Епископ парамон за что быстрое возвышение. «Особый урок мужества…» Проповедь в День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба

Я раньше был тоже тупоголовым болваном, и подобно большинству современных людей считал, что развод это вполне нормальное явление, логично проистекающее из Евангелия. В моем понимании основанием для развода могла быть измена одного из супругов. Так сложилось, что мы уже родились в совершенно другой реальности - в обществе, где были легализованы разводы. Как сейчас постепенно легализуют например наркотики - марихуану, также были ранее постепенно легализованы разводы супругов.

19 декабря 1917, первое что сделали большевики когда пришли к власти - окончательно легализовали разводы, все разводные дела были выведены из ведения церковных судов. С этого времени появилась практика - отчуждения детей от отцов и вешание на последних алиментной кабалы.

До 1914 года за прелюбодеяние (основанное на показаниях 2-3 очевидных свидетелях) виновный супруг подлежал пожизненному безбрачию. С 1 мая 1914 года Синод пошел далее по пути безумия - ещё более упростил процедуру развода, упразднив обязательство увещевания супругов и расширив "улики" в прелюбодеянии.

В 2000 году Архиерейский Собор принял ещё более глумливый документ под названием "Основы социальной концепции", где опираясь и подтверждая решения Собора 1918 года, расширил ещё более основания для развода

"В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки , неспособность к брачному сожитию , наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом , длительное безвестное отсутствие , осуждение к наказанию , соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей , снохачество , сводничество , извлечение выгод из непотребств супруга , неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим ."

дополнив:

"перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом , медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания , совершение женой аборта при несогласии мужа "

Таким образом, в настоящее время мы имеем целый список, который совершенно не совместим с совершенно простой и ясной заповедью Христа. Говоря о Христовой заповеди о разводе, важно понимать, что грех прелюбодеяния был поставлен основанием для развода ТОЛЬКО если его совершила женщина. Т.е. если женщина впала в этот грех, то она лишалась фактически возможности за кого-либо выйти замуж далее, т.к. приобретала клеймо "прелюбодеицы" и все кто с ней пытались бы сочетаться - также становились прелюбодейцами. Именно это понимание и вызывало у Апостолов изумление: ведь ранее, по закону Моисея любой муж если находил ЛЮБОЕ основание в своей жене для развода - давал ей разводное письмо и прощался с ней навсегда. Моисей дал такое постановление "по жестокосердию " иудеев (Второзаконие 24). Т.к. иначе бы мужья просто убивали бы своих жен в случае неприязни. Т.е. моисеев закон был достаточно демократичен в то время. И Апостолы знали об этом правиле, оно было достаточно удобно для Ветхого Завета, и держало жен фактически в полном послушании и смирении. А тут, Христос говорит им весьма страшное повеление, что "то что Бог сочетал, человек да не разлучает " и то, что "кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует "

Т.е. Апостолы мгновенно поняли что сие значит. А значит это именно то, что отныне, муж НЕ имеет права на развод со своей женой ни при какой случае! Единственно возможным развод допускается Христом в случае, если ЖЕНА прелюбодействует. Вот этот отрывок.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано
От Матфея 19

Поняв, что у мужа при женитьбе более нет фактически возможности развестись по его инициации, апостолы тогда заключили "если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться "! Т.е. они просто прифигели от перспективы жить с женщиной всю жизнь и терпеть её.

А насколько премудра эта заповедь Христа! Зная, что женщины менее склонны к блуду, что женщины более склонны к страхам, Христос утверждает женскую верность - единственным фактом для существования брака. Женщина ни за что не захочет стать прелюбодеицей без перспектив второбрачия, поэтому сила такого Христова брака существенно возрастает.

Иначе, если толковать эту заповедь как обоюдную - ЛЮБОЙ из супругов мог бы в любой удобный момент вступать в прелюбодеяние и автоматически расторгать брак по этому основанию. А так, получается что блуд и даже прелюбодеяние со стороны мужа - НЕ является основанием для развода!

И св.Василий Великий подтверждает данное правило (Правило Василия Великого, 9).

