Экономим энергию: застекленное буферное пространство. Буферные зоны нового пространства и дуальность Социальное пространство ученического класса

Жизнь человека определяется постоянным приспособлением к окружающей среде. Многие из современных недугов человека, очевидно, представляют собой не более чем свидетельство его неприятия физическому окружению при все увеличивающемся разрыве между тем, чего он жаждет, и тем давящим искусственным окружением, которое для него до сих пор создают проектировщики. Человек становится жертвой своего собственного творчества. Он душой и телом порабощен той искусственной механической средой, которую создал вокруг себя. Его основные человеческие желания остаются неудовлетворенными. Оторванный от своей естественной среды, он почти не ощущает яркость, богатство, полноту жизни и бытия. Так характеризует среду, окружающую человека, крупнейший ландшафтный архитектор Джон Ормсби Саймондс. А еще в I в. до н.э. римский зодчий Витрувий в своем трактате писал: «Пространство под открытым небом в середине между портиками следует украшать зеленью, потому что ходьба на воздухе очень полезна для здоровья и главным образом для глаз, так как чистый и разряженный воздух, выходящий из зелени и проникающий в них благодаря движению тела, изощряет зрение и, унося при этом из глаз густую влагу, сохраняет взор тонким и зрение острым». Человек инстинктивно ищет гармонию, и вопрос оторванности его от природной среды является неестественным и потому актуальным.

Стоит отметить, что гармоничное развитие архитектурной среды не достигается путем решения отдельной проблемы, хотя самое простое и действенное средство оздоровления современной экологической, психологической и эстетической среды города – развитие оптимально сформированной системы зеленых насаждений. Необходимо учитывать главные задачи современного проектирования – формирование архитектурно-планировочных решений зданий и комплексов в единстве с природной средой.

Определяя задачи современной архитектуры, необходимо отметить, что:

Архитектура создается для человека – социальный аспект архитектурного проектирования очевиден;

Архитектор создает искусственную окружающую среду, которая, в свою очередь, оказывает влияние на психологию человека;

Архитектор, внедряясь в окружающую среду, изменяет не только ее внешнюю, объемно-пространственную композицию, но и внутреннюю структуру (функциональное зонирование, связи между элементами);

Архитектура взаимодействует с естественной природой – есть возможность решать экологические проблемы.

Формирование зеленых буферных зон, которые сейчас считаются всего лишь элементами благоустройства, имеет не только эстетическую сторону. Это первый шаг к реализации «неоспоримой концепции», где целью проектировщика является создание для человечества максимально комфортных условий, наиболее приближенных к естественным потребностям.

Городское пространство многофункционально, а сама архитектура создает урбанизированный ландшафт, который несет в себе трудно усваиваемый поток информации. Поэтому буферные зеленые зоны должны стать «катализатором» эмоциональной разгрузки и одновременно «фильтром», через который человек будет воспринимать окружающую среду.

Можно отметить несколько подходов к формированию буферных зеленых зон:

1. Функциональный.

2. Социально-экологический и психологический.

3. Визуально-цветовой.

4. Конструктивный.

5. Эмоционально-знаковый.

1. Функциональный подход основан на практической значимости и свойствах зеленых растений. Научные исследования доказали – растения обогащают воздух кислородом, очищают от вредных примесей и пыли, благотворно влияют на температурный режим и влажность. Это дает возможность экономить на дорогостоящих системах кондиционирования и ионизации воздуха.

Зеленые насаждения способны существенно влиять на микроклимат, понижая температуру, что в условиях замкнутого пространства здания благоприятно действует на организм человека и создает комфортность ощущение тепла. Основные данные для подсчета площади зеленой зоны внутри здания представляют собой отношения поглощенного и выделенного кислорода (O 2 ) и углекислого газа (CO 2 ). Известно, что:

За 1 час в спокойном состоянии человек поглощает 19 л O 2 и выделяет 16 л CO 2 ;

Одно дерево за 24 часа вырабатывает столько O 2 , сколько необходимо трем людям для нормальной работы на такой же период времени;

1 га зеленых насаждений выделяет 2 кг O 2 , необходимые для работы двухсот человек в течение всего рабочего дня.

