Игры для формирования свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц. Постановка звука с Подружимся со звуком С

Разделы: Логопедия

Цели: Закреплять навыки правильного звукопроизношения на данном этапе. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к красивой речи, стремление говорить правильно.

Автоматизация звука [С] в начале слов:

Суп
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

Сом
У Сени и Сани в сетях Сом с усами.

Сова
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится».

Сало
Слава у Власа съел всё сало,
Съел Слава сало,
Да сала было мало.

Сосна
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Слон
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Санки
Везёт в горку Саня
За собою сани.
Съехал с горки Саня,
А на Сане – сани.

Сумка
Света рано утром
С сумочкой идёт,
Сушки своей маме
В сумочке несёт.

Спички
Около печки – спички и свечки.

Сапоги
Помоги скорей
Сапоги сапожнику сшить.
Пряжки серебром
На сапогах посеребрить.
Помоги скорей,
Помоги сапожки
Сапожки сшить
Для босоногой блошки.

Самокат
Старый ржавый самокат
Отвезём на старый склад.

Снеговик
Под сияющим сводом небес.
Снеговик сторожит зимний Лес.

Скакалка
Слава хотел на скакалке
Скакать,
А Соня хотела с ним в салки
Играть.

Автоматизация звука [С] в середине слов:

Оса
Ой, оса, оса, оса
К нам летит с покоса.
Ой, боюсь, боюсь, боюсь,
Не спасти мне носа.

Лист
Берёзонька коренистенькая,
По корню – коренистенькая,
По серёдке – суховатенькая,
По вершинке –
Высоко куреватенькая.

Коса
Коси, коса, пока роса.

Весы
Евсей, Евсей, муку просей.

Бусы
Купила бабуся бусы Марусе

Барсук
Сухой сук нёс барсук.

Посуда
Саша с Асей помогали маме –
Посуду мыли маме.

Пенсне
Пенсне на переносице
Важным господином носится.

Автоматизация звука [С] в конце слов:

Ирис
В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.

Овёс
Вёз Анос сеять овёс.
Посеял овёс, уродился овёс.
Пришел Анос, скосил овёс,
Повязал овёс, смолотил овёс.
Повеял овёс до зерна Анос –
Повыбрал овёс, увёз овса воз.

Ананас
Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Компас
Ах, вы, сени, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И – кувырк через ступени.

Автоматизация звука [С’] в начале слов:

Сено
Веселей, Савелий,
Сено расшевеливай.

Автоматизация звука [С’] в середине слов:

Такси
Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так».

Василек
К васильку василёк –
И у Сонечки венок.

Автоматизация звука [С’] в конце слов:

Лось
От лося – лосята,
От свиньи – поросята.

Гусь
Топают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.

Автоматизация звука [З] в начале слов:

Звезда
В звезде найдёшь ты букву «З»,
И в золоте и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С.Маршак).

Замок
Заколдованный замок
На крепкие запоры замкнут.

Змея
В зоопарке обезьяны, змеи,
Зубры и фазаны.

По земле ползёт змея.
За змеёй ползёт семья.
Змей, змея и два змеенка
По земле ползут тихонько.

Заяц
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
А у зайки Бубы разболелись зубы.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Забор
Заморозила зима
И заборы, и дома.

Зарянка
Загорелась в небе зорька,
Зазвучала песня звонко.
На заре поёт зарянка,
Зазвенела вся полянка.

Автоматизация звука [З] в середине слов:

Поезд
Возле здания вокзала
Зина, вся в слезах, сказала:
– Я на поезд опоздала.
Расписания не знала.

Ваза
Вёз я вазу на возу,
Загляделся на козу.
Ваза с воза звонко – звяк!
На глазах у всех зевак.

Коза
Зиночка везла на возу
Козлёночка, козла и козу.
Зиночка проспала в лесу
Козлёнка, козла и козу.

Звезду заметила коза,
Но опустила в низ глаза,
Понятно, звёзд ей не достать,
Зачем козе о них мечтать?

Роза
Розовы грёзы у Розы:
Розы да мимозы
И ни одной занозы.

Розовые розы
Замерзают в морозы.

