Что такое серафимы. Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Херувим (Керувим) был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3.24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крильями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх 25.18, Исх 37.7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх 36.35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3Цар 6.23 и дал.). Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар 6.29,32,35, 2Пар 3.7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар 7.29,36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс 79.2, Пс 98.1). Так как Бог желал являтся своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1Цар 4.4, 2Цар 6.2, 4Цар 19.15, Ис 37.16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез 1.22,26,28, Иез 10.18–20).
Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Яхве, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т.д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений.
Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных.
С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в От. Иоанна, которые уподоблялись – первое – льву, второе – тельцу (быку), третье – человеку, четвертое – летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4.6 и дал.).
Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Откр 5.13,14). Также Пс 148.1 призывает все создание к такому прославлению.
Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр 9.5 греч. текст) – не животные, но живые существа.
Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т.е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова), потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т.е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.
(Библейский словарь Нюстрема )

Основная цель херувимом - доносить до людей Божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках ангельской иерархии.
Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога. Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II-III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:
«…Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании.»
Климент Александрийский. Строматы.
Начиная с IV века устанавливается преобладающим учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:
«Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь - все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.»
Иоанн Златоуст
Феодор Студит называет Херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу», его мнение поддерживают католические (Фома Аквинский) и протестантские (Кейль) богословы.

Свойства херувимов описал Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии»:
«Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии»
В богослужении на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.
Иже Херувимы та́йно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуи́а, аллилуиа, аллилуия.
Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…
…чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа

Серафимы

Серафимы т.е. пламенные – небесные существа, которые в видении пророка Исайи стояли вокруг Яхве, сидящем в храме на престоле высоком и превознесенном – «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Храм колебался от звука голоса их и наполнялся фимиамом. Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения, после чего Иегова послал его проповедывать (Ис 6.2 и дал.).
(Библейский словарь Нюстрема )

Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений: пылающий, огненный, языки пламени; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6)
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8)
«не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29)
«аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6)
Серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи; они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3)
Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает Серафим, чтобы горячим углем очистить его от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)
Второе упоминание о Серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), и дошедшие до нас на древнегреческом языке.
«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр 4:6-9)
Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Согласно толкованию Антония Великого,
«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвёртое - лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.»
Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого

Молитва Святым Небесным бесплотным Силам

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
1. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
2. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
3. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
4. Святые Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
5. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
6. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
7. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
8. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9. Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

Правая рука Бога, верховные по рангу ангелы - шестикрылые Серафимы. Вторые после Всемогущего. Имеют неограниченную силу и возможности. Они способны изменить человеческую жизнь в лучшую сторону или полностью ее испортить. В древних писаниях есть множество упоминаний об этих карающих существах, которые уничтожили ни одну цивилизацию. Дьявол до отступничества был в их рядах.

Шестикрылые Серафимы — могущественные существа

Образ ангелов-Серафимов в религии

Шестикрылые Серафимы встречаются в христианской и иудейской религиях. Слова «сераф» и «сараф» с древнеиудейского языка переводятся как «огонь» или «драконьи языки пламени». Также они обозначают молнии

Серафимов связывают со многими чудесами, описанными пророками Ветхого Завета. Они похожи на сиррушей - таинственных змееподобных существ или , которые известны из древневавилонских мифологических текстов.

Исполнители пророчеств

В ветхозаветные времена Серафимы были исполнителями пророчеств Божьих. Особенно часто они встречаются в историях с язычниками, посылая им жизненные неприятности.

Змей на мече Моисея - это символ Серафимов. В Библии эти встречаются очень редко. Обширное описание и их положение можно найти в книге Пророка Исайия.

Ангельские крылья

В книге описывается, что каждый Серафим имеет по 6 перьевых крыльев:

  • первая пара используется для полета;
  • второй парой закрывают лицо;
  • третьей парой крыльев закрывают ноги.

Шестикрылые серафимы больше всех прославляют Господа песнями и гимнами. Это добродетельные существа, но могут нести кару и жестокую расплату. Ангелы-Серафы могут быть изображены на иконостасе в виде любого красного цветка, как символ силы пламени.

Имена

В древних писаниях Серафимы встречаются без личного имени. Они также отличаются отсутствием любого вида оружия или другой атрибутики. Такая особенность отмечает их высокую ангельскую иерархию, а также демонстрирует праведное поведение, как проводников Божьей воли.

Самые известные шестикрылые Ангелы

В некоторых древних писаниях все же встречаются именные Ангелы в чине Серафима:

  1. Иехоэль - старший Ангел. Это единственный шестикрылый Серафим, который знает истинное Божье имя. Давний враг демона Левиафана. Постоянно занят спасением человечества и Небес от злых умыслов.
  2. Ангел Израэль. Правда многие относят его к херувимам, но писания его упоминают, как шестикрылого помощника Божьего. Он находится ближе всего к Господнему престолу.

Эта единственная пара, которая встречается в древнебиблейских записях.

