Типы мотивации. Методы материальной мотивации персонала Прямые и непрямые материальные мотивации

В современных условиях для нормальной и качественной работы любого предприятия необходимы работники, которые отличаются ответственностью, сознательностью и стремлением к развитию организации. Если человек трудится не на полную силу, то это значит, что в данных условиях именно плохая работа полностью отвечает его желаниям и потребностям.

Все действия любого работника обычно направлены на достижение одной цели – получить материальное или моральное удовлетворение. Эту специфическую особенность человеческой натуры и нужно использовать для хорошей организации работы предприятия. Искусство менеджмента заключается в том, чтобы хорошо изучить весь процесс мотивации и правильно его использовать для пользы и развития компании. Для создания процесса мотивации необходимо изучить экономическую проблему, и решить ее с получением экономического результата, учитывая при этом социальные и психологические факторы.

При существующих сегодня условиях, мотивация является одной из важнейших функций при работе с персоналом. Этот процесс влияет не только на отдельного работника, но и на весь коллектив в целом. Необходимо просто создать условия, которые располагают персонал к качественной работе, и воздействовать на него при помощи коллективных или личных поощрений. При организации правильного подхода к решению этой проблемы, любые кадровые решения будут положительно влиять на существующий моральный климат коллектива, и смогут полностью соответствовать системе ценностей предприятия и личным желаниям и потребностям каждого рабочего.

Проблемами мотивации и их решением занимаются многие психологи, социологи и экономисты, которые изучают различные аспекты и положения этой теории.

Мотивация трудовой деятельности – это существование условий, которые могут правильно регулировать все отношения, существующие на предприятии и создающие у персонала желание хорошо работать, чтобы получить за это достойное вознаграждение. Организация такого процесса очень удобна для работы любой организации, так как создает у каждого из работников желание самоотверженно трудиться, и соответственно, дает положительный экономический результат работы предприятия. Другими словами, что выгодно одному, то становится выгодным и для всех.

Психологи рассматривают процесс мотивации, как индивидуальную деятельность рабочего по созданию мотивов для своего поведения и отношения к работе.

Управление людьми – процесс довольно сложный. Необходима постоянная согласованность между целевой направленностью субъекта и объектом управления. Объектом управления является персонал организации. Такое управление может осуществляться различными способами, главное, чтобы в этом процессе участвовали обе заинтересованные стороны. Мотивация должна быть постоянным и непрерывным процессом, который формируется под влиянием внешних и внутренних причин, которые могут быть как объективными, так и субъективными.

Этот процесс должен начать свое формирование еще до начала трудовой деятельности. Основы мотивации закладываются и усваиваются человеком еще во время занятий в учебных учреждениях. Индивидуальное участье в трудовой деятельности школы и семьи начинает вырабатывать определенную систему ценностей индивида. Следовательно, еще до начала организации своей работы, человек уже должен иметь четкое представление о том, чего он хочет добиться и каких результатов ожидает от своей деятельности. Каждый индивид должен выработать свой способ, при помощи которого он собирается реализовывать свои цели определить, какой именно путь наиболее перспективен для достижения положительного результата.

Существуют определенные типы мотивации :

  • индивид желает полностью реализовать свой потенциал и свои способности, что является для него основным условием организации трудовой деятельности,

  • патриотическая мотивация, которая основывается на идеализации моральных человеческих ценностей,

  • хозяйственная мотивация, основанием для которой является рост благосостояния работника и достижение финансового благополучия. Потребности такого работника постоянно возрастают, следовательно, этот процесс можно считать безграничным.

  • люмпенизированный рабочий, который не любит чувствовать ответственность за свою деятельность и ему не нравится существующая форма оплаты труда. Этому человеку постоянно кажется, что материальные блага должны распределяться равномерно, независимо от результатов его деятельности. Такой работник постоянно чувствует себя неудовлетворенным материально и морально.

