Как поссорились тургенев и толстой. Пo страницам великой жизни


Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий


  • Николай Васильевич ГОГОЛЬ

  • Александр Иванович ГЕРЦЕН (1812-1870)-российский революционер, писатель, философ.


Л.Н. Толстой общался с такими выдающимися людьми как

  • ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64), русский писатель, журналист. Издатель журналов «Время» и «Эпоха». Публицистика в духе почвенничества. Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы.

  • ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич - русский писатель.


  • САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфович - русский писатель-сатирик, публицист.

  • КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович - русский писатель, почетный академик Российской АН (1918).


Л.Н. Толстой общался с такими выдающимися людьми как

  • ЧЕХОВ Антон Павлович, русский писатель, почетный академик Петербургской АН

  • ГОРЬКИЙ Максим, русский писатель, публицист.


Л.Н. Толстой общался с такими выдающимися людьми как

  • НЕКРАСОВ Николай Алексеевич – русский писатель

  • Критики: Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев


Л.Н. Толстой общался с такими выдающимися людьми как

  • Французские писатели: Жорж Санд, Мериме, Стендаль, Бальзак, Мопассан, Роллан

  • Русские художники: Репин, Крамской, Шишкин, Третьяков и др.


Заключение

  • Реформы, проведенные в России в 1860-70х гг. Александром II оказали сильное влияние на общественное мнение:

  • Отмена крепостного права вызвала небывалое оживление интереса к социально-политическим вопросам. Один из тогдашних журналов писал: «В самых глухих городах, где до сих пор все насущные интересы состояли в картах, водке, взятках и сплетнях, являются публичные библиотеки, журналы и газеты, везде проснулась и воспрянула умственная жизнь». Среди дворянской и разночинской молодежи быстро распространялся нигилизм.

  • Л. Н. Толстой вел переписку с Н. А. Некрасовым, И.С. Тургеневым, А. А. Фетом, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским, А. И. Герценом, М. Н. Катковым, Н. Щед­риным (наст. М. Е. Салтыков), В. А. Соллогубом, Н. С. Леско­вым, Я. П. Полонским, И.А. Буниным, Л. Андреевым, М. Горь­ким, В. Г. Короленко.

    В этих письмах шел разговор об искусстве, его месте в об­щественной жизни, о душевных переживаниях и настроениях. .

    С 80-х годов характер переписки Л. Н. Толстого меняется. Теперь инициатива письменных связей принадлежит чаще всего уже не Толстому: к нему обращаются литераторы всех мастей за ответом на сложные вопросы, которые выдвигала перед ними со­временность, они ждут от знаменитого писателя разъяснений тех сомнений, которые возникают у них при чтении его философских трактатов, жаждут узнать его мнение о своих произведениях.

    По словам С. Розановой, «в письмах Л. Н. Толстого про­явилась его удивительная личность с ее внутренней самостоя­тельностью и независимостью, напряженностью творческой мыс­ли, остротой реакции на явления общественной и идейной жизни, его чуткость и душевная щедрость, его высокая требовательность к себе и своим литературным соратникам».

    В своем последнем письме И. С. Тургенев просит Л. Н. Толстого вернуться к литературной деятельности.

    А. А. Фет и Л. Н. Толстой много лет очень близко дружи­ли, сначала — друг с другом лично, а потом и целыми семьями. Они оказались очень близки духовно, поэтому обсуждали между собой самые разные темы, от общественных до самых личных.

    Общение Л. Н. Толстого с Н. С. Лесковым стало плодородной почвой для размышлений и творчества обоих писателей.

    «Горький бесконечно любит Толстого, которого называет «колоссальным человеком», изумляется его «необыкновенной творческой силище». Горький глубоко уверен: «Пушкин и он (Толстой) — нет ничего величественнее и дороже нам»». (По С. Розановой)

    Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С.Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.

    Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!

