Что такое иконостас: определение, история и описание. Как устроен храм: иконостас как история человечества

В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ.

Как рос иконостас

Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас - это часть архитектурного облика храма, - говорит Лариса Гачева . - Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен. В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы. Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор».

Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз.

Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, - деисисом (от греч. «прошение, моление» - композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. - Ред. ). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские образцы. Но это было не всегда возможно, например, в деревянных храмах, которых было большинство, не делалась настенная роспись, вместо нее увеличивалось количество икон в иконостасе, алтарная преграда росла.

Пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России в первой половине - середине XVII века. Он состоит из местного ряда, деисиса, праздников, пророческого и праотеческого рядов. Самый известный пример - иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостасы XV-XVII веков называют тябловыми. «Тябло» - это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами.

Поскольку пятиярусные иконостасы полностью закрывали всю восточную стену, в храмах Ростова Великого алтарь стал отделяться сплошной каменной стеной, прорезанной проемами врат, иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами.

Стиль нарышкинского барокко украсил иконостасы объемной резьбой. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. В барочных храмах иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон. Такой иконостас напоминает чудесный райский сад, где пребывают святые (такой, например, можно увидеть в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих храмах Ярославля).

Для классицистических храмов XVIII -XIX веков характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме, при этом иконографическое содержание таких иконостасов минимальное (особенно ярко это проявилось в петербургских храмах).

Какой выбрать?

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью - показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия - особое, святое место - заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма».

Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий - составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда».

Что послать в космос?

«Высокий русский иконостас - это одно из великих прозрений православного народа и православного миросозерцания, - считает протоиерей Сергий Правдолюбов. - Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

Просто видеть Престол и предстоящего, как теперь принято у католиков, лицом к народу священника - этого недостаточно. Иконостас гораздо ближе простому человеку, который должен понять, что именно мы совершаем на литургии, и иконостас ему помогает.

На иконе «О Тебе радуется» предстоящий народ изображен без нимбов (с нимбами только Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин), там даже маленькие дети есть. На этой иконе Богородица обычно окружена не полным кругом (символ вечности), а разорванным. Сфера идет сверху, а внизу, где стоят люди, она разорвана. И вечность спускается к нам, простым людям. Если эта икона изображается на западной стене (это редко, но бывает), то лик святых перетекает в стоящих прихожан, а восточная стена - это иконостас, снова лик святых. Здесь наглядно видно, что Церковь - единая, это люди, которые молятся здесь, и святые, и призванные к святости.

В Ферапонтовом монастыре на северной стене находится фреска «О Тебе радуется», а икона с тем же сюжетом стоит в иконостасе рядом с Царскими вратами. При входе в храм помещены два песнотворца. Получается, что изображение «О Тебе радуется», этот «модуль пространства», многократно повторен. Мы видим этот образ и сбоку, и прямо перед собой, рядом с Царскими вратами. Мы смотрим на него, и он является изображением нас самих. Мы стоим внизу, и перед нами алтарь, Престол Божий. Эта икона является прекрасным символическим изображением всего человечества. Ее можно в космос посылать для других цивилизаций. Иконостас является также образом всей нашей истории».

О прошлом говорят праотеческий и пророческий ряды. В праотеческом ряду располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном - предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. В пророческом ряду помещены иконы ветхозаветных пророков, держащих свитки с цитатами из их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Евангельские события показывает праздничный ряд. Местный ряд - это настоящее, он приближен к нам, в нем находится храмовая икона. Иконостас говорит и о будущем: деисис, когда Церковь молит Христа-Судию за человечество, показывает момент второго пришествия Христа и Страшного суда.

Всякий раз, заходя в храм, мы останавливаемся перед иконостасом. Мы можем не обратить внимания на роспись купола или фрески на колоннах, но не увидеть иконостас невозможно. При этом если искусствоведческих исследований о нем много, то единственным трудом, раскрывающим его смысл, остается книга отца Павла Флоренского «Иконостас», написанная почти сто лет назад.

Ирина РЕДЬКО

Что такое иконостас? При входе в храм, когда мы оказываемся в притворе, можно увидеть высокую перегородку, скрывающую от нас алтарь, украшенную иконами.

Иногда он находится на некотором возвышении, на солее, на которую выходят священники и церковнослужители. Перед ней в центральной части стоят молящиеся во время службы.

История возникновения

Церковный иконостас создается по установленным канонам, которые формировались и обновлялись всю историю христианства.

Первые церкви устраивались по образу иудейских храмов. Современному алтарю в них соответствовало сакральное место, куда заходили только первосвященники.

Предшественником иконостаса, традиции оформления которого окончательно сформировались к 17 веку, является алтарная преграда. С ее внешней стороны молились приходящие в церковь верующие, а с внутренней - священнослужители. В древних церквях алтарь отделялся Т-образной или П-образной перегородкой.

