звуковой, голосовой", phonetike – "фонетика"). Подобно многим другим языковедческим терминам, в том числе и обозначающим названия языковых уровней, данный термин неоднозначен: им обозначается не только один из уровней языковой системы, но и раздел науки о языке, изучающий соответствующий языковой уровень, единицы последнего, их признаки, взаимоотношения между ними и т.д. Именно так объясняется термин "фонетика" в разных словарях – общих толковых и терминологических. Под фонетикой понимается, соответственно, "звуковой состав языка" и "раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка" , "звуковой строй языка" и "раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка" , "акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка" и "раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи" и т.п.

Наряду с термином "фонетика" в современном языкознании употребляются и другие соотносительные по значению однокоренные термины – "фонемика", "фонематика", "фонология", "фонемология", "фонематология". Наиболее распространенным из них является термин "фонология", который обычно используется для обозначения раздела языкознания, или, точнее, раздела фонетики, изучающего "звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . В то же время термин "фонология" иногда употребляется также для обозначения фонетики в рассмотренном выше ее понимании, т.е. в значении учения о звуковом составе, фонетическом уровне языка вообще . Некоторые зарубежные ученые (М. Граммон, Ф. де Соссюр) называли этим термином учение о звуках речи как физико-физиологических явлениях , использовали его для обозначения "изучения звуков речи во всех их тончайших оттенках безотносительно к их значимости" . В аналогичном значении, в значении звукового строя языка, термин "фонология" иногда употребляется и в отечественном языкознании. Это видно из таких высказываний, как, например: "Задача у науки о звуковом строе языка (у фонологии) одна: установление единиц этого строя, их системы и их функционирования или эволюции..." ; "...до сих пор фонология в основном занимается характеристикой и систематикой репрезентантов фонем, а не фонем..." . По свидетельству Л. Р. Зиндера, в подобном значении некоторыми советскими лингвистами употребляется и термин "фонемология" . На основании изложенного представляется возможным упорядочить использование рассматриваемых терминов, а именно: термин "фонетика" сохранить в одном из двух его значений – использовать для обозначения фонетического уровня, фонетического строя языка (ср. "лексика"), а термин "фонология" применять для обозначения раздела языкознания, изучающего фонетический строй, единицы фонетического уровня языка (ср. "лексика" и "лексикология").

Объектом изучения в разделе фонетики, как уже было сказано при определении понятия фонетики, являются прежде всего звуки речи, или фонемы, звуковой строй, фонемный состав языка. Именно "учение о звуках... в современной фонетике занимает центральное место" . В то же время в фонетике изучаются и другие единицы языка, языковые средства, которые сами по себе, подобно звукам речи, не выражают языковых значений. Это такие отрезки звучащей речи, сегменты речевого потока, как слоги, дифтонги, трифтонги и т.п., а также некоторые несегментные, нелинейные единицы, такие, как ударение, интонация; "с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации, в исследовании которых фонетика добилась значительных успехов" . По словам М. И. Матусевич, в фонетике изучается "вся звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, но и их фонетические чередования, различные виды ударения (в словах и во фразах), мелодические типы (т.е. типы интонаций. – В. Н.) и ряд других вопросов, касающихся звукового оформления речи" (подробнее о таких фонетических явлениях см. ниже).

Кроме названных фонетических средств, в качестве объекта фонетики как раздела языкознания нередко рассматриваются и такие сегментные единицы, или отрезки звучащей речи, как фонетическое слово, такт (речевой такт), фраза (фонетическая фраза, фонологическая фраза) . При этом такие единицы, наряду со звуками речи и слогами, иногда определяются как основные фонетические единицы языка .

Многообразие языковых средств, рассматриваемых в качестве объекта фонетики, находит отражение в предлагаемых некоторыми лингвистами определениях данного раздела языкознания. В качестве примера можно привести следующее утверждение: "Фонетика... – наука о звуках человеческой речи, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также о таких звуковых явлениях, которые тесно связаны с целыми словами и предложениями и самостоятельно не вычленяются в речи (ударение, интонация)..." .

Для обозначения совокупности разнородных языковых явлений, изучаемых в разделе фонетики, нередко используются такие выражения, как "звуковые средства", "звуковой материал", "звуковая сторона языка", а изучающий эти явления раздел науки о языке определяется, соответственно, как "раздел языкознания, изучающий языковые средства языка" , как наука о "звуковом материале" языка , как раздел языкознания, изучающий его "звуковую сторону" .