Бизон
Закрыт зоопарк на замок:
Внезапно бизон занемог.
Живот заболел у бизона,
На завтрак он съел полгазона.

Фазан
Как-то раз, покинув лес,
На забор фазан залез.
И назло там петуху
Заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Гнездо
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда?
Клюв покажет первый дрозд.
А второй покажет хвост.
(С.Маршак)

Грузовик
Зил зелёный папу злил,
заводился плохо ЗИЛ.

Медуза
Плывёт прозрачная медуза,
Она загадочна как муза.

Мимоза
У Зины – мимоза,
У Зои – заноза.

Розмарин
Посадил Кузьма в саду
Розмарин и резеду.

Стрекоза
Зелёная берёза
Стоит в лесу,
Зоя под берёзой
Поймала стрекозу.

Берёза
Зимним утром – от мороза
На заре звенят берёзы.

Кукуруза
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

Автоматизация звука [З] в конце слов:

Арбуз
Из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи
От груза арбузов
Развалился кузов.

Таз
На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.

Автоматизация звука [З’] в начале слов:

Зеркало
Зоя и Зина – кузины.
У Зины и Зои зелёные глаза,
Смотрят Зина с Зоей
В зеркало с утра.

Зебра
Зебра азбуку учила,
Буквы зебра позабыла.

Зяблик
Запел зяблик на заре,
Озяб зяблик на дворе.

Зефир
Зиновьев Захар
Зашел в магазин,
Там заказал
Сироп и зефир.

Автоматизация звука [З’] в середине слов:

Обезьяна
В избе у Захара
Заводная обезьяна.

Корзина
У Зины бузина в корзине.

Пошёл спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Земляника
У Кузьмы, у Кузеньки
Кузовок есть узенький.
Землянику в кузовок
Он собрал
Сам сколько смог.

Автоматизация звука [З’] в конце слов:

Витязь
От зорьки до зорьки
Витязи на вахте зорки.

Автоматизация звука [Ц] в начале слов:

Цапля
Зачерпнула цапля чашкой,
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая,
Цапля-врач больных встречает.

Цыплёнок
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница.

Цветок
Цветок к земле
Прицепился корнями,
Цыплёнок клювиком –
К курице маме.

Цель
На лесной концертной сцене
Слышится синицы пенье.
Цып! На цыпочках – лисица.
Цель лисицына – певица.

Цепь
Пёс тоскует на цепи.
А попробуй отцепи!

Цистерна
Двенадцать сцепщиков
Сцепляли целый состав
Цистерн.

Царица
Царь, царевна и царица ждут
Царевича в столице.
А царевич в рукавице ловит
За морем жар-птицу.

Царь
Царь с царицей цареводят,
Принц с принцессой хороводят.

Автоматизация звука [Ц] в середине слов:

Яйцо
Птенцов выводят из яиц,
И учат деток песням птиц.

Снесла курица яйцо
На высокое крыльцо.

Овца
Стоит воз овса,
Возле воза – овца.

Блюдце
Чайные блюдца легко бьются.

Пицца
У скворца с синицей
Подгорела пицца.

Кольцо
Золотое кольцо
Укатилось под крыльцо.

Цапля встала на крыльцо,
Показала всем кольцо.
У неё кольцо из стали,
Цаплю так окольцевали.

Цикада
Цикада цепко цепляется
За ветку.
От скворцов скрывается,
Ей скворцы не нравятся.

Курица
Бедным курицам не спится,
Если снится им лисица.

Синица
Скворцы и синицы –
Весёлые птицы.

Гусеница
Птице синице
Гусеница снится.

Рукавица
Целый месяц мастерица
Мастерит на тонких спицах
Две цветные рукавицы
Для любимицы-сестрицы.

Полотенце
В колодце – водица,
В мыльнице – мыльце,
На оконце – полотенце.

Пуговица
Цапля цыплёнка учила шитью.
Цапля цыплёнку давала ЦУ.
Цыплёнок весь день
Хлопотал за шитьём.
Он ровно 5 пуговиц
Съел целиком.

Мельница
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица.
По лесу танцует,
По полю стелется.

На мельнице пшеницу мелют
В рукавицах.

Автоматизация звука [Ц] в конце слов:

Скворец
Летит скворец – зиме конец.