С 4 века известен способ обустройства алтарной преграды в виде медной решетки, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Множество подобных примеров можно найти также в церквях Армении, построенных не раньше 6 века.

На Руси православные иконостасы вначале тоже имели вид алтарных перегородок, но позднее их стали делать из более доступного материала - дерева. Их украшали резьбой и вставными иконами. Иконы собора 12-13 века, построенного во Владимиро-Суздале, например, хранятся в Третьяковской галерее.

Как выглядит иконостас сегодня?

Что такое иконостас в современной церкви? Вся алтарная стена заполнена иконами в несколько рядов, при их выборе и расположении соблюдаются некоторые обязательные традиции.

Врата в центре иконостаса называют царскими, на них изображают Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Их открывают только в определенные моменты богослужения, в святую седмицу. Проход священников через царские врата символизирует присутствие Бога в храме, который благословляет присутствующих.

Слева и справа находятся дьяконские двери с иконами архангелов Михаила и Гавриила, через которые заходят церковнослужители и священники.

Справа от входа находится икона спасителя Иисуса Христа, рядом с ней - икона святого или праздника, соответствующая посвящению храма. Например, если вы зайдете в Покровский храм, это будет икона Покрова Пресвятой Богородицы, а если в храм преподобного Серафима - икона этого святого.

Второй ряд называется «Деисус», что означает моление, прошение.

На нем традиционно справа расположены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы справа, а слева - Иоанна Предтечи. В этом же ряду находятся изображения двенадцати апостолов.

Символическое значение имеет расположенная над царскими вратами икона Тайной Вечери, первой литургии, на которой Иисус Христос посвятил апостолов в таинство святой евхаристии.

На третьем ярусе размещают иконы двунадесятых праздников, то есть тех, которые связаны с основными событиями в жизни Христа и Богородицы.

В больших храмах есть четвертый ряд с иконами святых пророков, пятый ряд посвящен памяти праотцов Адама и Евы, Авраама, Исаака, известных нам из Ветхого Завета. На самом верхнем ряду мы увидим изображение Пресвятой Троицы, венчает иконостас символ искупления - крест.

Что такое иконостас дома?

У себя дома христиане тоже устраивают святое место. Домашний иконостас всегда занимал почетное место, которое называлось красным углом. Обычно он находился по правую сторону от входа. Как и в церкви, его желательно устанавливать в восточной стороне помещения.

В малогабаритных квартирах не всегда есть такая возможность.

Поэтому следует выбрать место, где вы сможете расставить имеющиеся у вас иконы не только красиво, но и в соответствии с церковными правилами, чтобы всегда можно было спокойно помолиться в уединении с домочадцами.

Как расположить иконы дома?

Оформляя домашний иконостас, нужно разместить главные иконы на уровне глаз. Это образы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

При создании иконостаса своим руками на почетное место также часто устанавливаются венчальные иконы. Над ними можно поместить изображение Святой Троицы.

Рядом располагают иконы любимых святых, почти в каждом иконостасе можно встретить образ Николая Чудотворца, блаженной Матроны, преподобного Серафима, Георгия Победоносца, ангелов и архангелов, архистратига Михаила, Гавриила, несущего исцеления, ангела-хранителя.

Каждому при крещении дается имя святого, иконку которого тоже желательно иметь в своем домашнем иконостасе.

Иконы и интерьер

Не всегда получается подобрать все иконы в одном стиле. И это не так уж важно, ведь что такое иконостас в доме? Это место, где можно оставить всякие беспокойные мысли, чтобы помолиться, т. е. пообщаться с богом.

Нужно помнить, что молимся мы не иконам. Они помогают сосредоточиться на размышлении о Царствии Божием, дисциплинировать мысли, чтобы они не рассеивались во время молитвы, образы святых напоминают об их праведной жизни.

Если средства позволяют, то можно оформить красивый угловой иконостас в соответствии с интерьером квартиры, с резьбой по дереву, заказать иконы у иконописцев.

Настоящее чудо в том, что можно помолиться, открыть свои печали, поблагодарить бога, попросить молитвенной помощи у святых.

А если нет денег для приобретения специальной мебели, то сделайте иконостас своими руками с любовью. Прекрасен он не материальной красотой.

Место в доме, посвященное богу, где молятся и благодарят, наполняется благодатью и светом, который украшает и освящает все вокруг.

Как оформить молитвенный угол?

Иконы приобретаются постепенно, в разных храмах и святых местах, дарятся родными, братьями и сестрами в храмах.

Создавая иконостас своими руками, вы можете заказать или подобрать полку, на которой будут установлены образы. Под ней можно поставить узкий стол или тумбочку, в которой будут храниться святыни, просфоры, евангелие и Библия, молитвословы, свечи.

Полки не нужно делать широкими. Их украшают резьбой, балясинами, инкрустацией, вышитыми полотенцами. По краям делают бортики, чтобы иконы, стоящие под углом, не соскальзывали.

Иконостас легко сделать из нескольких навесных узких полок, повешенных друг над другом. Рядом уместно поместить полки с православной литературой.