§ 27. Фонетическим словом называется отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Это – "либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже с двумя безударными словоформами)" .

Фонетическое слово называют еще фонологическим словом , акцентным словом , акцентной группой , большим словом .

Безударные слова, входящие в состав фонетического слова, называются клитиками, среди которых различают проклитики, т.е. слова, располагающиеся перед самостоятельными, ударяемыми словами (ср. греч. proklino – "наклоняю вперед"), и энклитики , т.е. слова, располагающиеся после ударяемого слова (ср. греч. enklind – "склоняюсь"), В качестве проклитик выступают, например, предлоги в русском и многих других языках (ср.: на столе, у стола, со стола, за столом, под столом), частица не в русском языке (ср.: не хочу, не пришел, не спится), артикли в немецком, английском, французском и других языках (ср. в немецком языке: der Mensch – человек, die Hand – рука, das Buch – книга). В качестве энклитиков выступают, например, некоторые русские постпозитивные частицы (ср.: сказал бы, садись же, хочешь ли), особые, сокращенные формы личного местоимения в польском языке: go (наряду с jego – "его"), ти (наряду с jemu – "ему"), древняя форма винительного падежа единственного числа возвратного местоимения siq в том же польском языке, которой в русском языке соответствует возвратная частица, или постфикс, -ся (-сь) (ср., например: dobrac siq – "добраться", prosic siq – "проситься", zapominac siq – "забываться"). В некоторых случаях в состав фонетического слова могут входить одновременно и проклитики, и энклитики (ср. в русском языке: а придет ли, да сегодня же, на дачу бы).

Словесное ударение в составе фонетического слова может перемещаться с самостоятельного, основного слова на служебное, т.е. на клитики, обычно употребляемые без ударения. Это характерно, в частности, для некоторых языков с фиксированным ударением. Так, например, в польском языке, где ударение постоянно падает на предпоследний слог, при сочетании односложных слов (словоформ) со слоговыми предлогами или отрицательной частицей те ударение закономерно переходит на последние (ср.: do mnie – "ко мне", za rok – "за год", nie mam – "не имею"). Аналогичное явление имеет место и в русском языке, при нефиксированном ударении (ср.: на пол, за город, под руку, не был, не жил).

Фонетические слова, равно как и слоги, выделяются в потоке речи на основе собственно фонетических признаков (отношений), без учета выражаемого ими смысла .

Примечание . Возможны случаи, когда разные фонетические слона входят в состав одного слова как лексической единицы языка (так называемого словарного, или орфографического, слова). Это бывает тогда, когда слово (словоформа) имеет два равноправных, равноценных ударения, т.е. разные ударения в слове имеют одинаковую силу, например в немецком слове blutarm – "очень бледный" . Некоторые ученые в качестве разных фонетических слов рассматривают также части сложных лексических единиц, имеющих дополнительное, второстепенное, или побочное, ударение (наряду с основным, главным ударением), т.е. части этих слов, объединенные и основным, и дополнительным ударением. Это иллюстрируется такими примерами: высокоуважа́емый, перепончатокры́лые . По мнению других лингвистов, фонетическое (акцентное) слово создается главным ударением; "с помощью второстепенного ударения создается лишь некоторое различение внутри единого смыслового и фонетического целого" .

Такт (речевой такт) представляет собой отрезок речи между двумя краткими (ограничительными) паузами; он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения .

По определению О. С. Ахмановой, такт – это "основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами (или минимумами ритмо-мелодической интенсивности)" . В лингвистической литературе данная фонетическая единица называется также речевым звеном , дыхательной группой . Чаще всего в этом значении используется термин "синтагма" .

Фраза (фонетическая, фонологическая фраза) – самая крупная фонетическая единица. Фраза (от греч. phmsis – "выражение, способ выражения") – это "ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта)" .

Для обозначения данной фонетической единицы иногда используются и другие термины, например: "фонетическое словосочетание" , "высказывание" , "интонема" .

Термином "фраза" нередко обозначается также фонетическая единица, обычно называемая тактом, или речевым тактом . По определению Н. Д. Светозарова, фразой называется (наряду с другими понятиями) "любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами" . При таком употреблении данного термина "в нем объединяются понятия Ф. (т.е. фразы. – В. Я.) и синтагмы" .