"Женам же обычай повелевает удерживать мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде находятся. Поэтому не знаю, может ли прямо прелюбодейцею наречься живущая с мужем, оставленным своею женою, ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо если потому, что биема была и не стерпела ударов , то подобало паче претерпеть, нежели разлучаться с сожителем; если потому, что не стерпела утраты имения , и сей предлог не достоин уважения . Если же и потому, что муж ее живет в блуде , наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучаться жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует . Что бо веси жено, аще мужа спасеши (1 Кор. 7:16). Поэтому жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, если перешла к другому мужу, а муж оставленный достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Если же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, потому что вынуждает ее прелюбодействовать. и живущая с ним есть прелюбодейца, поскольку отвлекла к себе чужого мужа. "

Василий Великий однозначно предписывает жене в браке с блудником и прелюбодеем "пребывать с ним, по неизвестности, что последует ", т.е. жить и надеяться как Бог всё управит. Также, св.Василий чётко указывает, что например побои и разорения от мужа - не могут быть предлогами для расторжения брака. Ну и далее он делает вывод касательно той ситуации, если оставит жена своего мужа (по любой причине), что она автоматически попадает в категорию "прелюбодейцы ". Также и правило касательно мужа, если он решит оставить свою жену - он также автоматически становится прелюбодеем.

Далее в истории христианства мы видим как люди всячески правили эту заповедь Христа на свой манер. Начиная с исключений для монархов и вельмож и заканчивая ныне простыми людьми, когда уже из-за сифилиса (он не лечился во времена Собора 1918), и из-за СПИДА - можно легально развестись у любого епископа заплатив 100 рублей.

Почему это крайне важно? Потому что это заповедь Христова. Развод (современный) лишает отца своих детей. Это значит, что мальчик под воспитанием матери наследует преимущественно чисто женские черты: эмоциональность, трусость, страхи, поверхностность суждений. Далее такой "мужчина" уже никак не может создать полноценную семью и таким образом образуется замкнутый порочный круг - примитивные мужчины. Об этом есть очень хорошее видео психиатра Б.Е. Егорова "Источники мужской истерии".

Мужскую истерию наглядно видно в комментариях в интернете, когда набегают такие поверхностные особи и по женски стремятся болтать-обзывать-истерить, но не глядеть в суть. Также подобные мужчины очень болезненно "защищают" своих баб, и готовы например за банальное обзывательство в адрес супруги например, лезть в драки и петушиться, убивать (Пушкин).

Развод - это самое страшное, что мы имеем в современной церковной истории. И нечего пенять, что так было в Византии, или в царской России. Эти государства пали, остались лишь груды камней от них и из-за того, что они не блюли заповеди Божии.

Отдельной строкой забавляет то, что современная церковь почему-то признает светскую регистрацию брака - этот форменный бред. Более того, церковь требует, чтобы вначале был светский брак а потом венчание. Что может быть более безумно?

Таким образом современный брак - это 100% профанация. Он не имеет никакой ценности, поскольку выйти из этого состояния брака также элементарно как вступить и выйти из группы в Контакте.

Что же делать? Надо объяснять священникам суть брака. Епископам не подписывать разводные по любым основаниям кроме женского прелюбодеяния. Надо возвращаться к истокам, к тому о чём нам говорил наш Господь.

Продолжается обсуждение , разработанного Межсоборным присутствием. Настоятель Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем , что правильнее, когда игумена выбирает братия, а не назначают сверху. В интервью Правмиру свое мнение о проекте высказал наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка).

– Отец Парамон, вы согласны с предложением авторов проекта или считаете, что правильнее, когда игумена выбирает братия

Отвечая на ваш вопрос, считаю необходимым, прежде всего, отметить, что в Церкви содержание всегда превалирует над формой. Это обстоятельство приобретает особое значение в контексте обсуждения проекта документа «Положение о монастырях и монашествующих».

История монашества в Византийской империи ярко свидетельствует, что избрание игумена из числа братии являлось традиционной формой преемства духовной власти в монастыре. Однако прежде чем прилагать данную парадигму к современным монастырям, необходимо вспомнить о ряде обстоятельств, связанных как с различными перипетиями, имевшими место истории Русской Церкви XX века, так и с бытом русского монашества в настоящее время. Проще говоря, мне кажется, что сегодня, после пережитых Церковью гонений, нельзя спешить с возвращением к древней практике избрания игумена братией.

Возвращение к данной практике возможно, однако для этого должны созреть сами монашествующие. Вспомним, какими критериями руководствовались древние монахи, избирая игумена над братией? Избирали отнюдь не того, кто стал бы поощрять недостатки братии, превращая тем самым монастырь в казачью вольницу.

Монастырь - духовное училище с очень четко прописанной уставной жизнью: быт, келейное правило, совместные богослужения и послушания. Игуменом избирали того, кто наиболее преуспевал в монашеской жизни, избирался тот, кто своей жизнью мог дать пример следования общежительному уставу, чем не давал повода другим ослабить свой спасительный подвиг.