Не менее важными условиями, формирующими общую площадь буферной зоны, являются:

Назначение здания;

Количество работающих в здании людей;

Продолжительность рабочего дня;

Градостроительная ситуация;

Климатические условия;

Габариты растений;

Этажность.

2. Социально-экологический и психологический подходы. Поскольку эмоциональное состояние человека и экологическая обстановка взаимосвязаны, проектировщик должен подходить к решению этих задач комплексно. Данные подходы основаны на естественных потребностях человека в благоприятной экологической обстановке и снижении психологической напряженности в условиях бешеного ритма городской жизни. Важно понимать, что, формируя объемно-планировочную структуру здания, архитектор создает среду для людей, чья деятельность «оживляет» и заставляет всю систему работать. Но если предоставленные условия не отвечают всем критериям «здоровой» обстановки, то и работа человека не будет максимально эффективной. Поэтому необходимо учитывать некоторые временные показатели трудовой деятельности людей. Предположим, что:

Рабочий день длится 8 – 10 часов;

За компьютером человек проводит 60 – 80% рабочего времени;

Официальный отпуск составляет 10 – 15% от года, из которых 50% проходят в городе (в постоянном ритме), а другая половина – на природе (смена обстановки, глобальная энергетическая подпитка).

Внешние и внутренние буферные зеленые зоны призваны решать следующие проблемы:

Постоянная энергетическая подпитка;

Смена обстановки и визуального ряда после длительной работы за компьютером;

Насыщение воздуха кислородом и фитонцидами, столь необходимыми для хорошей работы;

Создание обстановки, подходящей для открытого спокойного общения и решения важных деловых вопросов.

Для человека очень важно ощущать мир всеми чувствами, поэтому места приложения труда должны обладать сенсорной привлекательностью и создавать гармоничное окружение.

3. Визуально-цветовой подход. Определяющим фактором состояния визуальной среды города стал уровень загрязненности воздуха. От грязного воздуха страдает не только человек, но и все, что его окружает: растительность, животный мир, архитектурные памятники, металл, строительные материалы, ткани и др. В современной городской среде отсутствует разнообразие цветов и красок, основными стали оттенки серого, бежевого и других «спокойных» цветов. А если и используются яркие оттенки, то часто весьма неуместно, и здание становится ярким, кричащим пятном, внося еще большую дисгармонию в пространство.

Можно выделить несколько групп факторов, повлиявших на современное состояние визуально-цветовой среды города Екатеринбурга:

Группа исторических факторов. Во-первых, изначально дома строились из природных материалов, таких как дерево, камень и кирпич, которые сами по себе не ярки по цвету, а с течением времени и из-за агрессивного воздействия окружающей среды материалы выцветали и темнели. Во-вторых, в разрушительных войнах города становились основными мишенями, и камуфляж зданий стал обязательным атрибутом городской среды, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург.

Группа климатических факторов. На климатические условия города Екатеринбурга основное влияние оказывают воздушные массы, которые задерживает Уральский хребет. Поэтому для данной территории характерна плотная облачность, что дает большое количество рассеянного солнечного света. Отсутствие прямых солнечных лучей влияет не только на восприятие, но и на психологическое состояние человека.

Урабанизационные и экономические факторы. Сейчас на архитектуру городов оказывают существенное влияние следующие моменты: отсутствие бюджетного финансирования; типовая основа проектирования; отсталость строительных технологий; крайне ограниченный выбор конструктивных решений; отсутствие современных отделочных материалов. Это негативно сказывается как на качестве строительства, так и на внешнем виде сооружений.