§ 28. Задачи фонетики как раздела языкознания определяются объектом исследования. Фонетика занимается всесторонним изучением различных фонетических средств языка (языков), их фонетических свойств и т.д. (см. § 27). Фонетические средства изучаются в фонетике с точки зрения их функционирования в речи и изменения в процессе языкового развития. При более широком понимании фонетики как раздела лингвистики в ее задачи включается также изучение норм произношения звуков речи (соответственно выделяется подраздел орфоэпии), совокупности графических, начертательных знаков, используемых для передачи звуков речи на письме (выделяется подраздел графики), системы правил передачи звуков речи на письме, написания значимых единиц языка (подраздел орфографии).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, принято различать фонетику частную и общую (подобно тому, как различается частное и общее языкознание). Частная фонетика занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определенных групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков. Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков. В свою очередь, она является теоретической основой для изучения фонетических систем, разных фонетических явлений этих языков.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная, или синхроническая, и фонетика историческая, или диахроническая. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии. Историческая фонетика занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков и фонетических систем этих языков в целом.

В описательной фонетике звуки речи как важнейшие единицы фонетического строя языка изучаются в разных аспектах, с разных точек зрения. Обычно говорят о трех аспектах изучения звуков речи, таких, как 1) физический, или акустический, 2) биологический, физиологический (анатомо-физиологический), или артикуляционный, и 3) собственно лингвистический, социальный, или функциональный. В соответствии с этим различается фонетика акустическая, артикуляционная и функциональная.

Акустическая фонетика рассматривает звуки речи с точки зрения их физических, или акустических, признаков, т.е. изучает акустические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.

Наряду с акустической фонетикой, акустическим аспектом изучения звуков речи, некоторые лингвисты особо выделяют перцептивный аспект, предполагающий изучение звуков с точки зрения их восприятия человеком, слушающим звучащую речь . Название этого аспекта связано по значению со словом перцепция , которое восходит к латинскому perceptio (понимание, познавание) и объясняется как "отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие..." .

Артикуляционная фонетика изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.

Функциональная фонетика занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.

Функциональная фонетика обычно называется фонологией, которая противопоставляется фонетике акустической и артикуляционной. Иными словами, различаются собственно фонетика, включающая акустическую и артикуляционную фонетику, и фонология как особый подраздел фонетики, или самостоятельный "раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости" , "раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . По словам Л. Р. Зиндера, "звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляционном и функционально-языковом аспектах", в соответствии с чем различается собственно фонетика и фонология . Таким образом, термин "фонетика" используется в широком смысле (как учение о звуках речи в трех названных выше аспектах) и в более узком смысле (как учение о звуках речи в акустическом и артикуляционном аспектах).

При изучении звуковых единиц языка в современной лингвистике осуществляются различные опыты, эксперименты. В связи с этим особо выделяется экспериментальная фонетика, в задачи которой входит изучение звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов . В экспериментальной фонетике часто используются различные технические средства – приборы, аппараты, поэтому ее нередко называют фонетикой инструментальной , или аппаратурной .

Используемые в фонетических исследованиях технические средства позволяют более точно определить акустические и артикуляционные признаки звуков речи, характер изменения звуков в речевом потоке. Так, например, с помощью специальною прибора, называемого осциллографом, звуковые колебания превращаются в колебания электрического тока, светового луча, фиксируемые на кинопленке или на экране, что позволяет определить длительность, силу звука, высоту его тона. С помощью спектрографа (звукового спектрографа) можно получить общую акустическую картину звука речи. Искусственное небо (пластинка из целлулоида или иного тонкого материала, покрытая тальком) позволяет зафиксировать положение языка по отношению к небу при произнесении того или иного звука. Использование рентгеновского аппарата дает возможность наблюдать за положением и изменением разных органов речи в процессе их работы. При помощи технических средств искусственным путем (без участия человека) создаются речеподобные звуки .

§ 29. Значение фонетики. Фонетика изучает единицы языка, которые непосредственно не выражают каких-либо значений, сами по себе не содержат какой-либо информации, поэтому на первый взгляд может показаться, что изучение фонетических единиц не имеет существенного значения. На самом деле это не так: изучение фонетических единиц имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Теоретическое значение фонетики объясняется прежде всего тем, что она имеет дело с такими материальными единицами языка, как звуки речи, т.е. единицами, без материального воплощения которых невозможно представить себе другие, более сложные единицы языка и в целом язык как средство общения людей. По словам Р. И. Аванесова, "без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка" , в частности его грамматического строя и словарного состава . Неслучайно именно с фонетики обычно начинается научное описание и изучение языков.