Трудовой потенциал любого работника основывается на психофизиологическом потенциале человека и личностном потенциале. Психофизиологический потенциал – это состояние здоровья, нервной системы, способности к тому или иному виду деятельности, предел выносливости и т.д. Личностный потенциал – это и есть мотивация трудовой деятельности каждого индивида. Сочетание этих двух потенциалов является самым важным фактором, который влияет на результаты трудовой деятельности работника. Личностный потенциал позволяет сформировать представление о том, какую именно работу и в каком объеме способен выполнять индивид. От этого зависит результат производственной деятельности всего предприятия.

Длительное изучение этих сложных процессов позволило сформировать установленные правила мотивации, которые направлены на то, чтобы более эффективно использовать трудовой потенциал персонала:

  • лучше похвалить, чем покритиковать,

  • любое поощрение работника нужно проводить незамедлительно и, желательно, в материальном эквиваленте,

  • неожиданные поощрения являются более сильным стимулом для улучшения результатов труда, чем предсказуемые и регулярные,

  • постарайтесь почаще давать человеку ощутить вкус победы, людям нравится это чувство,

  • необходимо поощрять рабочих не только за основной результат, но и за промежуточные достижения,

  • не нужно унижать работника, позволяйте ему сохранять чувство собственного достоинства,

  • старайтесь выделять маленькие и частые вознаграждения, потому что крупные и редкие награды развивают в коллективе чувство зависти и неудовлетворения,

  • необходимо создать на предприятии условия для развития разумной конкуренции – это значительно повышает производительность труда.

На сегодняшний день разделяют три типа мотивации: прямую, властную (принудительную) и опосредованную (стимулирование).

Прямая мотивация – это комплекс средств, которыми можно оказывать определенное влияние на индивида и результаты его труда. К таким средствам относятся: агитация, убеждение, психологическое внушение, предоставление информации и т.п. Такой способ мотивации позволяет образовать открытые и надежные отношения между рабочим и администрацией предприятия. Человек начинает чувствовать свою ответственность и может сам принимать необходимые решения, которые относятся к его деятельности. У работника появляется желание проявить инициативу и увеличить производительность своего труда. Такая мотивация зависит от личных способностей руководителя, так как для этого метода нужен индивидуальный подход к каждому человеку и умение преподносить ту или иную информацию. Руководитель должен обладать терпением и умением общаться с персоналом. Это довольно трудный процесс, так как требует от руководителя способности подавать пример личным поведением и отношением к работе.

Властная (принудительная) мотивация представляет собой определенные меры, которыми руководство может воздействовать на персонал. В этом процессе преобладают угрожающие мотивы, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на работников. Такая мотивация основывается на угрозах административного наказания за нарушение тех или иных требований. Такой тип мотивации используется в системах, которые основаны на иерархии и подразумевают полное подчинение и беспрекословное исполнение приказаний. Этот метод может быть довольно эффективен, но его не рекомендуется использовать на большинстве предприятий.

Опосредованная мотивация (стимулирование) основывается на методе воздействия на работников при помощи материальных или моральных благ.

Правильно выработанный процесс мотивации сможет объединить интересы работников и интересы предприятия, тем самым повысив производительность труда и улучшив отношение работников к своим обязанностям. Такой метод позволит привлечь компетентный и профессиональный штат рабочих и значительно улучшит результаты деятельности предприятия.

Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потреб­ностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

Отношение человека к трудовой деятельности определяется различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы; внешним - разнообразные средства экономического и морального воздействия (стимулы), используемые государством, предприятиями, общественными организациями для повышения трудовой активности работников. Возникновение и развитие побудительных сил является сутью сложного процесса мотивации трудовой деятельности.

Мотивация - это комплекс причин, побуждающих работников к целенаправленным действиям. Она выступает движущей, побудительной силой человеческой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществ­ление. Следует различать социально-психологиче­скую и социально-экономическую мотивации. Первая из них форми­руется под воздействием на индивидуум таких факторов, как социаль­ные ожидания, нормы, ценности, образцы поведения и т. д. Второй тип определяется более широким кругом факторов, такими как отношения собственности, предпринимательская среда и условия для конкуренции, принципы оплаты труда и формирования доходов, критерии подбора и выдвижения кадров, система организации труда, производства и управления. Два этих вида мотивации неразрывны и взаимообусловлены.