Песец
Цвет песец зимой меняет,
В новой шубе щеголяет.

Огурец
Огурец цветёт в теплице.
Он мороза не боится.

Перец
Очень целебны и очень
Полезны: перец, укроп,
Горчица, чеснок.

Леденец
У Никиты – леденец,
У Данилки – огурец.

Ранец
Ученица-озорница
Получила единицу.

Колодец
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.

Ларец
В царском дворце
Хранится ларец.
Ларец для колец
Смастерил царь-отец.
Семнадцать царевен
Растут во дворце,
Семнадцать колец
Во дворцовом ларце.

Дворец
На шесте дворец,
Во дворце певец.

2. Весна
Наступила весна. Стало тепло. Весело
поёт капель: «Кап­кап­кап». Это тают
сосульки и снег.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Какая стоит погода?
­ Как поёт капель?
­ Что тает?
 Перескажи рассказ сам.

1. Оса
Соня сидела на скамейке в саду. В
кустах были осы. Одна оса стала летать
около Сони. Соня не испугалась, сидела
тихо. Оса полетала, полетала и улетела
восвояси.
 Вопросы и задания:
­ Кто сидел на скамейке в саду?
­ Кто был в кустах?
­ Что делала оса около Сони?
­ Как сидела Соня?
­ Испугалась ли Соня?
­ Куда улетела оса?
­ Как ты понимаешь выражение: «улетела
восвояси»? (Улетела к себе домой, улетела
туда, откуда прилетела).
 Перескажи рассказ сам.

3. Самолёт
Высоко в небе летит самолёт. Самолёт
летит и гудит. Увидела Соня самолёт. Она
сняла с головы платок и помахала им вслед
самолёту:
Самолёт, самолёт,
Вот бы мне с тобой в полёт!
 Вопросы и задания:
­ Что летит высоко в небе?
­ Что летит и гудит?
­ Кто увидел самолёт?
­ Что сделала Соня?
­ Что сказала Соня?
 Перескажи рассказ сам.
4. Лиса и лисята
У лисы лисята. Лисята маленькие. Лиса
кормит лисят молоком. Скоро лисята
подрастут и станут сами добывать себе еду.
 Вопросы и задания:
­ Кто у лисы?
­ Какие лисята?
­ Чем кормит лиса лисят?
­ Когда лисята будут сами добывать себе
еду?
 Перескажи рассказ сам.

 Перескажи рассказ сам.
6. Свисток
У Сени есть свисток. Сеня всегда носит
свисток с собой. Свисток висит у Сени на
груди на красивой тесёмке. Сеня свистит в
свисток весь день. Сене весело.
 Вопросы и задания:
­ Что есть у Сени?
­ Кто всегда носит свисток с собой?
­ Что висит у Сени на груди на красивой
тесёмке?
­ Кто свистит в свисток весь день?
­ Кому весело?
­ Всем ли весело?
 Перескажи рассказ сам.
5. Весна в лесу
Наступила весна. Дни стали ясные и
тёплые. Дети ходили в лес. В лесу дети
видели лося, лису и сову. Лось стоял в
кустах. Он ел ветки и листву. Сова спала на
суку. А лиса глядела на сову. Не упадёт ли
сова с ветки да лисе в лапки?
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Дни стали какие?
­ Дети идут куда?
­ В лесу дети видели кого?
­ Лось стоял где?
­ Лось ел что?
­ Сова спала на чём?
­ Лиса глядела на кого?
­ О чём мечтала лиса?

7. Самокат
У Сани новый самокат. Встал Саня од­
ной ногой на самокат,
а другой
оттолкнулся. Самокат сам и покатился.
Долго катался Саня и нисколько не устал.
Самокат сам катал Саню.
 Вопросы и задания:
­ У кого новый самокат?
­ Куда встал Саня одной ногой?
­ Что он сделал другой ногой?
­ Как покатился самокат?
­ Кто долго катался и нисколько не устал?
­ Почему Саня не устал?
 Перескажи рассказ сам.
8. Коса
У Насти красивая длинная коса. Мама
гладит Настю по головке и приговаривает:
«Расти, коса, до пояса, не вырони ни
волоса».
 Вопросы и задания:
­ Какая у Насти коса?
­ Что делает мама?
­ Что говорит мама?
 Перескажи рассказ сам.

