Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы. Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый Проектная ра

Учебный проект: Жизнь и творчество С.А. Есенина.
Творческое название проекта: «Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Предметная область: Русская литература.
Тема в учебном плане: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.
Возраст учащихся: 6 класс.
Продолжительность работы по проекту: 3 недели.
Краткая аннотация проекта:
Краткая биография Сергея Александровича Есенина. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Ленинград) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 19191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин
Дата рождения: 3 октября 1895(1895-10-03)
Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
Дата смерти: 28 декабря 1925(1925.12.28) (30 лет)
Место смерти: Ленинград, СССР
Род деятельности: поэт
Годы творчества: 19101925
Направление: Новокрестьянские поэты (19141918), имажинизм (19181923)

Дидактические цели учебного проекта:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
2. Развитие творческих навыков учащихся.
3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
6. Развитие навыков критического мышления.
Методические задачи учебного проекта:
1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.
3. Развитие навыков использования критического мышления.
4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на мировоззрение читателя?
Проблемные вопросы:
1. Был ли счастлив Сергей Есинин в жизни?
2. Какие произведения являются центральными в его творчестве?
Учебные вопросы:
1. Когда родился Сергей Есенин?
2. В какой деревне он родился?
3. Кем были у него родители?
4. Каково отношение поэта к Родине и к матери?
5. Какие судьбоносные проблемы раскрываются в творчестве поэта?

Структура проекта
План проекта:

Этап I. 1.Вводное занятие. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.
Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждого участника проекта. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.
Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на школьной предметной неделе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным педагогом-организатором. Вручение наград.
Этап IV.
1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Дидактические материалы
Тест "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Литература:
Стихотворения С.А. Есенина

СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА:


ЧТЕЦ____________________:
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты

Сегодня мы собрались, чтобы рассказать о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы в этом году 120 лет. Есенин - самый популярный русский поэт 20 века. Многие литературоведы ломали голову над секретом всероссийской любви к поэзии Есенина.

ЧТЕЦ ________________________:
- На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился Великий поэт Сергей Есенин.
Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
В своих стихах, и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.

ЧТЕЦ_________________________:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело
Говори да говори.

СЦЕНКА:
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться..
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

Звучит музыка: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ____________________:

Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.


Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

ЧТЕЦ___________________________:
Поэт Руси, он взял у её природы даже черты своей прекрасной внешности: голубые глаза - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских полей. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее.

Стихотворение «Приоткроется дверь»

Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.

ЧТЕЦ____________________:
Есенин – это поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение сердца. Слово « Русь» - одно из самых излюбленных слов Есенина. Для него оно наполнено огромным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

ЧТЕЦ: ___________________________
Можно включить_____________________
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЧТЕЦ___________________________:
Сергей Есенин воспринимал мир в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
Поэт однажды увидел зимой березу и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ЧТЕЦ___________________________:
Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. Он не узнал своего деда, тот очень состарился. После этого у поэта родилось стихотворение « Возвращение на Родину

Ну что старик с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще.
- Добро, мой внук.
Добро, что не узнал ты деда

Ах, дедушка, ужели это ты!
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.

ЧТЕЦ___________________________:
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет. Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ «Письмо к матери»

ЧТЕЦ___________________________:

Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня. К ним направлена любовь и чувства поэта.

ПЕСНЯ:__________Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

ЧТЕЦ:________________Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

ЧТЕЦ___________________________:

Само понятие “Родина” у Есенина расширяется от своего села до всей России. Россия для него – родной дом. И в тяжёлые времена для России он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”. Но даже тогда он сохраняет в душе любовь к родине.

ЧТЕЦ ______________________:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

ЧТЕЦ ______________________:
1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
Звучит стихотворение: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ ______________________:
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться, 30-путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». За 30 лет он подарил нам целый мир, и этот мир живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Звучит музыка.____________________________________________________
Демонстрируется портрет Есенина.

И литературы

Тема проекта

«Есенин - это вечное»

Творческое название

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

М. Осоргин

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся таланты?

Учебные предметы

Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.

Участники проекта

Учащиеся 11 класса

Вопросы учебной темы (проблемные):

(«Тема Родины в поэзии Есенина»)

· Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

· Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

· Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

· Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

· «Персидские мотивы» о любви?

Аннотация проекта

Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий. Трудно не согласиться с гением.

Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

Цели проекта

Дидактические цели:

· формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические цели:

· научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

Проблемы (темы) самостоятельного исследования

1) Есенин и Блок. Уроки Блока.

2) Цвет в лирике Есенина.

3) «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

4) Какого цвета луна в стихах Есенина?

5) Мир Есенина в рисунках.

6) «И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

7) «Мы теперь уходим понемногу».

Структура учебно-методического пакета

Описание учебного проекта.

Работы творческих групп -

презентации:

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

«О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

«Братья наши меньшие»,

«В сердце светит Русь»,

«Стихи свежие…».

Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

Этапы и сроки проведения проекта.

Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир »

1. Актуализация проблемы-5 мин.

2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности : презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

Практический этап (4 часа)

1. Сбор сведений из различных источников.

2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.

1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

Презентации:

ü «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).

ü «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).

ü «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
-Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

ü «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)

ü «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

ü «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).

Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

вступление;

полезные ресурсы;

критерии оценивания;

общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

текущие классные мероприятия;

работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

список использованных материалов.

Информационные ресурсы

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

Есенин, М.: Просвещение, 1986.

Наумов Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

«Есенин Сергей Александрович» - Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Жизнь и творчество поэта. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. В 1919 году Есенин познакомился с Анатолием Маристофом и пишет свои первые поэмы – “Инония” и “Кобыльи корабли”.

«Есенин о животных» - Давняя дружба собаки и человека. Прием антропоморфизма. Сергей Есенин. Образ лисицы. Безжалостное отношение людей к животным. Атрибут крестьянской избы. Братья наши меньшие. Молодость. Черный конь. Революция. Образ коровы. Розовый конь. Красный конь. Образ воронов. Предвестник смерти. Народный символ несчастья.

«Есенин о родине» - Цели урока: Я не скоро, не скоро вернусь! Народные истоки. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. Зори меня вешние в радугу свивали. Начинается период возрождения поэта.

«Творчество С.Есенина» - Человек. Богатство цветообозначения. Скирды солнца. Любовь к родине. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Васильками сердце светится. Задрожало зеркало затона. Береза. Горят снежинки. Любовь к родному краю. Животные. Сергей Александрович Есенин. Внимание читателя. Гой ты, Русь, моя родная. Рать святая.

«Есенин 11 класс» - Здесь по заре и звёздам Я школу проходил». 1918. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Родная рязанская земля… «О край разливов грозных И тихих вешних сил. С.Есенин среди работников типографии. "Быть может, вспомнит обо мне...". Сережа рос сиротой при живых родителях. Учителя.

«Русский поэт Сергей Есенин» - Кульминация. Творчество Сергея Есенина. Имажинизм. Революция. Фигура лирического героя. Трагический финал. Айседора. Не жалею, не зову, не плачу. Содержание стихотворения. Анализ стихотворений. Служба в армии. Напевность и живописность. Стихи последних лет. Литературный дебют. Отговорила роща золотая.

Всего в теме 35 презентаций

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.