Другие Серафимы

Один из самых известных Божих слуг неканонического и апокрифического сказания - Некоторые теологи и научные исследователи относят его к чину шестикрылых Серафимов. Во многих записях его описывают, как приближенного к Богу и невероятно сильного слугу.

Однако основные древних источников не употребляют его имени. Чаще Уриила вспоминают как Архангела.

Ангела Уриила некоторые источники относят к шестикрылым Серафимам

Серафимы-демоны

Демоны не возникли вместе с Господом и его крылатыми помощниками. Все злые персонажи ранее были ангелами малого или большого чина. Кто предал создателя:

  1. Сатана - самый известный бывший шестикрылый Сараф. Имел неограниченную силу и возможности. После внутреннего раздора - пал, ушел из ангельских рядов.
  2. Демон Асмодей. Один из приближенных к Сатане демонов, бывший шестикрылый Ангел. Ушел вместе с дьяволом. Правая рука владыки ада.
  3. Демон Левиафан. Второй приближенный к Сатане, также бывший шестикрылый Ангел. Отвечает за смертные грехи на Земле. В древних писаниях указано, что все природные катаклизмы и несчастные случаи произошли по его воле.
  4. Демон Вельзевул. Ранее служил Господу в чине шестекрылого ангела. Во время падения Сатаны примкнул на его сторону. Один из самых верных и старших демонов.

Нет никаких сомнений, что эти демоны были ранее шестекрылыми ангелами. Из древних писаний известно, что так они получили свою неограниченную силу и способности.

Молитва шестикрылым ангелам

Личной молитвы этим ангелам нет. Шестикрылых относят к Небесным силам в целом. Обращаются к Серафимам только в крайней необходимости. Эту молитву также можно читать перед ответственным делом.

Произносят текст молитвы после недельного поста и предварительной исповеди в церкви:

«Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды. Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа. Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине».

Несмотря на всю значимость и силу Серафимов, нельзя часто обращаться к этим ангелам.

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

Кто такие херувимы и серафимы

Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.

Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.

Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.

В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.

Отличия серафимы херувимы престолы

Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:

  • они имеют по 6 крыльев;
  • 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
  • 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
  • на двух оставшихся летают.
  • Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.

В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:

  • Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
  • все кругом пронзают ярким огнем;
  • освобождают сердца от грехов и воспламенять;
  • образ их неугасим.

Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:

  1. Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
  2. У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
    • Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
    • Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
    • Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
    • Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.

После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.

Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:

  • его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
  • крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
  • имеют 4 крыла и лик человеческий;

Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.

Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.

Имена серафимов и херувимов

Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.

Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.

Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.

А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.

Изображения на иконах и отображение в литературе

Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.

На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.

В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:

  • Пушкин А. С. «Пророк»;
  • Гумилев Н. С. «О тебе»;
  • По Э. «Призрачный замок».

В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.

Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.

В книге пророка Исайи (Исаии 6:2-4) описаны огненные говорящие существа с шестью крыльями, которые прославляли Бога. Это были Серафимы, приближенные к престолу верховные ангелы. Они наделены невероятным могуществом, почти равным самому Богу. Что говорит о Серафимах иудейская и христианская религии? Рассмотрим вопрос подробно.

Кто такие Серафимы

В шестой главе книги пророка Исайи единственный раз встречается описание этих огненных небесных существ. Исайя их описывает как имеющих по 6 крыльев. Двумя крыльями они прикрывают лицо, двумя — ноги, а с помощью двух других крыльев летают. Летают Серафимы вокруг престола Бога с прославлениями его величия.

Зачем Серафимам столько крыльев? Они прикрывают лица и ноги, чтобы их не опалила Слава Божья. Ведь Серафимы постоянно находятся у престола, воздавая хвалу Создателю. Помимо множества крыльев, у них еще много глаз.

Исайя Серафимов увидел перед началом своего пророческого служения. Они очистили его божественным огнем от скверны: один из Серафимов прикоснулся к устам Исайи раскаленным огнем.

Название «серафим» происходит от древнееврейского слова «сераф», что обозначает огонь или дракона. В другом переводе это слово значится как летающий змей, молния или грифон. Считается, что все пророки творили чудеса только с помощью Серафимов. Ученые прослеживают связь серафимов с вавилонским «сиррушем» — огнеподобным змеем или огнедышащим драконом. Серафима в виде змея можно увидеть и на знамени Моисея. В Ветхом завете упоминаются наказания язычников, которые осуществляли огненные Серафимы.

В каббале Серафимы связаны с сефирой Гебура — суровость. Предводителем их считается Архангел Гавриил, так как его имя созвучно названию сефиры гебура — сила, суровость. Эта сефира внушает страх и ужас, так как разрушает и карает. Некоторые каббалисты связывают ее с библейским Змием, источником зла.

В Новом Завете о Серафимах упоминает пророк в своем Апокалипсисе. Иудейская традиция не признает христианства, поэтому Откровения Иоанна Богослова имеют значение только для верующих во Христа.

