Основные направления политики М. С

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Повторить вопросы Отношения с Западом; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); Региональные конфликты;Афганская война;Отношения с соцстранами. «ДоктринаБрежнева». Реформа политической системы: цели, этапы, итоги Урок 48. Домашнее задание §47 читать; ответить на вопросы к §47; выучить новые слова и записатьопределения в словарь; выполнить задания в рабочей тетради к §47. План 1. Предыстория перестройки; 2. «Кадровая революция»; 3. Реформа 1988 г.;4. Формирование многопартийности;5. Национальная политика и межнациональные отношения;6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 1. Предыстория перестройки После смерти Брежнева во главе партиии государства встал Ю.В. Андропов Юрий ВладимировичАндропов В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал спозиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему 1. Предыстория перестройки В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государствастал К. У. Черненко (1984-1985) Константин Устинович Черненко Человек старый и больной, онбольшинство времени проводил на лечении или отдыхе При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывшийпри Черненко вторым человеком в партии 1. Предыстория перестройки 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева Михаил Сергеевич Горбачев Плакатвремен Перестройки(1985-1991) Эпоха перестройки (1985-1991) 2. «Кадровая революция» Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегосяза последние десятилетия общества и выправление«отдельных деформаций» социализма При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главногокритерия - поддержки ими целей и идей перестройки В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и на местном уровне 3. Реформа 1988 г. Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, чтопростой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа лето 1988 г. - вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция Горбачев предложил сформулировать новый высший орган власти –Съезд народныхдепутатов, превратитьВерховный Совет в постоянно действующийпарламент Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) Горбачев был избран Председателем ВерховногоСовета СССР Съезд состоял из 2250 депутатов, избранных на 5 лет 3. Реформа 1988 г. По предложению народных депутатов концепция политической реформы в 1990-91 гг. была дополнена рядом важных положений Главным из них стала идея построения правового государства (где обеспечивается равенство всех перед законом) III съезд народных депутатов в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост ПрезидентаСССР, которым сталМ.С. Горбачев Тогда же была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшаямонопольное положение КПСС в обществе Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе 4. Формирование многопартийности По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий 1988 г. – «Демократический союз»В. Новодворская 1990 г. – «Демократическая партия» 1991 г. - Либерально-демократическая партия 4. Формирование многопартийности При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное Коммунисты призывали кпреимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентскойдемократии, переход к рыночной экономике Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений 4. Формирование многопартийности В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию В 1990 г. - к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола радикально-реформаторское реформаторско-обновленческое традиционалистское Быстрые изменения, демократизация общества,рыночная экономика Продуманные и постепенные изменения в рамках существующего общественного строя Сохранение существующих общественных отношений с незначительными изменениями 4. Формирование многопартийности Съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек) В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева иперестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦКпотребовали его отставки 5. Национальная политика и межнациональные отношения Начавшаяся демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию национального вопроса В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахскаямолодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсоветаНагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве передВерховными советами Азербайджана и Армении о выводеобласти из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях Горбачев ввел войска в Сумгаит 5. Национальная политика и межнациональные отношения В апреле 1989 г. в Тбилиси силами армии была разогнанадемонстрация национально-демократических сил В ходе вытеснения демонстрантов 16 участников митинга погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице 5. Национальная политика и межнациональные отношения В то же время начавшая реализовываться реформа политическойсистемы неуклонно вела к еще большей активизации национального движения 18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете В июне 1989 г. последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости ЛитовскойРеспублики 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора Его подписание было назначено на 20 августа Подписание нового Союзного договораозначало не толькосохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора В ночь на 19 августа 1991 г.был создан Государственныйкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайноеположение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Указ ГКЧП 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 21 августа - Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказалось от подписания Союзного договора В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Оно объединило первоначально 11 бывших Союзныхреспублик (без Грузии и Прибалтики). Л. КравчукС. ШушкевичБ. Ельцин 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Распад СССР «крупнейшая геополитическая катастрофаВека» В.В. Путин

Предыстория перестройки. После смерти Л.И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю.В. Андропов. Он первым из советских лидеров признавал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М.С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

"Кадровая революция". На апрельском пленуме(23 апреля 1985 г.) новый руководитель страны выступил с заявлением о поразившем страну экономическом кризисе, необходимости "обновления социализма". Именно тогда впервые прозвучало и слово "перестройка".