– это побудительная сила трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществ­ление.

Различают перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдален­ному будущему и мотивы предусматривают стратегию поведения, такую мотивацию называют перспективной. Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику пове­дения. Такая мотивация рассматривается как текущая. От перспективности мотивации во многом зависит трудовая активность человека, а следовательно, и эффективность его труда. Перспек­тивная мотивация побуждает работника бороться с трудностями и препятствиями в работе, так как настоящее для него является лишь этапом достижения перспективных целей. Если же работник действует исходя только из текущей мотивации, то малейшая неудача приведет к снижению его трудовой активности. К перспек­тивной мотивации можно отнести знание работником направлений и задач дальнейшего развития своего предприятия. Это позволяет ему свое будущее. Поэтому необходимо прогнозировать социально-экономическое раз­витие предприятия по таким основным параметрам, как внедрение новых технологий, новых форм организации труда, появление новых и отмирание старых профессий, динамика прибыли, заработной платы работников. Разработка такого прогноза должна осущест­вляться экономическими, технологическими и социологическими службами. Без стратегической мотивации труда невозможен научно-технический прогресс. Важно правильное сочетание перспективной и текущей мотивации.

Выделяют три типа мотивации труда: прямую, косвенную, по­будительную.

Прямая мотивация формирует интерес к работе и ее результа­там. В качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, сознание своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство ответственности и самореализации личности в труде. Деятельность, основанная на таких мотивах, приносит удовлетворение. Человек трудится не только для получения заработ­ка. Он испытывает интерес к содержанию самой работы, творчеству. Поэтому контролировать труд таких работников нет необходи­мости.

Косвенная мотивация основана на материальной заинтересован­ности. Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень напряженности норм труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В данном случае труд выступает в форме цены на рабочую силу, как «инструментальная» ценность, которая обмени­вается на производимые товары и услуги.

Побудительная мотивация базируется на страхе и обязан­ностях. Она определяется властью, уровнем безработицы и отсут­ствием гарантии сохранения рабочего места, социальной напряжен­ностью, неуверенностью в завтрашнем дне.

Мотивация трудовой деятельности представляет собой систему, которая включает потребности, интересы, ценностные ориентации и установки, мотивы и мотивационную структуру поведения (рис. 1.1). Упро­щенная модель мотивации поведения через потребление предполагает следующую цепочку: потребности побуждения (или мотивы) поведение (действие) результат удовлетворения потребностей (удовлетворение, частичное удовлетворение или от­сутствие удовлетворения).


Рисунок 1.1. Система мотивации трудовой деятельности.

Различают потребности производства, вызванные необходимостью обеспечения простого и расширенного воспроизводства, коллектива и личные. Формирование общественных потребностей происходит под воз­действием разнообразных социально-демографических, экономиче­ских, географических и других факторов. Однако решающую роль играет развитие производительных сил и производственных отноше­ний, современные способы организации производства, труда и управ­ления.

Личные потребности людей подразделяются на материальные (потребности в пище, жилище и др.) и духовные , или интеллектуаль­ные (потребности в знаниях, общении с другими членами общества, приобщении к науке, искусству и т. п.). Объем и структура личных потребностей подвергаются изменениям под влиянием развития производительных сил общества, науки и культуры, повышения степени удовлетворения материальных потребностей.

Личные потребности как побудительная сила трудового поведения человека обуславливаются тем, что удовлетворение материальных потребностей достигается только посредством труда. Поэтому вы­рабатывается такое осознанное отношение к труду, когда он воспри­нимается как средство обеспечения физического существования. В результате потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес выражает возможный в данных условиях способ удовлетворения потребностей. Если потребности показывают, что необходимо работнику для его нормального существования (деятельности), то интерес дает ответ на вопрос, как следует действовать, чтобы удовлетворить ту или иную потребность.

Интересы зависят от психических качеств человека, его спо­собностей, характера, образовательного и культурного уровня, социального опыта. На их развитие могут оказывать влияние коллектив, отдельные его члены, общество в целом.