В наше время монашество в России лишь на пути своего возрождения. В монастыри приходят люди, большинство из которых мало что знает о монашеской жизни. Мне представляется, что в таких условиях переходить к избранию игумена братией весьма преждевременно. Необходимо, чтобы братия в монастырях духовно окрепла, созрела для того, чтобы выбирать не самого «удобного», а самого достойного.

Сегодня обсуждение Положения во многих комментариях сводится к предложениям различных вариаций соотношения административной власти игумена и епархиального архиерея в том или ином монастыре. При этом вопрос духовного авторитета предстоятеля монашеской общины выпадает из поля зрения участников дискуссии, хотя в случае положительного решения данного вопроса, как мне кажется, проблема административных прерогатив отойдет на второй план.

Впрочем, и сегодня епархиальные архиереи при назначении в монастырь нового настоятеля или наместника прислушиваются к мнению насельников, интересуются внутренней жизнью обители. Таким образом, исключается случайность выбора той или иной кандидатуры.

Во время паломничества на Афон мне посчастливилось общаться с архимандритом Ефремом, который произвел на меня очень глубокое впечатление. Несомненно, советы его для нас имеют особую ценность, но необходимо учитывать, что Афон не пережил тех потрясений, которые выпали на долю России в начале XX века. Повторюсь: избрание игумена монастыря братией - идеальный вариант, но воплощение его в жизнь часто зависит не только от внутренней среды монастыря, но, как бы это ни казалось странным, и от условий общественно-политической жизни государства.

Архимандрит Ефрем не только сам совмещает обязанности игумена и духовника, но пишет, что так и должно быть, а сложившаяся в России практика разделения этих обязанностей возможна только в исключительных обстоятельствах.

Отец Ефрем - человек, имеющий реальный духовный авторитет. Избрание игумена братией как раз и предполагает наличие такого авторитета. Вполне естественно при этом, что игумен становится одновременно и духовником обители. В России сейчас несколько иная практика - игумена назначают. Духовника же назначить нельзя - это будет нарушением принципа духовной свободы, что может привести к различным нестроениям.

Конечно, и сегодня игумен монастыря может одновременно быть духовником братии, но только если сама братия признает за ним достаточный опыт и авторитет.

Официально духовник тоже назначается священноначалием (у нас в Донском монастыре - Святейшим Патриархом), но предварительно этот вопрос решается на духовном соборе монастыря, в состав которого входят не только монахи, занимающие административные должности, но и те, которые пользуются наибольшим духовным авторитетом среди братии.

Именно духовный собор монастыря предлагает кандидатуру духовника обители, ходатайствуя об утверждении данного собрата в качестве духовного отца и наставника.

С другой стороны, разделение функций духовника и игумена монастыря, наблюдаемое в современных монастырях Русской Церкви, имеет и свои положительные стороны. Так, например, духовник монастыря не обременен административным послушанием, благодаря чему имеет больше свободного времени для духовного окормления братии.

Наибольшее возражение у отца Ефрема вызвал пункт о недопустимости служения монахов в женских монастырях. Согласны ли вы с ним, что только монах может духовно наставить монашествующих, и что женские общины были успешными, когда находились под духовным руководством опытных старцев-иеромонахов?

Если внимательно прочитать комментарий отца Ефрема, несложно заметить, что основное понятие, которым оперирует отец архимандрит, - «опыт». Именно наличие духовного опыта позволяет священнику стать подлинным духовным наставником для каждого насельника обители.

Шамординский монастырь, например, окормлял , Дивеевский - . Почему? Думаю, вопрос состоял не в том, каково было семейное положение у этих подвижников благочестия, а в том, каким опытом борьбы со страстями они обладали.

В девяностые годы у нас нередко в женские монастыри посылали служить молодых иеромонахов. Возникала парадоксальная ситуация: человек сам делает первые шаги на монашеском пути, опыта практически не имеет, а его направляют в женский монастырь для назидания других о сложностях духовного подвига.

Избежать подобных недоумений в будущем - вот та цель, с которой прописывается норма о недопустимости служения монахов в женских монастырях. В этом же пункте есть существенное дополнение: «Исключения могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах». Таким образом, наше священноначалие указывает на то, что опытный старец-монах может окормлять женский монастырь.

Но таких старцев, наверное, меньше, чем женских монастырей. Значит, в большинстве из них духовниками будут протоиереи?