­ Какие на сливах сливки?
­ На кустах поспело что?
 Перескажи рассказ сам.
9. Сад
У нас есть сад. В саду яблони, сливы и
кусты малины. На яблонях висят спелые
яблоки, а на сливах – синие сливки. На
кустиках поспела сладкая малина.
Спейте, спейте, яблоки,
Наливайся, слива,
Поспевай, поспевай,
Ягода малина.
 Вопросы и задания:
­ У кого есть сад?
­ Что растет у нас в саду?
­ Какие на яблонях яблоки?
10. Осень
Вот и осень наступила. Опустели сады,
стало тихо в лесу. Сколько повсюду сухих
листьев!
Листопад, листопад!
Голым стал и лес и сад!
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Опустели что?
­ Стало тихо где?
­ Какие повсюду листья?
­ Когда бывает листопад?

 Перескажи рассказ сам.
­ Как поёт соловей?
­ Кому весело от его песенки?
­ Почему трудно увидеть соловья?
 Перескажи рассказ сам.
11. Соловей
Маленькая птаха – соловей. Сидит
соловей на ветке и поёт свою песню. Весело
поёт соловей, и всем весело от его песенки.
Но трудно увидеть скромную серую птаху в
густых ветвях. Да и не надо. А то увидят
плохие люди соловья, поймают и посадят в
клетку.
 Вопросы и задания:
­ Какой соловей?
­ Кто сидит на ветке и поёт свою песню?
12. Сенокос
Вот и лето наступило. Выросла высокая
трава. Пора сено косить. Косари с косами
идут на луг. Косы острые, косят быстро.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Какая выросла трава?
­ Что пора делать?

­ Куда идут косари с косами?
­ Косы какие?
­ Как косят косы?
 Перескажи рассказ сам.
­ Как Сеня и Саня несли сома домой?
 Перескажи рассказ сам.
13. Сом
Саня и Сеня ловили рыбу. Саня поймал
карасика, а Сеня поймал сома. Сом был
толстый, с длинными усами. Сеня и Саня
вместе несли сома домой в сетке.
14. Кот Васька
Кот Васька старый. Он всё время спит.
Не любит Васька добывать себе еду. А
любит Васька сало и колбасу.
 Вопросы и задания:
­ Что делали Саня и Сеня?
­ Кого поймал Саня?
­ Кого поймал Сеня?
­ Какой был сом?
 Вопросы и задания:
­ Кот Васька какой?
­ Чем Васька занят?
­ Что не любит Васька делать?
­ Что любит Васька?

 Перескажи рассказ сам.
­ Больно кому?
­ Что болит у Васьки?
­ Кто трясёт лапой?
 Перескажи рассказ сам.
15. Кот Васька и оса
Кот Васька увидел осу. Он стал ловить
её. Оса ужалила Ваську в лапу. Ваське
больно. Лапа болит. Васька трясёт лапой.
 Вопросы и задания:
­ Кот Васька увидел кого?
­ Кого стал ловить Васька?
­ Куда ужалила оса Ваську?
16. Гуси
У бабы Дуси есть гуси. Гуси весёлые и
голосистые. Гуси с гоготом семенят на луг.
Баба Дуся пасёт гусей на лугу. Но вот пора
домой. Не хотят гуси уходить с луга. Баба
Дуся ласково манит их:
Теги, теги, идите со мной,
Теги, теги, идите домой.

 Вопросы и задания:
­ Кто есть у бабы Дуси?
­ Гуси какие?
­ Кто с гоготом семенит на луг?
­ Кто пасёт гусей на лугу?
­ Кто не хочет уходить с луга?
­ Как баба Дуся манит гусей домой?
 Перескажи рассказ сам.
Гусятки, гусятки, га­га­га.
Не ходите на луга.
Близко лес, в лесу – лиса.
 Вопросы и задания:
­ Какие лисята у лисы?
­ Кого повадилась таскать лиса?
­ Для кого таскала лиса гусей и гусят?
­ Почему лиса довольна?
­ Почему в гусиной стае неспокойно?
­ Что говорят гуси гусятам?
 Перескажи рассказ сам.
17. Лиса
У лисы маленькие лисята. Повадилась
лиса таскать гусей да гусят. Она таскала их
для своих лисят. Лисята у лисы сытые, лиса
довольна.
Только в гусиной стае
неспокойно. Не спят гуси, ходят с опаской,
гусят от себя никуда не отпускают:
18. Весной в саду
Весной в саду много работы. Надо
убрать старые листья, вскопать грядки,
посеять семена и посадить рассаду.
Весенний день дорог – он весь год кормит.
 Вопросы и задания:

­ Когда в саду много работы?
­ Что надо убрать в саду?
­ Что надо вскопать, посеять, посадить?
­ Почему весенний день дорог?
 Перескажи рассказ сам.
пропускает, только песок. Сор Соня
отбрасывает в сторону.
Песка много, и работы у Сони много.
Но Соня старательно сеет и сеет песок.
Сидит Соня на песке, просеивает песок и
приговаривает:
Сыпься, сыпься, песок.
Насыпай песок, совок.
 Вопросы и задания:
­ Что у Сони? ­ Куда поставила Соня сито?
­ Чем Соня берёт песок, куда его насыпает?
­ Что не пропускает сито?
­ Что Соня отбрасывает в сторону?
­ Сколько у Сони работы?
­ Как Соня сеет песок?
­ Кто сидит на песке и просеивает песок?
­ Что Соня приговаривает?
 Перескажи рассказ сам.
20. Заноза
Лиза занозила ногу. Она показала
занозу маме. Мама вынула занозу, помазала
19. Сито для песка
У Сони набор для песка: пластмассовое
ведёрко, сито и совок. Соня поставила сито
на ведёрко, а совком берёт песок и
насыпает его в сито. Мусор и камни сито не

ногу зелёнкой и завязала бинтом. Болит
нога у Лизы.
 Вопросы и задания:
­ Кто занозил ногу?
­ Кому Лиза показала занозу?
­ Что сделала мама с ногой?
­ У кого болит нога?
 Перескажи рассказ сам.
У Зои коза. Козу зовут Зулька. У
Зульки маленькие козлята. Зоя ведёт козу и
козлят на зелёный луг.
У Зульки
колокольчик. Колокольчик звенит звонко.
Козлята знают звон колокольчика и бегут
на него. Козлята не заблудятся.
 Вопросы и задания:
­ Кто у Зои?
­ Как зовут козу?
­ У кого маленькие козлята?
­ Куда ведёт Зоя козлят и козу?
­ Как звенит колокольчик?
­ Почему козлята не могут заблудиться?
 Перескажи рассказ сам.
21. Коза

22. Козёл Кузьма
У Мити козёл. Его зовут Кузьма.
Кузьма – бодливый козёл. Он задира и
забияка. Кого Кузьма невзлюбит, забодает
рогами, забьёт ногами. Убегает кто куда,
когда идёт козёл Кузьма.
 Вопросы и задания:
­ Кто у Мити?
­ Как зовут козла?
­ Кузьма какой?
­ Кого Кузьма забодает рогами, забьёт
ногами?
 Перескажи рассказ сам.
23. Зайкина хозяйка
Был у Зои зайка: мягкий, белый и
забавный. Зоя любила зайку. Летом Зоя
взяла зайку во двор поиграть и забыла его
на лавке. Зайка упал на землю под лавку.
Зоя не узнала любимого зайку: «Этот зайка
грязный, этот зайка не мой».
Зина забрала зайку домой, вымыла его
тёплой водой. Вновь зайка белый и
забавный, только хозяйка у него другая.
 Вопросы и задания:
­ Кто был у Зои? ­ Какой был зайка?
­ Куда Зоя летом взяла зайку?
­ Где забыла Зоя зайку?
­ Зайка упал куда?
­ Кто не узнал любимого зайку?
­ Почему Зоя не узнала зайку?
­ Кто забрал зайку домой и вымыл его
тёплой водой?
­ Какой теперь зайка?
­ Кто хозяйка у зайки?