    Нет, им не удалось познакомиться. Хотя такая возможность была, и даже дважды... 10 марта 1878 года, находясь в Петербурге, где он заключал купчую крепость на покупку у барона Бистрома самарской земли, Толстой посетил публичную лекцию 24-летнего входящего в моду философа, магистра Петербургского университета Владимира Соловьева, будущего «отца» русского символизма. На этой лекции были Страхов и Достоевский. Казалось, всё говорило за то, чтобы близко знакомый и с Толстым, и с Достоевским Страхов познакомил двух главных прозаиков современности, которые давно желали встретиться друг с другом. Но Страхов этого не сделал. В воспоминаниях вдовы Достоевского Анны Григорьевны это объясняется тем, что Толстой просил Страхова ни с кем его не знакомить. И это очень похоже на поведение Толстого в ненавистном ему Петербурге, где он чувствовал себя совершенно чужим.

    Интересной была реакция Достоевского на так называемый «духовный переворот» Толстого. Она интересна еще и тем, что очень точно отражает мнение литературных кругов вообще о том, что происходило с Толстым в начале восьмидесятых годов. В мае 1880 года во время торжественного открытия памятника Пушкину в Москве, когда Достоевский произносил свою знаменитую «пушкинскую» речь, среди собравшихся писателей Толстого не было. Зато циркулировал слух, что Толстой в Ясной Поляне... сошел с ума. 27 мая 1880 года Достоевский писал жене: «Сегодня Григорович сообщил, что Тургенев, воротившийся от Льва Толстого, болен, а Толстой почти с ума сошел и даже, может быть, совсем сошел». Это означает, что, возможно, слух о «сумасшествии» Толстого пустил в Москве именно Тургенев. Перед этим он посетил Толстого в Ясной Поляне, они помирились, и Толстой рассказал ему о своих новых взглядах. Но насколько же легко приняли братья-писатели этот слух, если уже на следующий день в письме к жене Достоевский сообщает: «О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слышно, он совсем помешался. Юрьев (Сергей Андреевич Юрьев - писатель и переводчик, председатель Общества любителей российской словесности, знакомый Толстого. - П.Б .) подбивал меня съездить к нему в Ясную Поляну: всего туда, там и обратно менее двух суток. Но я не поеду, хотя очень бы любопытно было».

    То есть Достоевский, смущенный слухами о «сумасшествии» Толстого, решил не рисковать. Таким образом, еще одна возможность знакомства двух писателей была потеряна... едва ли не из-за обычного писательского злословия.

    Но у Толстого с Достоевским был и еще один общий знакомый - графиня А.А. Толстая, тетка Льва Николаевича и его духовный корреспондент. Зимой 1881 года, незадолго до кончины Достоевского, она близко сошлась с ним. «Он любит вас, — писала она Толстому, — много расспрашивал меня, много слышал об вашем настоящем направлении и, наконец, спросил меня, нет ли у меня чего-либо писанного, где бы он мог лучше ознакомиться с этим направлением, которое его чрезвычайно интересует». Alexandrine, как называли ее в светских кругах, дала Достоевскому прочесть письма к ней Толстого 1880 года, написанные в то время, когда Толстой, по общему мнению, «сошел с ума». В «Воспоминаниях» она писала:

    «Вижу еще теперь перед собой Достоевского, как он хватался за голову и отчаянным голосом повторял: "Не то, не то!.." Он не сочувствовал ни единой мысли Льва Николаевича...»

    Такова была реакция Достоевского на духовный кризис Толстого.

    Совсем другой был отклик Толстого на смерть Достоевского.

    5 февраля 1881 года (Достоевский умер 28 января старого стиля) Толстой писал Страхову в ответ на его письмо: «Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек... И никогда мне в голову не приходило меряться с ним — никогда. Всё, что он делал (хорошее, настоящее, что он делал), было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше. Искусство вызывает во мне зависть, ум тоже, но дело сердца — только радость. Я его так и считал своим другом, и иначе не думал, как то, что мы увидимся, и что теперь только не пришлось, но что это мое. И вдруг за обедом — я один обедал, опоздал - читаю: умер. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал, и теперь плачу».

    За два дня до этого Страхов писал Толстому: «Он один равнялся (по влиянию на читателей) нескольким журналам. Он стоял особняком среди литературы, почти сплошь враждебной, и смело говорил о том, что давно было признано за "соблазн и безумие"...» Но что было «соблазном и безумием» с точки зрения литературной среды того времени? А вот как раз проповедь христианства как последней истины.