Да, и я не вижу в этом никакой трагедии. Чем отличается христианская жизнь монаха от христианской жизни человека, состоящего в браке? Страсти всех одолевают одни и те же.

Я согласен с отцом Ефремом, что очень хорошо, если женскую монашескую общину окормляет опытный старец-монах. Но я бы не стал категорично утверждать, что человек без монашеского опыта не может назидать монашествующих. Все зависит от внутреннего мира человека. Можно в монастыре жить, как в миру, а в миру - как в монастыре. От того, какую жизнь ведет священник, зависит, преуспеет ли в духовной жизни окормляемый им женский монастырь.

Существующая в наше время традиция резкого противопоставления монашествующих так называемому белому духовенству мне представляется неверной, не имеющей никакого отношения к духу христианства. Нередко в ходе подобных рассуждений выясняется, что в уме отдельных прихожан духовный опыт белого духовенства оказывается дефицитарным по сравнению с опытом монашествующих. Однако чтобы развенчать это миф, далеко ходить не надо - вспомним , и других замечательных пастырей Церкви Христовой.

Все мы христиане, члены одной Церкви, от единой Чаши приобщаемся. С моей точки зрения, подобное противопоставление является ложным, надуманным, и самое главное - противопоставлением, которое дезориентирует христиан. Все мы призваны к спасению: место же своего спасения - монастырь или мир - каждый должен выбирать в соответствии со своим внутренним устроением.

В проекте написано, что опытные монахи с благословения игумена могут становиться наставниками для мирян, посещающих монастырь. Значит ли это, что другие монахи вообще не будут исповедовать?

Человек, приходя в монастырь, пребывает в послушании у игумена или благочинного монастыря. Именно монастырское священноначалие определяет, кто может принимать исповедь, а кто - нет. В Троице-Сергиевой лавре новорукоположенный иеромонах никогда не совершал таинство исповеди.

В дореволюционной России данное правило распространялось не только на монашествующих, исповедь совершали только опытные священнослужители. В России сегодня не хватает священников, поэтому нет возможности вернуться к этой практике в одночасье. Но в монастырях, надеюсь, в скором времени данное правило станет нормой - исповедовать мирян будут только опытные монахи.

Я не так много общался с монахами, но читая письма , проповеди , всегда поражался, как глубоко они понимали проблемы мирян, в том числе и семейные. Но каждый ли монах, даже опытный, если он пришел в монастырь в молодости, может дать правильный совет по вопросам семейной жизни?

Неудивительно, что такой опытный старец, как отец Иоанн (Крестьянкин), мог увидеть причину каких-то семейных нестроений, помочь справиться с ними. Ведь в основе семейных неурядиц лежат те же страсти человеческие, с которыми ведут борьбу и монахи. Главное, чтобы врач - пастырь - правильно поставил «диагноз», и не имеет значения, есть ли у него самого семья.

При этом важно помнить, что ни один человек не может разбираться во всех деталях сложных житейских ситуаций. И мне затруднительно бывает ответить на вопросы о семейной жизни. В таком случае я честно говорю пришедшему ко мне человеку, что достаточного опыта я не имею, и советую обратиться к женатому священнику.

Нет никакого греха в том, чтобы признаться прихожанину в своей недостаточной компетентности по тому или иному вопросу. Грех - поступить наоборот. Для любого священника, монашествующего или женатого, главное - помочь каждому, кто к нему приходит за советом и поддержкой. Помочь, а не навредить.

Вы много лет служили на приходах. Насколько я понимаю, традиция служения монахов на приходах сложилась в советское время, когда почти не осталось действующих монастырей? В проекте написано, что для монаха неполезно постоянное служение в миру. А непостоянное?

Для монаха вообще неполезно выходить за стены монастыря. Поверьте, любой монах, поживший какое-то время в хорошем монастыре, всегда мечтает об одном - вернуться обратно в родную ему обитель.

Возможно, традиция служения монахов на приходах действительно сложилась в годы гонений, когда не хватало ни монастырей, ни духовенства. Но и сегодня архиереи часто вынуждены назначать монахов на приходы. В большинстве случаев речь идет о тех приходах, где женатому не прожить.

Сегодня многие монастыри ведут активную социальную деятельность, в которой участвуют и миряне, работают с молодежью. Некоторые православные, поддерживая подобные начинания на приходах, сомневаются в их целесообразности при монастырях. Как вам кажется, не мешает ли монаху социальная активность?