По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего его объекта. Например, любит свою работу, испытывает удовольствие при ее выполнении, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей его области. Активные действенные интересы, когда человек не ограничивается выполнением функциональных обязанностей, а ак­тивно воздействует на объект интереса, совершенствует его.

По направленности различают непосредственный и опосредо­ванный интересы. Непосредственный - интерес к самому процессу деятельности, опосредованный - интерес к результатам деятель­ности.

Носителями потребностей и интересов выступают разнообразные общности, т. е. общество в целом, социальные группы, регионы, трудовые коллективы, а также отдельные работники. Каждой общности (субъекту) свойственна совокупность различных инте­ресов. В процессе трудовой деятельности происходит постоянное переплетение личных (индивидуальных), коллективных и обществен­ных интересов. Соотношение и взаимодействие этих интересов определяет социально-экономическое развитие общества. Выявление противоречий в интересах, нахождение путей их решения обуслав­ливают борьбу нового со старым, свидетельствует о продвижении общества вперед.

На практике коллективные потребности и интересы выражаются в системе целей и показателей, отражающих коллективные резуль­таты труда. Этим определяется большая значимость установления таких плановых и оценочных показателей работы предприятия, в выполнении которых работники должны быть лично заинтере­сованы. Эта личная заинтересованность обеспечивается выбором соответствующих форм и систем оплаты труда.

Цель реформ в стране в конечном счете заключается в обес­печении учета всех интересов, воздействии на интересы, управлении ими и через них.

Объяснения и обоснования поведения называются мотивиров­ками. Мотивировки могут использоваться человеком для того, чтобы скрыть действительные мотивы его поведения.

У производящего слова может быть несколько значений и каждое м.б. мотивирующим.

Напр., от слова болеть можно образоватьболезнь иболельщик , но они будут связаны с разными значениями этого глагола. В зависимости от того, как соотносится значение производного слова со значением производящего (прямым или переносным), выделяют разные типы мотивации (прямая и образная).

Прямая мотивация:

Основная. Производное слово мотивировано производящим по смыслу и форме. Значение производящего полностью входит в значение производного (лесистый – богатый лесом).

Конденсированная. Конденсация на уровне лексики: вместо словосочетания употребляется одно слово, захватывающее значение второго (У него температура – имеется в виду не просто температура, а высокая т.). Конденсация на уровне словообразования (температурить, ославить, бесхарактерный ).

Гипонимическая (гипоним = вид, гипероним = род) – мотивация видовым названием предмета. При этом в составе производного слова гипонимы выражают отношение не к виду, а к роду (сапожник, госпитализировать, кашевар ).

Образная мотивация

Для производного слова мотивирующим является не прямое, а переносное значение производящего слова (обезьянничать).

Смысловые отношения между производной и производящей основой

*Классификация Ежи Куриловича:

Лексическая деривация – это такое соотношение между производной и производящей основой, при котором производное слово имеет совершенно новое и более сложное значение, чем производящее (могут быть одной или разной части речи):преподавать (действие) –преподаватель (лицо, осуществляющее это действие).

Синтаксическая деривация – это такое соотношение между производной и производящей основой, при котором производное слово имеет то же самое значение, что и производящее (усложнение семантики не происходит), меняется только часть речи (синтаксическая функция) производного слова:читать – чтение. Чаще это происходит при образовании существительных от глаголов и прилагательных. Только в прямом значении.

*Классификация Милоша Локулила:

Модификация : смысл производного претерпевает незначительные изменения по сравнению со смыслом производящего. Относятся к одной части речи. Это:

Наименование лиц жен. пола, образованные от наименований лиц муж. пола (писательница )

Названия детенышей, образованные от названий животных (волчонок )

Сущ. со значением собирательности (листва – лист, учительство – учитель )

Сущ. со значением единичности (снежинка – снег, жемчужина – жемчуг )

Слова с суф. субъективной оценки (дом – домик, домище, домишко, домина… )

Мутация : смысл производного претерпевает значительные изменения по сравнению со смыслом производящего (усложняется):школа – школьник, сухой – сухарь

Транспозиция : смысл не меняется, меняется часть речи.