    На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом «безумия» Достоевского, и от этого же самого «сошел с ума» Толстой. И Толстой, не медля, принимает эстафету «безумия». Случайно или нет, но именно после смерти Достоевского с маленького рассказа «Чем люди живы», написанного в 1881 году, начинается «поздний» Толстой, взгляды которого на жизнь, на религию, на искусство совершенно противоположны тем, которые приняты в «нормальном» обществе и которые сам же Толстой недавно принимал...

    Публ. по изд.: Басинский П.В. Скрипач не нужен. М.: АСТ, 2014. С. 34—37.

    К тому писателю Толстому, который возникает на страницах книги Дарьи Еремеевой "Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений", уже не получится относиться как к классику с известного портрета - с суровым взглядом и белой бородой. И даже, страшно сказать, может захотеться перечитать "Анну Каренину", "Хаджи-Мурата", "Войну и мир" - или прочесть их впервые. Потому что граф Толстой, оказывается, вовсе не тот, кем мы привыкли его считать - а удалец, культурист и человек с отменным чувством юмора.

    В чем только не обвиняли Толстого критики, современники, журналисты - но ни один зоил не осмелился упрекнуть его в трусости, малодушии, чрезмерной осторожности. И в жизни, и в писаниях своих Толстой не боялся говорить, что думает, поступать, как велит совесть, а иной раз, словно из какой-то юношеской неуступчивости, говорил и поступал всем наперекор. Кроме того ему было в высшей степени свойственно то, что называли в то время "молодечеством".

    Л.Н. Толстой. Фотография М. Абади. Фирма "Шерер, Набгольц и К°". 1854. Москва

    Молодечество графа Толстого

    На молодого Толстого часто "находил стих", и он мог, например, приехав со своим приятелем прокурором А.С. Оголиным в гости к мужу своей тетки Пелагеи Ильиничны Владимиру Ивановичу Юшкову и доложив о приезде, тут же поспорить, кто первый залезет на березу. "Когда Владимир Иванович вышел и увидал прокурора, лезущего на дерево, он долго не мог опомниться", - вспоминал об этом сам Толстой впоследствии.

    Интересно, что игривость молодого Толстого странным образом сочеталась с робостью. В юности он был застенчив, считал себя некрасивым и даже "преувеличивал свою некрасивость", как утверждала его сестра Мария.

    Задумав сделать предложение Соне Берс, он долго не решался, носил письмо-признание в кармане, советовал самому себе в дневнике: "Не суйся туда, где молодость, поэзия и любовь". И незадолго до признания, 10 сентября 1862 г., записал: "Господи! помоги мне, научи меня. - Опять бессонная и мучительная ночь, я чувствую, я, который смеюсь над страданиями влюбленных. Чему посмеешься, тому и послужишь".

    Все же решившись сделать предложение, он настоял на том, чтобы свадьба была через неделю. Может быть, боялся передумать, зная свой противоречивый характер?

    Об одной из ребячливых проделок молодого и влюбленного Толстого не без удовольствия вспоминает Софья Андреевна в книге "Моя жизнь": "Помню раз, мы были очень веселы и в игривом настроении. Я все говорила одну и ту же глупость: „Когда я буду Государыней, я сделаю то-то“ <...> Я села в кабриолет и кричу: „Когда я буду Государыней, я буду кататься в таких кабриолетах“. Лев Николаевич схватил оглобли и вместо лошади рысью повез меня, говоря: „Вот я буду катать свою Государыню“. Какой он был сильный и здоровый, доказывает этот эпизод".


    Софья Андреевна не преувеличивала, Толстой действительно всю свою жизнь старался, как сказали бы теперь, "быть в форме". Он неплохо катался на коньках (как его Константин Левин), с юности любил верховую езду и турник, причем выполнял на нем сложнейшие упражнения, а на лошади до преклонных лет ездил быстро, перескакивая овраги и не замечая, как ветки хлещут его по лицу, так, что спутники едва поспевали за ним. Толстой был очень азартен, боролся с этим всю юность и все равно дорого (проданным на своз отчим домом) заплатил за свою горячность.