Дионисий Ареопагит, основываясь на словах пророка Исайи, определяет Серафимов как ангельских существ, пылающих любовью к Богу, свету и чистоте. В своем описании Дионисий рассказывает, что Серафимы постоянно находятся в движении вокруг престола Бога. Также Серафимы могут воспламенять сердца людей любовью к богу и очищать их помыслы. Их сила подобна всепожирающему огню, поглощающему нечистоту. Огонь этот имеет божественную природу и является вечным.

Имена Серафимов

В библейских источниках нет упоминания имен Серафимов, как это присуще Архангелам. Архангелов мы знаем поименно, а также знакомы с их миссией на земле и на небесах. Однако в раннехристианских и иудейских источниках можно найти информацию о Иехоэле, который является предводителем всех огненных серафимов. Там же упомянуто, что Иехоэль знает истинное имя Бога. Ихоэль неустанно противостоит демону Левиафану, сдерживая его от нанесения вреда человечеству.

В некоторых христианских источниках к чину Серафимов относят и херувима Израэля, так как он приближен к престолу Бога и является шестым в свите прославляющих величие Создателя ангелов.

К чину Серафимов относят и архангела Уриила, который чаще всего встречается в апокрифах и неканонической христианской литературе. Однако это неправильное толкование образа Уриила, так как он является двухкрылым Архангелом.

Серафимами были и павшие ангелы:

  • Вельзевул;
  • Асмодей;
  • Левиафан;
  • Сатана.

Согласно источникам, перечисленные падшие ангелы возглавили владение адом. Именно сатана и три его приближенных соратника творят беззакония на земле и соблазняют даже ангелов. Сатана, бывший Серафим, обладает огромной властью и умениями. Это равнозначный противник божьим Серафимам, и между ними до сих пор происходит битва.

Молитвенное обращение

Можно ли возносить молитвы Серафимам? В православной традиции не практикуются воззвания к безымянным Серафимам, предпочитают обращаться к святым и ангелам по именам. Вместо Серафимов в молитвах могут упоминаться силы небесные, небесное воинство. Следует учитывать и то, что Серафимы являются орудием божьей кары, а не исполнителями просьб человека. Они сродни Архангелу смерти, что накладывает определенный отпечаток на специфику их деятельности.

Когда можно обращаться с молитвенным прошением к небесному воинству? Обычно православные возносят молитвы к силам небесным в момент крайней нужды или опасности. Также можно читать молитву и перед началом ответственного и важного дела, чтобы получить своевременную помощь. Однако если вы решили обратиться к небесному воинству для решения важного дела, перед этим следует поститься неделю, а затем пойти на исповедь.

Молитвенное обращение к небесному воинству:

О Серафимах очень мало информации, хотя они являются наиболее приближенными к Богу. Огненные ангелы с карающим мечом до сих пор вызывают ужас и трепет, так как уничтожали целые страны и народы, непокорившиеся воле божьей.

- (евр. горящий, пламенеющий). Ангелы высшего чина ангельской иерархии, пламенеющие любовью к Богу и возжигающие ее в сердцах других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕРАФИМЫ 1) (по евр. пламенные)… … Словарь иностранных слов русского языка

СЕРАФИМЫ, один из чинов ангелов … Современная энциклопедия

- (евр. œerâphîm, «огненные», «пламенеющие», от корня œrp со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»), в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближённые к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в… … Энциклопедия мифологии

Один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается вСвящ. Писании. С., по изображению пророка Исаии, составляют высшуюстепень в небесной Иерархии, ближайшую к Богу. В видении пророка онипредставляются окружающими престол Господа; они имеют… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Серафимы - СЕРАФИМЫ, один из чинов ангелов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (значение этого слова по одним: пламень, горение, а по другим возвышенный, благородный) один из девяти чинов небесной иерархии, ближайший к Богу, упоминаемый пр. Исаиею в связи с его видением (Ис.11:2 ,6). В видении пр. Исаии серафимы… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Религиозные термины

Серафимы - (евр. – пламенные) – высшие ангельские чины в небесной иерархии, стоящие непосредственно у Божьего престола и постоянно его прославляющие. В библейских источниках рассказывается, что они очищают уста пророка Исайи, горячим углем из жертвенника… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СЕРАФИМЫ - (Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP,… … Теософский словарь

Книги

  • Необыкновенное путешествие Серафимы (DVD) , Антонов Сергей. Сима Воскресенская, лишившаяся родителей в самом начале войны, живет в детском доме и втайне хранит нашейный крест, напоминающий ей о любимой семье. Однажды Сима знакомится с Ритой -…
  • Век веры матушки Серафимы , . На долю монахини Серафимы, в миру Надежды Никитовны Михеевой, выпали тяжелейшие испытания. Крестьянская девочка из рязанской глубинки, никогда и нигде не учившаяся, она ещё совсем молодой…
2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.