­ Кто любит зайку: Зоя или Зина?
 Перескажи рассказ сам.
24. В зоопарке
Зоя и Зина были в зоопарке. В зоопарке
много разных зверей. Там они видели
забавных обезьян, зебру, зубpa, злого волка,
ядовитую змею, горного козла и других
зверей.
 Вопросы и задания:
­ Где были Зоя и Зина?
­ В зоопарке много кого?
­ Кого видели Зоя и Зина в зоопарке?
 Перескажи рассказ сам.
25. Зайка и змея
Зайка ел зелёную травку на лугу и не
заметил, как тихонько подползла к нему
змея. Да тут ворона увидела змею и громко
закаркала.
зайкины
замелькали. Только зайку и видели. Так
ворона зайку от ядовитых змеиных зубов
избавила. Не зря каркала ворона!
Только лапы
 Вопросы и задания:
­ Что ел зайка на лугу?
­ Кого не заметил зайка?
­ Кто увидел змею и громко закаркал?
­ Как зайка убегал?
­ Кто избавил зайку от ядовитых змеиных
зубов?
­ Кто не зря каркал?
Перескажи рассказ сам.

26. Медуза.
Зина и Лиза были на море. Зина увидела
в воде прозрачный зонтик и показала его
Лизе. «Это не зонтик, это медуза, – говорит
Лиза Зине. – Медузы бывают разные:
маленькие и огромные, безобидные и
ядовитые. Поэтому нельзя брать медузу в
руки.
 Вопросы и задания:
­ Где были Зина и Лиза?
­ Что Зина увидела в воде?
­ Кому Зина показала прозрачный зонтик?
­ Что сказала Лиза Зине?
­ Какие бывают медузы?
­ Почему нельзя брать медузу в руки?
 Перескажи рассказ сам.
27. Зима
Настала холодная зима. Мороз сковал
реки и озёра. Выпал снег. Снег укрыл
землю, деревья, кусты и дома. Кругом
высокие сугробы. Замело все тропки и
дороги. Тихо и пусто в лесу. Звери в норах
спят, а люди в мороз дома сидят.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Мороз сковал что?
­ Снег укрыл что?
­ Какие кругом сугробы?
­ Замело снегом что?
­ Как стало в лесу?
­ Где спят звери?
­ Что делают люди в мороз?
 Перескажи рассказ сам.

28. Зайка зимой
Зайке зимой холодно. Нет у зайки
тёплой норы. Спит зайка на снегу под
кустом. Зайке зимой голодно. Нет зимой
зелёной травы. Грызёт зайка горькую кору.
 Вопросы и задания:
­ Когда зайке холодно?
­ Чего нет у зайки?
­ Где спит зайка зимой?
­ Когда нет зелёной травы?
­ Что грызёт зайка зимой?
 Перескажи рассказ сам.
29. Стрекоза
Это стрекоза. У стрекозы огромные
глаза. Вот села стрекоза на зелёный листок
отдохнуть и замерла. А глазами из стороны
в сторону водит: туда­сюда, туда­сюда.
Смотрит: всё ли в порядке, нет ли рядом
врага?
 Вопросы и задания:
­ Какие глаза у стрекозы?
­ Куда села стрекоза?
­ Как стрекоза смотрит по сторонам?
­ Кого высматривает стрекоза?
 Перескажи рассказ сам.

­ Мама вытерла что?
 Перескажи рассказ сам.
30. Зинины слёзы
Зина маленькая. Она вся измазалась в
грязи. Мама моет Зину в тазу с мылом. У
Зины из глаз текут слёзы. Ей попало мыло в
глаза. Зато теперь нет грязи на 3ине. Мама
отмыла грязь, а потом вытерла Зину и
Зинины слёзы.
 Вопросы и задания:
­ В чём измазалась Зина?
­ Мама моет Зину в чём, с чем?
­ У кого из глаз текут слёзы?
­ Что попало Зине в глаза?
­ Мама отмыла что?
­ Мама вытерла кого?
31. Колодец
На улице колодец. Колодец глубокий.
В колодце холодная водица. Подходите,
люди, водицы напиться.
 Вопросы и задания:
­ На улице что?
­ Колодец какой?
­ В колодце какая водица?
­ Для чего на улице колодец?
 Перескажи рассказ сам.