Изучение звуковой системы языка, изменения элементов этой системы, закономерностей изменения звуков речи в процессе исторического развития языка имеет важное значение для исторического языкознания, прежде всего для исторической грамматики и исторической лексикологии. Оно "помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его" .

Практическое, прикладное значение фонетики в области языкознания состоит, прежде всего, в том, что на основе данных фонетики создаются системы письма для бесписьменных языков и совершенствуются существующие письменные системы; фонетика положена в основу обучения письму и чтению; на нее опирается изучение произношения на неродном языке.

Лингвистические сведения, полученные в результате фонетических исследований, практически используются и в других сферах человеческой деятельности. В медицине (в такой ее отрасли, как логопе́дия), например, они широко используются для успешного лечения речевых расстройств, устранения дефектов речи. Лингвистические сведения в области фонетики необходимы для совершенствования технических средств связи, для повышения эффективности их работы, увеличения пропускной способности телефонных линий и т.д.

  • Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. С. 1472.
  • Словарь иностранных слов. С. 743.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 496; см. также: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. С. 464.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 499.
  • Об этом см., например: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. С. 12.
  • См. об этом: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 57.
  • Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 162.
  • Реформатский А. А. Из истории отечественной филологии. М., 1970. С. 83.
  • Торсуев Г. II. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. М., 1969. С. 15-16.
  • См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 12.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 4.
  • Там же.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 5.
  • См., например: Волгина Н. С., Розенталь Д. Э„ Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. 3-е изд. М., 1966. С. 74; Русский язык: энциклопедия / гл. ред. ТО. Н. Караулов. С. 598.
  • См.: Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. С. 598.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 23–24.

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики).

В фонетике выделяются следующие разделы:

1) собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2) фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3) орфоэпия, изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4) графика, которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5) орфография, исследующая основные принципы русского правописания и фиксирующая совокупность правил, определяющих написание слов.

Фонетическая система определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал Ф. де Соссюр). Все в языке и в речи подчинено одной задаче: служить средством передачи информации. Поэтому и функция звуков речи - минимальных единиц фонетики - заключается в том, чтобы создавать речь, формировать слова, различать слова, создавать ритм (ударение) и формировать интонацию, с помощью которой различаются целые предложения (высказывания). Именно эта способность звуков речи - быть носителем информации (т.е. создавать языковые единицы и различать эти единицы) - лежит в основе любой системы описания звуков для каждого языка (его фонетической и фонологической систем). На основании того, как, какие параметры звуков с точки зрения их артикуляции участвуют в различении языковых единиц, каждый звук языка может быть представлен своим набором (комплексом) артикуляторных характеристик. Несмотря на бесконечное разнообразие языков, которые функционируют в человеческом обществе и многообразие звучания речи на этих языках, в фонетической системе любого из них используются несколько базовых артикуляторных противопоставлений (такие общие для всех языков мира свойства называются языковыми универсалиями), а именно:

способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс согласных, или консонантных, звуков от гласных, или вокальных, звуков);

степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

Все фонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками. В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем. Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному нз трех рядов - переднему, среднему или заднему.

Подъем/ряд

передний

Согласные , в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г) и щелевые (например: з, х, ф). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, Ц). Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных. Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне-и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б) и глухие (к, ш, п). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса. И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

Синтагматическое членение речевого потока как процесс деления речевого потока на минимальные смысловые единицы связан с отражением в звучании структурных и смысловых компонентов текста и происходит обычно на участках ослабления линейно-грамматических связей слов. Вместе с тем интонационная сегментация текста может варьироваться. Особенности синтагматического членения во многом определяет и фактор визуального восприятия текста: совпадение интонационных границ со знаками препинания трактуется исследователями как основное синтагматическое членение, а деление на синтагмы внутри синтаксической группы – как дополнительное, обусловленное субъективным отношением говорящего.

Фразовое членение. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой . Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные, и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Коартикуляцию можно определить как влияние фонетического контекста на артикуляцию речевых зву­ков. Термин «коартикуляция» используется в качестве общего названия для процессов, обозначающих влияние артикуляции со­седних звуков. В более узком смысле различают собственно коартикуляцию, ассимиляцию и аккомодацию.