    Толстой - о военных, солдатах, джигитах

    Есть воспоминание полковника П.Н. Глебова в его "Записках" о пребывании Толстого в Севастопольском гарнизоне. "...Толстой порывается понюхать пороха, но только налетом, партизаном, устраняя от себя трудности и лишения, сопряженные с войною. Он разъезжает по разным местам туристом, но как только заслышит где выстрел, тотчас же явится на поле брани; кончилось сражение, - он снова уезжает по своему произволу, куда глаза глядят".

    Глебов как истинный военный критикует некоторую безалаберность Толстого и его своенравие, не представляя, в какие литературные шедевры выльется этот "произвол" писателя. Важно не забывать также, что Толстой сам решил поехать в Севастополь и сам дважды подавал рапорт о переводе в крымскую армию, хотя мог бы это время "пересидеть" на Кавказе, где было безопаснее.


    Толстой любил грубоватый солдатский юмор. В черновиках у него есть немало набросков солдатских разговоров. С сочувствующим юмором описано ухаживание солдат за "прекрасной докторшей" в "Войне и мире". "Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.

    Да ведь вы без сахара? - сказала она, всё улыбаясь, как будто всё, чтό ни говорила она и всё, чтό ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.

    Да мне не сахар, мне только чтоб вы помешали своею ручкой.

    Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто-то.

    Вы пальчиком, Марья Генриховна, - сказал Ростов, - еще приятнее будет.

    Горячо! - сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.

    Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.

    Это моя чашка, - говорил он. - Только вложите пальчик, всё выпью".

    Толстой, сам служивший, хорошо знал этот особый солдатский смех, усиливающийся перед лицом опасности, - смех, который может в любую минуту стать последним.

    Изучая жизнь и творчество Толстого, становится очевидно, что он при всем его морализаторстве и призыве к непротивлению злу силой и умеренной жизни, любил бесшабашных, отчаянных, храбрых людей. В "Казаках" старый Ерошка - человек с бурным, полным риска и молодечества прошлым так наставляет в своей обаятельной непосредственной манере молодого Оленина, пишущего письмо:

    "- Что кляузы писать? Гуляй лучше, будь молодец!

    О писании в его голове не умещалось другого понятия, кроме как о вредной кляузе. Оленин расхохотался. Ерошка тоже. Он вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни".


    Уже зрелый Толстой, с его сформировавшимся учением о непротивлении злу силой, вдруг берется за повесть "Хаджи-Мурат" и с увлечением над ней работает. И после десяти (!) редакций повесть постепенно становится гимном естественной жизни малых народов, отрицанием колониальной политики и любого деспотизма: как великодержавного российского, так и местного кавказского. Хаджи-Мурат симпатичен Толстому как цельная личность, воспитанная "естественно" - местом и временем, в котором он оказался, - его фигура очень гармонична, несмотря на непредсказуемость, хитрость, жажду мести и другие особенности характера горца.


    Над кем и как смеялся Толстой

    Но далеко не все молодцы и удальцы симпатичны Толстому. В "Набеге" дан тип офицера, по всей видимости, распространенный на Кавказе во время службы Толстого: "По его одежде, посадке, манере держаться и вообще по всем движениям заметно было, что он старается быть похожим на татарина. Он даже говорил что-то на неизвестном мне языке татарам, которые ехали с ним; но по недоумевающим, насмешливым взглядам, которые бросали эти последние друг на друга, мне показалось, что они не понимают его. Это был один из наших молодых офицеров, удальцов-джигитов, образовавшихся по Марлинскому и Лермонтову".

    Толстой всегда чувствует "позу", попытку казаться, а не быть, и эти позирующие люди противопоставляются в "Набеге" бывалому солдату Хлопову, который высказывает простую и в то же время оригинальную мысль: "Храбрый тот, кто ведет себя как следует". Позже эта идея вернется и воплотится в образе знаменитого капитана Тушина в "Войне и мире" - с его истинной храбростью, в которой нет ни грамма пафоса, а только желание делать "как следует".

    Насколько Толстой сочувствует простым солдатам, джигитам, настолько же он не любит похожих друг на друга светских молодых франтов - самовлюбленных и эгоистичных.