"Видимо товарищи всем нам надо перестраиваться. Всем."

М.С. Горбачёв

В течение нескольких последующих месяцев в речах нового Генсека почетное место занимает список бед, обрушившихся на советское общество.

Преобразовать социализм планировалось, в первую очередь, за счёт ускорения социально-экономического развития страны. Предполагалось более активно использовать достижения науки и техники, децентрализовать управление промышленностью и сельским хозяйством, внедрять хозрасчёт на предприятиях, значительно укрепить порядок и дисциплину на производстве. Планировался подъём машиностроительной отрасли, на основе которого предполагали начать реконструкцию всего народнохозяйственного комплекса.

Наведение порядка и дисциплины началось с крайне непопулярного указа о борьбе с пьянством, изданного в мае 1985 г. Непродуманные действия властей привели к вырубке виноградников, а ограничение продажи спиртного - к резкому увеличению потребления сахара. Активизировалась борьба со взяточничеством, в процессе которой был заменён ряд руководителей в центре и на местах. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации репрессированных в 1930-1959-е гг. в результате её работы были реабилитированы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, А.В. Чаянов и многие другие.

января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике партии". В нём были определены следующие направления:

  • ¾начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию ("Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций");
  • ¾выдвижение на руководящие посты беспартийных;
  • ¾расширение "внутрипартийной демократии";
  • ¾изменение функций и роли Советов, они должны были стать "подлинными органами власти на своей территории";
  • ¾проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 года представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).

В 1987 г. руководитель СССР заявил о курсе партии на гласность и демократизацию общества, была снята цензура, появилось много новых периодических изданий, произошёл так называемый "книжный бум". "Глашатаями перестройки "становятся еженедельные издания - газета "Московские новости" и журнал "Огонёк". Одним из наиболее ярких моментов этого периода стала антисталинская кампания в прессе, позднее критике подверглись и другие деятели советской эпохи.

Конституционная реформа 1988-1990 гг. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). её решения, по существу, предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашен курс на создание "правового государства", разделение властей, создание советского парламентаризма. для этого Горбачёв предложил сформировать новый орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это было главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М.С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции

"Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел".

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. I съезд народных депутатов состоялся в мае-июне 1989 г. На нем Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А.Д. Сахарова. 1989 г.

"1.Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД-МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях".

На втором этапе конституционной реформы(19901991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде депутатов в марте 1990 г. им стал М.С. Горбачёв. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС обществе. Отмена этой статьи привела к легализации уже действовавших политических партий и образованию новых. Начали действовать различные социал-демократические и политические партии.

Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой "оппозиционной" КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз". В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образование партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено "Демсоюзом", христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990г. Демократическая партия Росси. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей "Демократическая Россия", созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционную позицию.

Из выступления И.К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

"Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительного не говорит, что же его ждет в будущем… Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти и речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо- антикоммунизм".

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состояние раскола. Съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками- месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан. 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над СМИ; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. Лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 19222 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик. В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушел в отставку. СССР прекратило сове существование.

Хронология событий

· 7 мая 1985 года -- Постановление СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

· 23 мая 1986 года -- Постановление СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

· 19 ноября 1986 года -- ВС СССР принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

· 6 мая 1987 года -- Первая несанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистической организации -- общества «Память» в Москве.

· 25 июня 1987 года -- Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».

· 30 июля 1987 года -- Принят «Закон о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц», ущемляющих права гражданина

· август 1987 года -- Впервые разрешена безлимитная подписка на газеты и журналы.