Под собственно коартикуляцией понимается процесс совме­щения артикуляционных жестов соседних звуков.

Влияние артикуля­ции согласного на согласный называется ассимиляцией , а гласного на со­гласный - аккомодацией.

СЛОГ - звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Существует 4 теории слога: экспираторная, сонорная, напряженности, динамическая.

Теория сонорности. (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи - изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог - это волна сонорности; объединение зву­ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий - 2, сонорный - 3, гласный - 4.

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическимсредством одного из компонентовречи.

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное , то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город ), и на второй (свобода, природа ), и на третий (молоко, молодой ) и т.д. Такое ударение называется также разноместным .

Второй особенностью подвижность , то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Например: понять – понял – поняла ; сестра – сёстры ; стена – нет стены .

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость , которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, призрАк .

Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и видов ударения является кульминативная функция - обеспечение цельности и отдельности слова путём просоди­ческойцентрализации его слого-звуковой структуры (выделение просоди­че­ско­го центра слова). Свободное и ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную функцию, разли­чая, кроме грамма­ти­че­ских форм, такжелексемыи лексико-семантические варианты слов (ср. за́мок - замо́к). Связанное (особенно фиксированное) ударение выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. Ударение любого типа может выполнять такжеэкспрессивнуюфункцию, будучи элементоминтонации фразы и соотносясь с прагматическими значениями (см. Прагматика ).

Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются в акценто­ло­гии .

Фонети́ческое сло́во , или ритми́ческая гру́ппа - самостоятельное слововместе с примыкающими к немуслужебными словами, не имеющими собственногоударения, иначе говоряклитиками, для которых самостоятельное слово выступаетопорным . Характеризуется наличием единственного словесного ударения, которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово.

С точки зрения фонетикифонетическое слово представляет собой группуслогов, объединённую одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова за счёт того, что характеристикигласныхбезударных слогов (качество, интенсивность, длительность) зависят от их положения по отношению к ударному слогу. Внутри фонетического слова действуют те же фонетические закономерности:ассимиляция,диссимиляция, - что и внутри любого слова.

В соответствии с определением, фонетическое слово может не совпадать с орфографическимсловом или словом как единицей всловаре.

Кли́тика - слово(например,местоимениеиличастица),грамматическисамостоятельное, нофонологическизависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющиеслога(например, предлогив, к, с ). Клитики могут присоединяться к ударной словоформекакой-то однойчасти речи(например, романские местоименные формы в косвенных падежах - только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицыже, ли ); последние называются транскатегориальными.

Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой (проклитики), так и после нее (энклитики). В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками -на бережок бы .

ИНТОНАЦИЯ как суперсегментная единица в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонема – единица интонации, модель интонации, образованная с помощью элементов интонации и обладающая определенным значением.

Интонему можно сравнить с интонационным знаком, который помогает отождествлять интонационно-смысловые отрезки в речи.

Изучение интонации отдельных предложений приводит к выводу о существовании интонации повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и т. п. Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типовинтонационных конструкций(ИК). При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому. Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока (синтагматическое членение) составляют основные интонационные средства русского языка.

Различают семь типовинтонационных конструкций(ИК), имеющих фонологическую значимость:

    ИК-1наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях:Анна стоит на мосту.Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

    ИК-2реализуется в вопросе с вопросительными словами:Кто пьет сок?Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

    ИК-3характерна для вопроса без вопросительного слова:Это Антон?Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

    ИК-4- это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а:А вы?А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

    ИК-5реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами:Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

    ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами:Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

    ИК-7употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена:И Антон стоит на мосту.

Для записи звучащей речи в науке используется фонетическая транскрипция. Транскрипция (в языкознании) - совокупность специальных знаков, при помощи которых передаются все тонкости произношения. Необходимо, транскрибируя слова литературного языка, хорошо знать нормы произношения, следить за правильностью артикуляции. В отличие от орфографического письма в транскрипции буква-знак всегда соответствует одному звуку и каждый звук обозначается одной и той же буквой. При транскрибировании следует учитывать определенные правила:

1. Звуки изображаются строчными буквами. Прописные буквы не употребляются, в том числе и в словах, которые всегда пишутся с большой буквы.

2. Кроме букв, в транскрипции используются и другие особые знаки.