    Эти франты, блестящие молодые (и не очень молодые) люди, ищущие приключений и выгодных партий, несут обман, раздор и искушения и потому нещадно высмеиваются Толстым. Единственный способ избавиться от подделки и пошлости - разоблачить ее, смеяться над ней. И здесь Толстому среди прозаиков нет равных. Никто не умел так иронично, доводя до абсурда, дать параллельно внешний и внутренний монолог, тайные мысли и желания, прикрытые приличиями и общими фразами его нелюбимых героев.

    Ярчайший пример - краткое, но самозабвенное погружение светского карьериста Бориса Друбецкого и богатой стареющей невесты Жюли Карагиной в псевдоромантический образ. Позволю себе это удовольствие - процитировать хорошо известный пассаж.

    "Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого - в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение.

    „Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее, - подумал Борис. - А дело начато и должно быть сделано!“ Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: - Вы знаете мои чувства к вам! - Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, чтò требовала.

    Тема: Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель.

    Задачи: 1) повторить сведения о жизни и творчестве писателя; познакомиться с мировоззрением, его духовными исканиями;

    2)прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;

    3)формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать и систематизировать материал.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, репродукции картин, творческие работы писателя, учащихся.

    ХОД УРОКА.

    I. Проецирование высказывания на экран.

    Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

    Слово учителя. Готовясь к сегодняшнему уроку, каждый из вас принял участие в проведении микроисследований, которые помогут сегодня всем вам еще раз ощутить великий талант русского писателя.

    II. «Мысли вслух». Размышления учащихся над содержанием цитаты (учащиеся высказывают свое понимание смысла слов писателя о необходимости самовоспитания, самосовершенствования, духовного самоочищения каждого человека.)

    III. Вступительное слово учителя.

    Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоление своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

    Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовая смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

    Жизнь писателя – отражение его мировоззрения, его духовных исканий.

    IV. Презентация «Жизненный и творческий путь », подготовленной группой учащихся (индивидуальные домашние задания)

    V. Творческие отчеты группы учащихся.

    а) отчет группы «Время».

    3. С кем из выдающихся людей общался в России и за ее пределами?

    1 ученик: используя хронологическую таблицу, ими составленную, учащиеся называют ряд дат и событий, служащих ответом на 1 вопрос.

    1837 – годы смерти, (1841) – , (1852) – год смерти, 1853/56 – Крымская война, 1855 – смерть Николая I, 1861 – отмена крепостного права, 1866 – покушение на Александра II, 1876 – возникновение общества «Земля и воля», 1877 – 78 – русско-турецкая война; 1881 – смерть Александра II; 1887 – попытка покушения на Александра III; 1904 – 1905 – русско-японская война. (демонстрация наглядного пособия, приготовленного учащимися для урока, с отраженными историческими событиями)

    2 ученик: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века» (краткий обзор – 1 уч-ся). Называются имена известных современников (писателей-классиков: русских и представителей других народов России; крупных поэтов литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров), которые внесли свой вклад в развитие искусства, литературы, живописи, театра.

    (показ фотографий современников писателя)

    3 ученик: Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы – время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ученик кратко рассказывает о встрече с деятелями культуры, литературы, о роли в судьбе Толстого, Тургенева.

    Имя Толстого хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Ромен Роллан. (Воспоминания Р. Роллана о том, что именно помог в выборе профессии тогда еще никому не известному юноше.)

    Вывод - обобщение: (завершается записью в тетрадях) Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

    б) Творческий отчет группы «Память».

    Учитель: Итак, ребята, к своему отчету приступает группа «Память», подготовившая ответы на такие вопросы: каким предстает Толстой в воспоминаниях современников? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок вам?

    Цитаты, подобранные учениками, зачитываются ими:

    1. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью…носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь…Едина была трагедия его искусства и его жизни»

    Р. Роллан.

    Комментарий ученика: «Правда искусства и правда жизни для Толстого - одно целое. Поиски правды – смысл всей его жизни»

    2. «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся наша литература».

    М. Горький

    3. «Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

    Т. Драйзер

    Комментарий учеников. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия»

    в) Творческий отчет группы «Любители русской словесности».

    (выразительное чтение наизусть учениками отрывков из стихов с последующим выделением метафор, помогающих понять личность в её многообразии.)