Доброе дело, будь то помощь больным, нуждающимся, бездомным, просветительская деятельность, не нарушает монашеского распорядка. Просто необходимо помнить, что делаешь ты это по послушанию, не забывая о главном для каждого монаха подвиге - о посте и молитве.

Как правильно поступать монаху с подарками? Речь, конечно, не о чашках, а об автомобилях и телефонах. Понятно, что в нынешних условиях некоторым монахам по послушанию приходится много ездить, и машина им необходима. Но люди, видя священника на дорогущей иномарке, соблазняются. Если монаху ее подарили, может ли он ее продать, купить попроще, а вырученную разницу пожертвовать монастырю или нуждающимся? Это не будет нарушением обетов?

Нарушения в этом не будет. Мне непонятно, как можно требовать от человека, по не зависящим от него обстоятельствам проводящего немалую часть времени в автомобиле, чтобы он продал полученный в подарок автомобиль и пересел на менее качественное транспортное средство. Позволю себе задаться вопросом: почему те лица, которые сегодня активно критикуют Церковь по данному вопросу, сами предпочитают использовать весьма дорогостоящие автомобили?

Для того чтобы быть совершенным, человек должен отказаться от всего, в том числе и от своей воли - к этому призван каждый христианин. Подчеркну: данное правило относится не только к монашествующим, но и к каждому христианину в частности. Привязанность к вещам греховна как для монаха, так и для мирянина.

Монах не должен привязываться к подаренным ему вещам. Если же он свободен от подобной привязанности, то никакой автомобиль не повредит его душе. Главное, чтобы вещь не обладала человеком.

Недавно я в очередной раз перечитал житие преподобного Макария Египетского. Три раза к нему в пещеру, в которой он жил, приходили воры. Входя в пещеру и видя, что у него воруют, он помогал преступникам собрать находившиеся там вещи и вынести их. В том и заключается принцип духовной свободы, что ты можешь в любое время лишиться всего и не будешь по этому поводу скорбеть.

Обратите внимание: даже предметы первой необходимости могут так овладеть умом и сердцем человека, что он станет их рабом.

Беседовал Леонид Виноградов

Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.

С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.

В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.

13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.

С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.

В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».

В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.

22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.

22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.

27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.

19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.

22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.

17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.

10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.


15 мая 2017 года в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине состоялся престольный праздник – День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба. Божественную литургию возглавил управляющий Северным викариатством города Москвы епископ Бронницкий Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря. Ему сослужили настоятель храма святых мучеников Бориса и Глеба в Дегунине митрофорный протоиереей Георгий Таранушенко, духовенство нашего храма, других московский храмов и гости из Троице-Сергиевой Лавры. По окончании Литургии владыка Парамон обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю вас с Престольным праздником - днём памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И хочу в первую очередь передать вам поздравления с престольным праздником от святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, от правящего нашего архиерея, отцу настоятелю, дорогим отцам, всем прихожанам храма сего и пожелать всем вам возрастать от силы в силу. Возрастать в том подвиге, в котором процвели наипаче святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Удивительная жизнь, удивительная кончина. Это для всех нас такой особый урок мужества . Ведь мы подчас, когда грех к нам подступает, сдаёмся ещё на дальних подступах, мы не находим в себе мужества противиться греху. Мы не находим в себе мужества оставить этот грех. Мы его сами впускаем в своё сердце. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что как раз непротивление греху является самой большой причиной того, что он нас покоряет, что он вселяется в наши души, в наши сердца.

И для того, чтобы не бояться этого греха, как раз и требуется мужество, мужество, которое явили благоверные князья-страстотерпцы. Ведь они, будучи сами воинами, могли защитить свою жизнь, он могли, имея авторитет среди воинов, пролить большую кровь того Святополка, который возжелал их жизни отнять, чтобы расчистить себе путь от тех, кто мог претендовать на престол. Они ведь могли его победить.

Святополк коварно, думая о себе и своей выгоде, посылает убить своих братьев. И зная об этом, что делают страстотерпцы?.. Они не противятся этому. Они принимают это как волю Божью. Святой благоверный страстотерпец Борис распускает своих воинов и молится. За этой молитвой его и настигают убийцы. Когда они его убивают, он не сразу умирает, погибает его ближайший охранник и верный слуга. А он ещё выходит из палаты и вместо проклятия, которое обычно, когда нам делает человек какое-то зло, вместо проклятия он передаёт мир своему брату Святополку и тем, кто его убивает. Он говорит: «Делайте своё дело, на которое вы пришли»...