3. Ударные гласные звуки (звуки сильной позиции) обозначаются буквами а – [а], э, е – [э], и – [и], [ы], о - [о], у – [у], ы – [ы]. Безударные (ослабленные) а, о, е обозначаются иначе.

4. Все гласные в сильной позиции обозначаются значком ударения, в том числе в односложных словах, так как каждое фонетическое слово имеет ударение. В сложных словах может быть не одно ударение, например, в слове двухэтажный ударными являются два слога, первый и третий.

5. Транскрибируемый звук заключается в квадратные скобки; если транскрибируется слово, оно целиком заключается в квадратные скобки; то же правило распространяется и на целые такты.

6. Предлоги, союзы, частицы, не имеющие самостоятельного ударения и входящие в состав фонетических слов, а также знаменательные слова, произносимые в потоке речи без паузы между ними, в транскрипции пишутся либо слитно с последующим или предшествующим словом, либо соединяются с ним дугой.

7. Мягкость согласных обозначается знаком мягкости справа вверху от буквенного знака (так была показана мягкость звука [т] в слове [тигр], звука [с] в слове [фсо]). Традиционно отмечается мягкость согласных непарных по твердости-мягкости [ч], . Не отмечается мягкость только у палатального (абсолютно мягкого) звука [j] и его разновидности [й].

8. Долгота согласных звуков обозначается горизонтальной черточкой над звуком.

9. Для обозначения внутрифразовой паузы в транскрипции используется знак ║, такты отделяются знаком I. Для обозначения меньшей паузы применяют знак вертикальной пунктирной линии.

10. На месте безударных гласных а и о в первом предударном слоге (в I позиции) после твердых согласных произносится ослабленный, средний между [о] и [а] звук, обозначаемый знаком .

11. В начале слова гласные [а] и [о] в ослабленной позиции, независимо от того, на сколько слогов они удалены от сильного слога, получают то же значение и обозначаются тем же самым редуцированным звуком , что и в первом предударном слоге после твердых согласных, т.е. это тоже первая позиция.

12. Ударные и безударные звуки [и], [у], [ы] в транскрипции пишутся так же, как в орфографии, хотя во второй позиции они произносятся короче.].

13. В первом предударном слоге, т. е. в первой позиции, на месте букв а, о, э после мягких согласных, появляется звук, средний между [и] и [э], обозначаемый знаком [иэ].

14. Во всех безударных слогах после твердого согласного, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, и в заударных слогах, т.е. во второй позиции, [а], [о], [э] изменяются и качественно, и количественно, то есть появляется ослабленный (редуцированный) звук, который обозначается знаком [ъ] – ер.

15. Во всех безударных слогах, кроме первого предударного, и всех заударных слогах, т.е. во второй позиции, на месте букв я, е после мягких согласных возникает ослабленный (редуцированный) звук, обозначаемый знаком [ь] – ерь.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.

Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Принципы классификации звуков речи

Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).

Слог. Ударение

Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.

Фонема как единица языка

В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].

Транскрипция

Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.

ББК 81.432.1-923.2


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения неязыковых специальностей всех факультетов высших учебных заведений и рассчитано на тех, кто в достаточной мере овладел грамматическим материалом, предусмотренным программой средней школы.

Его цель – систематизировать, совершенствовать и дать более глубокие знания многофункциональной направленности по грамматике английского языка.

В учебном издании в простой и доступной форме на русском языке изложены основные правила нормативной грамматики английского языка и даны многочисленные и разнообразные по форме и содержанию упражнения. Значительное место отводится упражнениям творческого характера, развивающим навыки употребления грамматических конструкций в устной речи. Последовательность упражнений внутри каждого раздела обусловлена этапами формирования навыков и степенью сложности.

Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено с использованием доступной лексики, которая не отягощает восприятие грамматических явлений, а ее повторяемость способствует запоминанию и расширению словарного запаса студентов.

Грамматические упражнения ориентированы на:

– распознавание в тексте или высказывании того или иного грамматического явления, на выделение его отличительных признаков;

– употребление в устной и письменной речи различных грамматических явлений, соответствующих литературным нормам английского языка;

– устранение межъязыковой интерференции (перевод с русского на английский и с английского на русский);

– понимание грамматической структуры письменного текста, способствующее общему восприятию и выявлению его сюжетной линии.


КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ

Понятие о звуковой и письменной формах языка

Язык возник и существует как средство общения людей, прежде всего в звуковой, устной форме. Письмо является лишь условным отображением звуковой формы языка. Поэтому необходимо, прежде всего, овладеть его звуковой формой, его фонетическим строем, т.е. системой звуков, словесным ударением и интонацией. Изучением фонетического строя языка занимается фонетика .

В английском языке существует большое расхождение между звуковым и буквенным составом слова, так как английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, в то время как звуковая форма языка претерпела значительные изменения. Данное расхождение между произношением и написанием слова в английском языке объясняется также и тем, что в английском языке 44 звука, а латинский алфавит, который используется в языке, имеет лишь 26 букв. Поэтому одна и та же буква в разных положениях может читаться как несколько разных звуков. Вот что по этому поводу говорят сами носители языка: "We write Manchester, read Liverpool".

Отличия фонетического строя английского языка

от фонетического строя русского языка

Английский язык, в отличие от русского (как, кстати, и в отличие от большинства европейских языков), характеризуется необычайно богатой системой гласных звуков. Так, носители русского языка, привыкшие произносить и различать в речи на слух только 6 гласных, естественно, испытывают огромные трудности при произнесении и узнавании в звучащей речи 20 английских гласных звуков. Некоторые из этих звуков для нетренированного слуха звучат практически одинаково, что приводит к смешению значений слов.

Например: bad - плохой; bed - кровать

beer - пиво; be - быть

1) В русском языке нет деления гласных на долгие и краткие. В английском языке имеются долгие и краткие гласные звуки, и замена краткого звука долгим или наоборот может привести к смешению значений слов.

Например: eat - есть, кушать (глагол)

it - он, она, оно (местоимение)

2) Среди английских гласных звуков, помимо гласных, по звучанию одинаковых на своём протяжении, имеются дифтонги, т.е. гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в пределах одного слога.

Например: type ; plate

3) В произношении английских согласных звуков также имеются свои особенности по сравнению с русскими согласными. Английские звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными никогда не оглушаются, т.е. не заменяются соответствующими им глухими согласными.

Оглушение английских звонких согласных в конце слова может привести к смещению значений слов, а так же как замена согласного звука глухим в русском слове.

Например: eyes - глаза; если произвести оглушение и произнести это слово как , то получится слово ice - лёд.

4) Английские согласные произносятся твердо перед любым гласным. В русском же языке перед некоторыми гласными, например, перед гласным [и] происходит смягчение. Сравните звук [т] (в русском языке) в словах тын и тишь. Для того чтобы избежать смягчения, необходимо следить за положением языка: язык должен занимать выгнутую позицию, образуя "ложку".

5) Большинство слов в русском языке имеют определенные, четко оформленные окончания (флексии). В английском языке количество флексий невелико, при этом флексии преимущественно состоят из согласных, что затрудняет их восприятие на слух и требует аккуратности произнесения.

6) В русском языке преобладают многосложные слова, преимущественно с открытым слогом (т. е. оканчивающимся на гласную).

Например: ве-ро-ят-но; грам-ма-ти-ка

В английском языке мы наблюдаем большое количество односложных слов с явным преобладанием закрытых слогов, т.е. оканчивающихся на согласную.

Например: was; get; mind; cat

7) В целом английское произношение (как гласных, так и согласных) отличает высокая напряженность и активная работа органов речи, жесткость укладов языка ("ложка") и губ (слегка растянуты). Это создает характерный английский акцент. Что касается русского произношения, то оно характеризуется значительно большей вялостью и расслабленностью органов речи.

В настоящий момент прикладная фонетика находится в состоянии стремительного развития. Одно из её основных направлений - это описание разных речевых стилей. Исследования звучащей речи выходят на передний план в связи с несколькими причинами. В первую очередь большое значение имеет тот факт, что эта область мало исследована, во-вторых, большого интереса заслуживает проблема психолингвистических функций единиц звучащей речи.

Когда мы говорим о фонетике, мы так или иначе касаемся и орфоэпии. Орфоэпическая норма - один из двух аспектов произносительной нормы, она определяет употребление фонем, их порядок следования в слове, то есть нормативный фонемный состав слова. В качестве подобного примера можно привести орфографию, занимающуюся определением нормативного буквенного состава слов в письменной форме. Второй аспект произносительной нормы - это орфофония (или ортофония). Она занимается установлением нормативной реализации звуковых функциональных единиц, то есть правил произношения аллофонов фонем.