Лексическая деривация = модификация, мутация

Синтаксическая деривация = транспозиция

Множественная мотивация – это способность производного слова соотносится не с одним, а несколькими производящими.

Наречия с приставками со значением «очень»: сверхмодно – отсверхмодный ; отмодно

Некоторые приставочные глаголы с –СЯ: обрадоваться – отобрадовать ; отрадоваться

Некоторые приставочные сущ. со значением процесса: перерегистрация – отперерегистрировать; от регистрация

Некоторые приставочные сущ. со значением признака: неразборчивость – от неразборчивый; от разборчивость

Множественность мотивации может менять на морфемный состав слова: обесцветить – отцвет (обес-); отбесцветный (о-).

Мотивация труда. Одним из основных направлений, повышения эффективности использования персонала фирмы, является усиление мотивации труда. Именно мотивация труда и профессионально-квалификационный уровень работников обеспечивают действенность управления человеческими ресурсами. Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.В основе этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых следует выделить материальные, моральные, социально-психологические, духовные, творческие и др. Мотивация является формой использования мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. На мотивацию работников фирмы непосредственное влияние оказывают содержание, и условия труда на предприятии, организация труда его оплаты, возможности Продвижения по служебной лестнице и др.

Выделяют три вида мотивации - прямую, властную (принудительную) и опосредованную (стимулирование). Прямая мотивация представляет собой непосредственное влияние на личность работника и его систему ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и др. Властная (принудительная) мотивация базируется на угрозе ухудшения удовлетворения каких-либо потребностей работника при невыполнении им установленных требований. Стимулирование труда как метод формирования мотивов предполагает право выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами. Существуют различные подходы к мотивации персонала. Современные теории мотивации можно разделить на две основные группы - содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в значительной степени основаны на результатах психологических исследований и направлены в первую очередь на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности представляют собой иерархическую структуру и разделяются на первичные (врожденные) и вторичные (образующиеся в ходе приобретения определенного жизненного опыта). К этой группе относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации основываются на моделях поведения людей: теория ожидании (В. Врум), теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Одной из наиболее распространенных за рубежом классификаций потребностей является пятиуровневая иерархия потребностей, по Маслоу: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения. К физиологическим потребностям относятся потребности в пище, тепле, жилище и др.; потребности безопасности - это потребность в защите и порядке; социальные потребности - потребность входить в какую-либо группу, поддерживать с членами этой группы дружеские отношения и др.; потребность в уважении - это потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и др.; потребность в самовыражения - потребность полностью развить свой творческий потенциал в работе, воспитании и образовании детей и др.. Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей людей определяют поведение человека. При этом потребности более высокого уровня не мотивируют его поведение, если хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура является абсолютно жесткой, и относительная значимость потребностей и различных странах может меняться.

Главными рычагами мотивации являются потребности, стимулы и мотивы. Потребности рассматриваются в теории мотивам как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение действию. Под стимулом обычно подразумевается внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаше всего матери­альное вознаграждение определенной формы, например заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой (желание, влечение, ориентация, внутренние установки и др.).

Система материального и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работающих и как следствие - повышение эффективности труда и его качества. Стимулирование труда как метод управления дополняет административно-правовые методы управления, побуждая работников и их коллективы работать больше и лучше, чем это предусмотрено трудовыми соглашениями. Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а соче­тание материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов стимулировании. В составе материальных можно выделить денежные и не денежные стимулы, в составе нематериальных - социальные (престижность труда, возможность роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самореализации и самосовершенствования). Выделяют следующие основные формы стимулирования работников предприятия:

Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты, надбавки и премии. Доплаты и компенсационные надбавки учитываются производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от работника. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;

1 Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссудили ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;

2 Нематериальные (не денежные) льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;

3 Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале
предприятия) и участие в прибылях;

4 Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотива работников;

5 Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение тесных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками, работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников

6 Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.


II. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.