Можно ли размещать иконы в спальне?

Люди живут в разных условиях. Кто-то может во дворе часовню построить, а некоторые всей семьей теснятся в комнате, которая для них и кухня, и гостиная, и спальня. Может ли это стать причиной, по которой нельзя делать домашний иконостас? Конечно же, нет.

Имея иконы в доме, нужно относиться к ним благоговейно, помня о том, что это окна в другой мир. Каждая икона связана со своим прообразом. Поэтому они мироточат, благоухают, плачут, но специально таких чудес искать не надо. Главное чудо - это обретение мира и любви в душе.

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.


Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России, достаточно поздно, в XV веке.

Верхний ряд иконостаса (см. схему), праотеческий , представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов – явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы, о спасении человека и мира.

Второй ряд иконостаса – пророческий . Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

Третий ряд иконостаса – праздничный , в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.

Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва ). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах , представляющая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис – это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.

Нижний ряд иконостаса называется местным . По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона – изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери , на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.

Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению.

В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ.

Как рос иконостас

Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас — это часть архитектурного облика храма, — говорит Лариса Гачева . — Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен. В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы. Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор».

Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз.

Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, — деисисом (от греч. «прошение, моление» — композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. — Ред. ). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские образцы. Но это было не всегда возможно, например, в деревянных храмах, которых было большинство, не делалась настенная роспись, вместо нее увеличивалось количество икон в иконостасе, алтарная преграда росла.

Пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России в первой половине — середине XVII века. Он состоит из местного ряда, деисиса, праздников, пророческого и праотеческого рядов. Самый известный пример — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостасы XV-XVII веков называют тябловыми. «Тябло» — это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами.

Поскольку пятиярусные иконостасы полностью закрывали всю восточную стену, в храмах Ростова Великого алтарь стал отделяться сплошной каменной стеной, прорезанной проемами врат, иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами.

Стиль нарышкинского барокко украсил иконостасы объемной резьбой. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. В барочных храмах иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон. Такой иконостас напоминает чудесный райский сад, где пребывают святые (такой, например, можно увидеть в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих храмах Ярославля).

Для классицистических храмов XVIII -XIX веков характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме, при этом иконографическое содержание таких иконостасов минимальное (особенно ярко это проявилось в петербургских храмах).

Какой иконостас выбрать?

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма».

Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда».

Что послать в космос?

«Высокий русский иконостас - это одно из великих прозрений православного народа и православного миросозерцания, - считает протоиерей Сергий Правдолюбов. - Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

Просто видеть Престол и предстоящего, как теперь принято у католиков, лицом к народу священника - этого недостаточно. Иконостас гораздо ближе простому человеку, который должен понять, что именно мы совершаем на литургии, и иконостас ему помогает.

На иконе «О Тебе радуется» предстоящий народ изображен без нимбов (с нимбами только Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин), там даже маленькие дети есть. На этой иконе Богородица обычно окружена не полным кругом (символ вечности), а разорванным. Сфера идет сверху, а внизу, где стоят люди, она разорвана. И вечность спускается к нам, простым людям. Если эта икона изображается на западной стене (это редко, но бывает), то лик святых перетекает в стоящих прихожан, а восточная стена - это иконостас, снова лик святых. Здесь наглядно видно, что Церковь - единая, это люди, которые молятся здесь, и святые, и призванные к святости.

В Ферапонтовом монастыре на северной стене находится фреска «О Тебе радуется», а икона с тем же сюжетом стоит в иконостасе рядом с Царскими вратами. При входе в храм помещены два песнотворца. Получается, что изображение «О Тебе радуется», этот «модуль пространства», многократно повторен. Мы видим этот образ и сбоку, и прямо перед собой, рядом с Царскими вратами. Мы смотрим на него, и он является изображением нас самих. Мы стоим внизу, и перед нами алтарь, Престол Божий. Эта икона является прекрасным символическим изображением всего человечества. Ее можно в космос посылать для других цивилизаций. Иконостас является также образом всей нашей истории».

О прошлом говорят праотеческий и пророческий ряды. В праотеческом ряду располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном - предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. В пророческом ряду помещены иконы ветхозаветных пророков, держащих свитки с цитатами из их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Евангельские события показывает праздничный ряд. Местный ряд - это настоящее, он приближен к нам, в нем находится храмовая икона. Иконостас говорит и о будущем: деисис, когда Церковь молит Христа-Судию за человечество, показывает момент второго пришествия Христа и Страшного суда.

Всякий раз, заходя в храм, мы останавливаемся перед иконостасом. Мы можем не обратить внимания на роспись купола или фрески на колоннах, но не увидеть иконостас невозможно. При этом если искусствоведческих исследований о нем много, то единственным трудом, раскрывающим его смысл, остается книга отца Павла Флоренского «Иконостас», написанная почти сто лет назад.

Ирина РЕДЬКО

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.