Вот это христианское мужество , когда ты не противишься воле Божьей, ты её принимаешь. Ты противишься тому злу, которое внутри, в твоём сердце. И здесь как раз и проявляется самое настоящее мужество. Мужество в том, что ты не противишься Богу и в том, что ты принимаешь эту волю Божью о себе.

И самое интересное ведь было потом... Как закончил свою жизнь Святополк, и кем стали святые благоверные князья Борис и Глеб? Они стали знаменем в преодолении междоусобных браней , они стали для многих князей и их соплеменников символом примирения , не вражды, а примирения. К ним притекали в тех обстоятельствах, когда больше всего вражда поднималась, и молились, чтобы утихла вражда междоусобной самоистребительной войны, вражда, когда братья поднимали меч друг на друга, чтобы лишить другого жизни. Потому святые князья так почитаются, что были первыми воинами, первыми мучениками, который канонизировали здесь, у нас, а не в Византии.

Они проявили мужество. А сколько у нас есть мужества, чтобы противиться злу, которое подчас пускает свои корни в наших душах и в наших сердцах, и разрастается таким бурным, цветистым, укоренившимся и мощным древом? Не дай Бог, если кто-то нас когда-нибудь тронет. Мы отомстим, затаим злобу в своих сердцах, не дадим этой злобе умереть там, где она зародилась. Мы ходим и с этой злобой носимся, как с чем-то самым дорогим. Мы как бы подпитываемся, как нам кажется, хотя эта злоба истощает нас, наши души, наши сердца и наши силы.

И для того, чтобы эта злоба не процветала среди нас, дорогие братья и сестры, нужно проявить то мужество, которое проявляли святые князья-страстотерпцы. И когда мы видим грех, не соглашаться с ним, а бороться, противиться греху. И когда грех видит, что ему противятся, он оборачивается вспять, и бывает богатый плод для нашей души и для нашего сердца. И бывает мирно у нас на душе, что мы не сделали злое, бывает тот мир на душе, когда мы этому злу не даём укорениться, который посылает Господь. И он стоит дороже всего, что есть на земле.

Если мы имеем мир с Богом и мир между собою, то ничто земное не может составить цену этому миру . Ведь тогда, в мирном состоянии души, мы друг другу желаем только всего самого хорошего. Мы желаем другому человеку только добра. И имеем это богатство, не потому, что мы богаты сами, а потому что мы у Бога берём и делимся с теми, кто нас окружает. И тогда зло бывает побеждаемо.

Дай Бог нам сил, мужества и крепости бороться с грехом, чтобы он не имел места в наших душах, в наших сердцах, чтобы мир Божий был среди нас. С праздником вас. Христос Воскресе!


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Страна: Россия.

БИОГРАФИЯ

Родился 26 июня 1977 г. в с. Угля Тяческого р-на Закарпатской обл. Украины в семье служащих. В 1984-1994 гг. учился в Углянской средней школе.

В 1994 г. поступил в Московскую духовную семинарию. 5 декабря 1996 г. ректором Московских духовных школ епископом Верейским Евгением рукоположен во чтеца. В 1997 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры в качестве послушника.

В 1997-2001 гг. обучался в Московской духовной академии.

30 марта 1998 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с наречением имени Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.

23 июля 1998 г. в храме Ризоположения в Москве епископом Орехово-Зуевским Алексием рукоположен во иеродиакона.

14 октября 2000 г. в Покровском храме Покровского Хотькова ставропигиального монастыря Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеромонаха.

В декабре 2001 г. направлен в командировку в Южно-Сахалинскую епархию, где с 31 декабря 2001 г. по 1 июня 2010 г. нес послушание наместника Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.

В 2003 г., к десятилетию Южно-Сахалинской епархии, епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 31) включен в состав рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь (с 30 мая 2011 г. - Комиссия при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2011 г. назначен штатным клириком храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы.

С ноября 2011 г. - председатель новообразованной Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 февраля 2012 г. назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г (журнал № 78) назначен наместником Донского ставропигиального монастыря.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий».

27 октября 2015 г. в храме св. блгв. кн. Александра Невского Донского монастыря г. Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 5 ноября 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. назначен управляющим Северным и Северо-западным викариатствами г. Москвы.

Образование:

  1. 1997 г. ― Московская духовная семинария.
  2. 2001 г. ― Московская духовная академия.

Место работы: Комиссия по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви (Председатель).

Место работы: Донской ставропигиальный мужской монастырь (Наместник).

Научные труды, публикации: Слово архимандрита Парамона (Голубки) при наречении во епископа Бронницкого.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.