· 13 марта 1988 года -- статья Н. Андреевой в «Советской России» -- «Не могу поступаться принципами»

· 28 июня 1988 года-1 июля 1988 года -- XIX Всесоюзная конференция КПСС, принявшая резолюции «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».

· 28 июля 1988 года -- Указы Президиума ВС СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» и «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка».

· 30 сентября 1988 года -- На Пленуме ЦК КПСС проходит самая крупная со сталинских времен «чистка» Политбюро

· январь 1989 года -- Началось первое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.

· апрель 1989 года -- события в Тбилиси.

· июнь 1989 года -- Первый съезд народных депутатов СССР.

· Январь 1990 года -- погромы армян в Баку. Введение войск в город.

· Весна 1990 года -- Принят «Закон о собственности в СССР».

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

Предыстория перестройки. После смерти Л.И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю.В. Андропов. Он первым из советских лидеров признавал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М.С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

«Кадровая революция». На апрельском пленуме(23 апреля 1985 г.) новый руководитель страны выступил с заявлением о поразившем страну экономическом кризисе, необходимости «обновления социализма». Именно тогда впервые прозвучало и слово «перестройка».

«Видимо товарищи всем нам надо перестраиваться. Всем.»

М.С. Горбачёв

В течение нескольких последующих месяцев в речах нового Генсека почетное место занимает список бед, обрушившихся на советское общество.

Преобразовать социализм планировалось, в первую очередь, за счёт ускорения социально-экономического развития страны. Предполагалось более активно использовать достижения науки и техники, децентрализовать управление промышленностью и сельским хозяйством, внедрять хозрасчёт на предприятиях, значительно укрепить порядок и дисциплину на производстве. Планировался подъём машиностроительной отрасли, на основе которого предполагали начать реконструкцию всего народнохозяйственного комплекса.

Наведение порядка и дисциплины началось с крайне непопулярного указа о борьбе с пьянством, изданного в мае 1985 г. Непродуманные действия властей привели к вырубке виноградников, а ограничение продажи спиртного - к резкому увеличению потребления сахара. Активизировалась борьба со взяточничеством, в процессе которой был заменён ряд руководителей в центре и на местах. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации репрессированных в 1930-1959-е гг. в результате её работы были реабилитированы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, А.В. Чаянов и многие другие.

27 января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии». В нём были определены следующие направления:

ѕ начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию («Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций»);

ѕ выдвижение на руководящие посты беспартийных;

ѕ расширение «внутрипартийной демократии»;

ѕ изменение функций и роли Советов, они должны были стать «подлинными органами власти на своей территории»;

ѕ проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 года представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).

В 1987 г. руководитель СССР заявил о курсе партии на гласность и демократизацию общества, была снята цензура, появилось много новых периодических изданий, произошёл так называемый «книжный бум». «Глашатаями перестройки »становятся еженедельные издания - газета «Московские новости» и журнал «Огонёк». Одним из наиболее ярких моментов этого периода стала антисталинская кампания в прессе, позднее критике подверглись и другие деятели советской эпохи.

Конституционная реформа 1988-1990 гг. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашен курс на создание «правового государства», разделение властей, создание советского парламентаризма. для этого Горбачёв предложил сформировать новый орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это было главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М.С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции

«Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел».

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. I съезд народных депутатов состоялся в мае-июне 1989 г. На нем Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А.Д. Сахарова. 1989 г.

«1.Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД-МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях».

На втором этапе конституционной реформы(19901991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде депутатов в марте 1990 г. им стал М.С. Горбачёв. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС обществе. Отмена этой статьи привела к легализации уже действовавших политических партий и образованию новых. Начали действовать различные социал-демократические и политические партии.

Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образование партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990г. Демократическая партия Росси. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционную позицию.