Фонемный состав слова определяется орфоэпическими правилами. Орфоэпия очень тесно связано с фонетикой: правила произношения охватывают всю фонетическую систему языка, то есть состав различаемых в этом языке фонем, их качество, изменения в разнообразных фонетических условиях.

Орфоэпия - это раздел науки о языке, который занимается нормами произношения, их обоснованием и установлением. Все национальные языки представлены своими разновидностями, которые имеют различное значение как для общества использующего этот язык, так и для изучающих данный язык лингвистов. Говоря о национальном языке, мы в первую очередь подразумеваем литературный язык, то есть тот язык, который использует образованная часть общества, но не следует забывать и о том, что помимо литературного языка в непосредственной близости от него существуют и территориальные диалекты, сохранившие черты старого состояния данного языка, и социальные диалекты, характеризующие различные социальные группы своих носителей, и просторечие, являющее собой результат различных отклонений от литературной нормы языка.

Языковая произносительная норма - предмет изучения орфоэпии. Изучение произносительной нормы не может идти в отрыве от таких параметров, как понятие стиля, социальные факторы, географические факторы. Все это входит в область изучения смежных дисциплин, без которых в той или иной мере невозможно изучение фонетики.

К примеру, фоностилистика (стилистическая фонетика) занимается рассмотрением особенности организации звуковой речи в области её экспрессивного воздействия. Также к области фоностилистики относят исследование стилеобразующих возможностей звуковых средств. Но если существование фонетических стилей никакого сомнения не вызывает, то в их выделении заключается проблема. На данный момент не существует классификации фонетических стилей, которые можно было бы соотнести с функциональными стилями речи. Сложности при выявлении фоностилистических особенностей в различных видах речевой деятельности обусловлены отсутствием какого-либо системного описания уровня звучащей речи.

Фоностилистика (фонетическая стилистика) - это лингвистическая наука, занимающаяся изучением частоты употребления фонем в различных стилях, их соотношение и сочетаемость, а также анализирующая звуковые эффекты, мотивированные образностью и содержанием текста.

Фоностилистика в качестве лингвистической дисциплины далеко не нова, она обладает глубокими корнями и давней историей в языкознании, потому как нацелена на решение, вероятно, главной задачи теории языка - постижение закономерностей связи звука и значения, принципов их соединения в речевой деятельности - звуковому выстраиванию речи как способы обретения смысла и смыслу как явлению звучащему, в некотором отношении даже музыкальному. Как и единицы любого другого языкового уровня, единицы фонетического уровня можно рассматривать как предмет отбора и комбинирования, то есть они могут быть объектом стилистики, дисциплины, занимающейся изучением принципов, механизмов, целей и результатов речевого отбора.

Социофонетика -- является направлением социолингвистических исследований, изучающим социально фонетические зависимости и связи. Также это раздел лингвистики, изучающий масштаб распространения того или иного произношения, употребление речевых вариаций в разных слоях населения. Основной метод исследования - анкетирование, использование вопросников. Это позволяет получить данные о том, каких норм произношения придерживаются различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, месту жительства и т.д.

В данном случае очевидна и неразрывна связь социофонетики и лингвогеографии. Социальный фактор имеет едва ли не прямую зависимость от географического, а иногда и геополитического расположения той или иной зоны. Нередко можно слышать такие понятия как «южный акцент», «северный акцент», что является прямым следствием зависимости языка от геоположения.

Из материалов лингвистической географии можно получить возможность исследовать территорию распространения тех или иных явлений, имеющих отношение к любым аспектам языка. К ним могут относиться как фонетические, так и морфологические, синтаксические, лексические (семантические) и даже стилистические вопросы. Всё это зависит лишь от объёма и специфики атласа. Некоторые атласы обращены к изучению лексических сторон языка, другие - грамматических. Для изучения каждого отдельного языкового факта в первую очередь необходимо найти зону его распространения, а затем интерпретировать конфигурацию этой зоны.

Лингвистическая география (лингвогеография ) -- это дисциплина, которая занимается изучением языка в пространственном отношении, а также территориальное распространение языковых единиц и явлений. Этот раздел лингвистики исследует территориальное размещение языков и распространение языковых явлений. Также он изучает географии языковых явлений (так называемые изоглоссы) различного уровня. Лингвистическая география многофункциональна, она является как одним из разделов общей лингвистики, так и разделом более частных дисциплин: диалектографии и диалектологии. Основная задача лингвистической географии -- составление подробных языковых карт.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.