32. Цапля
Цапля – болотная птица. Летом цапля
вывела птенцов. Птенцы маленькие. Цапля
целыми днями ходит по болоту и добывает
еду для птенцов.
 Вопросы и задания:
­ Какая цапля птица?
­ Когда цапля вывела птенцов?
­ Птенцы какие?
­ Для кого цапля целыми днями добывает
еду?
 Перескажи рассказ сам.
33. Курица
Курица – домашняя птица. Курица
выводит цыплят. Она целыми днями не
покидает кладку яиц. Вот выведутся
цыплята, тогда курица и наестся вдоволь, и
напьется.
 Вопросы и задания:
­ Какая курица птица?
­ Кого выводит курица?
­ Курица целыми днями не покидает что?
­ Когда курица вдоволь наестся и напьётся?

 Перескажи рассказ сам.
 Вопросы и задания:
­ Курица сидела долго на чём?
­ Вылупились у курицы кто?
­ Цыплята клюют что?
­ Цыплята толкутся около чего?
­ Пьют воду из чего?
­ Куда стали убегать цыплята?
­ Как волнуется курица?
 Перескажи рассказ сам.
34. Курица и цыплята
Долго курица сидела на яйцах. И вот
вылупились у неё цыплята. Цыплята клюют
яйцо. Около крыльца толкутся, пьют воду
из блюдца.
Быстро выросли цыплята и стали
убегать от курицы на улицу. А курица
волнуется:
Ко­ко­ко, цыплятки, ко­ко­ко!
Не ходите далеко!
35. Глупые овцы
Пастух пас овец около леса. Овцы
глупые, всё пытаются в лес уйти. Не боится
овца леса, пока не побывала в пасти у
волка.
 Вопросы и задания:
­ Где пас пастух овец?
­ Куда пытаются уйти овцы?
­ Чего не боится овца?

 Перескажи рассказ сам.
­ Как блеют ягнята?
­ Куда бегут ягнята?
 Перескажи рассказ сам.
36. Овца и ягнята
У овцы маленькие ягнята. Ягнята
целый день около овцы. Они боятся и
блеют: «Бее­бее!». Куда овца – туда и
ягнята бегут.
 Вопросы и задания:
­ У кого маленькие ягнята?
­ Кто около овцы целый день?
37. Акация
Около крыльца цветёт акация. В
цветнике цветут цветы. Таня полила цветы
в цветнике и отдыхает на крыльце под
акацией.
 Вопросы и задания:
­ Где цветёт акация?

­ Что цветёт в цветнике?
­ Что полила Таня?
­ Где отдыхает Таня?
 Перескажи рассказ сам.
 Вопросы и задания:
­ Где сидит гусеница?
­ Что ест гусеница?
­ Кто летел мимо?
­ Почему синица увидела гусеницу?
­ Кто склевал гусеницу?
 Перескажи рассказ сам.
38. Гусеница
Гусеница сидит на капусте и ест лист за
листом, лист за листом. Так и объела всю
капусту. Летела мимо синица, увидела
толстую гусеницу на голом листе и
склевала её.
39. Синица
Синица – красивая птица. У синицы
грудка серебрится, переливается. Птица
синица – весёлая певица. Светит солнце, и
радуется, поёт птица синица.

 Вопросы и задания:
­ Кто красивая птица?
­ Какая у синицы грудка?
­ Кто весёлая певица?
­ Когда поёт птица синица?
 Перескажи рассказ сам
 Вопросы и задания:
­ У кого новое платьице?
­ Какие пуговицы на платьице?
­ На кого все любуются?
 Перескажи рассказ сам.
40. Сестрица
У моей сестрицы новое платьице из
ситца. На платьице красивые пуговицы. В
новом платьице сестрица идёт по улице, все
на неё любуются.

| в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

Приемы постановки звука З.

· Повторите задания, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: "З-з-з-з". Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку к горлу.

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]

Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]

а) в изолированном произнесении :

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

«С_______________».

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» - шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» - дробятся о скалу,

«С_________» - стекают по стеклу.

«С________» - и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

«С_____________».

(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

Желтогрудая … (СИНИЦА).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,

За Зиной гонится коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Поместим в загон козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

У Зои мимозы, а Зины розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Роза мёрзнет от мороза.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Исправление нарушений произношения звука /З/

Звук /З/ ставится обычно от звука /С/ включением голоса при его произнесении.