Из выступления И.К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

«Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительного не говорит, что же его ждет в будущем… Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти и речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо- антикоммунизм».

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состояние раскола. Съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения. Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками- месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан. 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над СМИ; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. Лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 19222 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик. В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушел в отставку. СССР прекратило сове существование.

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"Кадровая революция". Как и его предшественники, Горбачев начал преобразования со смены "команды". В короткий срок были смещены со своих постов 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС. В 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК. На одном апрельском (1989 г.) пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Под лозунгом борьбы с "консерватизмом" были сняты с работы первый секретарь Московского городского комитета КПСС В. В. Гришин, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, первый заместитель Председателя Совмина СССР Г. А. Алиев и др. Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления.

Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.

Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".

В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".

Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.

Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.

Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.

Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Реализация этого положения на практике привела к отмене 6-й статьи конституции о руководящей роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложение об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР.

Возрождение многопартийности. Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.

Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".

Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.

Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.

Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.

Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.

Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.

Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.

Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее ре­формирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".

Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.

В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК ком­партии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.

В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

СССР в период перестройки (1985-1991 гг.): реформа политической системы

Складывание многопартийной системы.

Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашён переход к политике гласности. Неформальных, во-первых, потому что они как бы противостояли «формальным» организациям - партии, комсомолу, профсоюзам и т.п.; во-вторых, потому что, как оказалось, в стране практически не существовало законодательных норм, на основе которых оно могли быть зарегистрированы и получить законный статус.

Движения, организации, клубы связывали себя с идеями, которые назывались либеральными, радикальными и т. п., и на первом этапе своей деятельности объявляли о своём противодействии догматической части аппарата, административно-командной системе в целом, выражая поддержку новым начинаниям реформаторской части партийно-государственного руководства.

Первоначально новые движения были преимущественно интеллигентскими по своему составу. Но появление новых форм собственности (коопера­тивной, арендной) вызвало к жизни союзы кооператоров, арендаторов, наиболее активная часть, которых также стала ставить вопрос о том, что одной экономической деятельности недостаточно для защиты своих интересов и что надо приступать к организации политических партий.

Считалось, что история советского общества совпадала с историей Коммунистической партии Советского Союза. Важнейшие политические и экономические решения принимались от имени партии, хотя на самом деле это делалось в узком кругу высшего партийного руководства.

Отсутствие политического единства в рядах партийной номенклатуры, её разъединённость создавали условия и для разложения системы в целом. Одни деятели номенклатуры стояли на догматических позициях и не спешили следовать в фарватере горбачёвских новаций. Другие готовили себе «запасные аэродромы» в бизнесе. Третьи были растеряны. Четвертые подключились к национальным движениям. Лишившиеся остатков страха, ещё сохранявшихся при Брежневе, деятели номенклатуры уже были неспособны поддер­живать режим старыми методами.

Наряду с этим в стране все глубже и полнее осознавалось, что последовательное проведение в жизнь принципов правового государства предполагает возможность создания других партий, помимо КПСС, в том случае, если они действуют в рамках закона и отказываются от насилия как метода борьбы за власть. В дискуссиях, в выступлениях некоторых органов печати все чаще высказывалась мысль о том, что законодательное, конституционное закреп­ление руководящей и направляющей роли одной партии не соответствует принципам правового государства.

Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественно­го развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).

Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большин­ство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».

Социал-демократическое направление представлено социал-демократическими (СДА, С ДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за мо­дернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направле­нию тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.

Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей, отсюда - антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введённые в оборот М. Горбачёвым. Поэтому какой-либо серьёзной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990-начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР.

Одновременно с указанными процессами шёл процесс образований партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ставивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодёжная и детская структуры КПСС. Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям. После событий 19-21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила своё существование. М. С. Горбачёв сложил с себя обязанности Генерального секретаря.

Таким образом, становление системы многопартийности в годы пере­стройки имело противоречивый и незавершённый характер. Однако этот процесс имел положительное значение для разрушения административно- командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.