    Первый ученик:

    Я. Полонский «Писатель, если только он…»

    Писатель, если только он

    Волна, а океан – Россия,

    Не может быть не возмущен,

    Когда возмущена стихия.

    Писатель, если только он

    Есть нерв великого народа,

    Не может быть не поражен,

    Когда поражена свобода…

    Вывод ученика: В 1-ом отрывке метафора «волна океана» отражает размах таланта писателя, «нерв народа» - его неразрывную связь.

    Второй ученик:

    А. Апухтин. « Графу ».

    О вечной красоте напоминая миру,

    Кто по земле ползет, шипя на всё змеёю,

    Тот видит сор один…

    И только для орла,

    Парящего легко и вольно над землею,

    Вся даль безбрежная светла!

    Вывод ученика: Во 2-ом отрывке метафора «орёл» отражает высокий уровень таланта, зоркость взгляда на жизнь, независимость суждений писателя.

    Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками.

    г) Творческий отчет группы «Искусствоведы».

    «История портрета» (портреты проецируются на экран).

    1 ученик. , «Портрет, 1873 год»

    Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве.

    Он хотел заказать портрет писателя для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

    История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться с Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

    5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

    Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой – для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

    Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии… На гения смахивает» Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте – углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

    2 ученик. . «, 1887 год»

    …Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

    А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведённые в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провёл это время. Какая мощь бессмертного духа сидит в нём!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему:

    «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального… человека».

    Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых Репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза … глядят в даль и в глубину, словно прямо в твоё сердце и душу». Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимой им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но и тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину « на пашне». Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

    Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «…после его, на первый взгляд, грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

    Репин писал Толстого больше, чем кто – либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю – выразительных и виртуозных , изображающих его за шахматами, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

    (На фоне «Вальса» Ф. Шопена)

    Слово учителя: «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы»,- вспоминал Репин.

    Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир художника. Дневник – правдивое зеркало жизни великого писателя.

    д). Творческий отчет группы «Дневник – дверца души».

    «По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, закончены за 3 дня до смерти.

    (строки из дневниковых записей проецируются на экран)

    Из дневника:

    1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

    2. Довольствоваться настоящим.

    3. Искать случаи делать добро…

    Правила исправления:

    Бойся праздности и беспорядка. Бойся лжи и тщеславия. Запоминать все полезные сведения и мысли. Не верить мыслям, родившимся в вере. Не повторять чужих мыслей.

    1. Изучить весь курс юридических наук.

    2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

    3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

    5. Изучать историю, географию и статистику.

    6. Изучать математику, гимназический курс.

    7. Написать диссертацию.

    8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

    9. Написать правила.

    10. Получить некоторые познания в естественных науках.

    11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.

    Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

    Вывод учащихся группы:

    1) Широта интересов, жажда познания отражают работу души, требовательность к себе, целеустремленность Толстого.

    2) Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Благодаря им личность громады – писатели становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

    VI. Рефлексия.

    1. Что нового о Толстом – человеке, писатели вы узнали на уроке? Светом каких идей, мыслей, поступков озарена жизнь великого русского писателя?

    2. Нашел ли «зеленую палочку», в которую верил с детства, разгадал ли ее тайну? (Да, это – правда, красота, любовь к людям)

    VII. Домашнее задание.

    1) Сочинение-размышление (на выбор).

    2) Какие ассоциации вызывает у Вас имя Толстого?

    3) Чем близка мне личность?

    2) Индивидуальные задания:

    Выявить отношение наших современников к творчеству.

    Вопросы анкеты.

    1. Какие качества характера вам более близки:

    1) самосовершенствование, 2) целеустремленность, 3) уважение к простым людям и простота в общении с ними.

    2. Какие произведения вспоминаются вам при имени Толстого?

    3. Назовите темы, затронутые в своих произведениях, актуальные для наших дней.

    2 ученик: составить «Хит-парад» произведений, читаемых в наше время.

    1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

    2. На какие годы падает расцвет его творчества?

    3. С кем из выдающихся людей общался?

    Архивная группа:

    1. Проследить становление личности Толстого.

    2. Чем интересны дневники для нас?

    группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

    1. Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

    2 Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

    3 Чем он близок вам?

    2. Учитель просит учащихся прокомментировать слова: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.