Исправление нарушений произношения звука /Ц/

Произносим вместе с ребенком «т-ссс», прикладывая указательный палец к губам. Как только получится хорошее звучание «тс», учим ребенка произносить сочетание «тс» быстро. Получится /Ц/.

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З - ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков - кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека - самовыражаться. Ведь речь - это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы - самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время - это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало - лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения - есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка - колечко - улыбка - трубочка - колечко - улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно - губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу - опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Гол!

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С - научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол - это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка - это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно - губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта - широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С - например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении - опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать .

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Ц - веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков - Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей - увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Краткая аннотация: индивидуальное логопедическое занятие «Игры со свистелочками» Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях составлено учителем – логопедом Шимонюк К.В. для детей старшего возраста с ОНР и направлено на автоматизацию поставленных звуков[с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха, закреплению звука в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям ДОУ и родителям.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Игры со свистелочками».

Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить правильно и четко произносить звуки [с],[з] в словах и словосочетаниях;
  2. Учить различать звуки [з] и [ж] в словах;
  3. Учить правильно и четко произносить звук [ц] в словах и словосочетаниях.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать внимание и память;
  3. Развивать фонематический слух;

Коррекционно-воспитательные :

  1. Воспитывать усидчивость;
  2. Воспитывать желание выполнить задание до конца.

Оборудование :

  • листочки с картинками со звуком [с], предметные картинки со звуком [з], изображение санок из счетных палочек, листочки с картинками со звуками [з] и [ж], картинки божьих коровок, изображение козы с козлятами, предметные картинки со звуом [ц].

Ход занятия:

I.​ Орг. момент.

II.​ Основная часть.

1.​ Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: К нам прилетели волшебные листочки. Назовите, что на них изображено. Например: лист с капустой. (Лист с санками, лист с собакой, лист с ананасом, лист с сомом, лист с носком, лист с соком, лист с кактусом, лист с совой). Хорошо!

2.​ Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях, развитие памяти).

Логопед выкладывает картинки в ряд: солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул.

Речевая инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску рядом с картинкой, на которой изображен солдат. Оставшиеся картинки: носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол.

А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец!

3.​ Развитие мелкой моторики.

Речевая инструкция: Давай немного отдохнем. Посмотри на картинку, Что на ней изображено? (Правильно, санки). Собери такие же санки из счетных палочек. Сколько палочек нам понадобилось?

4.​ Игра «Божьи коровки» (дифференциация звуков [з] — [ж] в словах).

Логопед раскладывает на столе цветы, на которых изображены картинки со звуками [з] — [ж] «медуза, ваза, желуди, коза, жаба, гнездо, ножи, зонт, пижама, жук»

Речевая инструкция: Посади божьих коровок на те цветы с картинками, в названии которых есть звук [з]. А теперь, повтори их красиво!

5.​ Автоматизация звука [з] в словосочетаниях.

А сейчас слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • знойный день,
  • золотой зуб,
  • знатный музыкант,
  • знакомое здание,
  • заточенное лезвие,
  • знакомое название.

6.​ Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках).

Речевая инструкция: Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение. Повторяй за мной:

  • за-за-за – вот забавная коза,
  • зы-зы-зы – есть козленок у козы,
  • зу-зу-зу – заведу в загон козу,
  • за-за-за- это Зоина коза,
  • за-за-за – коза – Егоза.

Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец.

7.​ Игра «Жадина» (автоматизация звука [ц] в словах).

Речевая инструкция: Представь, что ты жадина. Бери картинки и говори так: моя цапля. Картинки: «пуговица, луковицы, кольцо, зайцы, заяц, луковица, кольца, цапли, пуговицы».

8.​ Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: Слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • целое яйцо,
  • цветные пуговицы,
  • пыльца цветка,
  • цыганское кольцо,
  • цветные бубенцы,
  • сладкие леденцы

III.​ Заключительная часть.

Итог занятия: Что мы делали на занятии? С какими звуками играли? Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Шимонюк К.В.,
учитель-логопед

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.