Группа факторов, зависящих от выбора материала. В данное время часто стали использоваться светоотражающие зеркальные поверхности, как в отделке современных новых зданий, так и при реконструкции старых. Некоторые из объектов можно назвать удачными, поскольку они гармонично вписаны в среду и не вызывают диссонанса (рис.1). Хотя есть здания, которые преумножают хаос вокруг, а в условиях стремительного ритма города это очень сказывается на психологическом здоровье человека.

Пока тенденции в развитии архитектуры не улучшают реалий среды, данный недостаток можно компенсировать за счет формирования внешних буферных зеленых зон. Основными критериями служат характеристики зеленого цвета:

Спокойный;

Умеренный;

Освежающий;

Создающий впечатление покоя.

Рис.2. World Trade Center
(вторая очередь)
Зеленый цвет применяется в цветотерапии как успокаивающий при лечении истерии и нервных переутомлений. Самым доступным источником цвета являются зеленые растения. Это не противоречат естественной природе человека, а также придают среде масштабность, чего не всегда удается достичь архитектурными способами.

Восприятие высотных зданий с относительно гладкой поверхностью и крупными членениями очень затруднено, поскольку глазу просто «не за что зацепиться». Осмотр сооружения становится просто физическим действием. Подобные здания создают "фон" на фоне, теряются и с трудом прочитываются без вспомогательных элементов (рис.2). Поэтому зеленые буферные зоны создают необходимые условия выбора точки зрения, выявляют передние планы, путь, следуя которому глаз постепенно начинает воспринимать картину в целом. Ведь одним из важных благоприятных факторов видеоэкологии является наличие мелких деталей. У каждого города есть свой непростой характер, традиции визуально-цветовой среды, и любые изменения и внедрения в неё требуют индивидуального подхода.

4. Конструктивный подход. Данный подход рассматривает наиболее эффективное расположение внешних и внутренних зеленых буферных зон. В предыдущем, визуально-цветовом подходе, внешние зеленые буферные зоны рассматривались как элементы, облегчающие восприятие современных высотных зданий. Но таким же образом их расположение может повлиять на этажность. Впечатление от отдельных элементов среды во многом зависит от угла зрения, который определяется расстоянием осмотра. При угле зрения около 45° (отношение высоты предмета к расстоянию до него 1:1) ясно воспринимаются детали формы, но ее общий контур – лишь частично. При угле 27° (отношение 1:2) достаточно ясно «считываются» как основные детали, так и общая форма. Ясность восприятия деталей начинает исчезать при углах меньших 18°, но хорошо выявляются силуэт и общий контур объекта. Деревья становятся ориентирами, по которым человеческий глаз находит комфортный угол восприятия объекта. Поэтому чем дальше начинается зона восприятия, тем выше может быть здание (рис. 3).




Графическая модель восприятия высотности здания с учетом внешних буферных зеленых зон.

Известно, что максимально комфортная для человека высота дома – до восьми этажей, поскольку энергетическая связь с землей сохраняется, и идет непосредственная подпитка потребителя. Для центральных районов города, где земли мало, малая высота зданий не выгодна, и для решения этой задачи необходимо деление всего объема на зоны комфортной этажности. А буферные зеленые уровни располагаются через 8-10 этажей, искусственно связывая энергетическую цепь.



Графическая модель цепи энергетической подпитки за счет внутренних буферных зеленых зон.

5. Эмоционально-знаковый подход. Окружающая среда и ее элементы воздействуют на психику людей. Придать окраску архитектурному окружению, вызвать определенные эмоции, удовлетворить эстетические потребности человека можно не только архитектурными средствами, но и с помощью включения знаковых элементов. Данный подход освещает вопрос возникновения определенных эмоций за счет формы растений, включенных во внешнюю или внутреннюю буферную зоны.

Сфера. Наиболее совершенная геометрическая фигура близкая к естественным, природным формам. Круг свойственен человеку как части живой природы. Он создает атмосферу защищенности, побуждает к отдыху и расслаблению. Потому зеленые буферные зоны (сады, бульвары), находящиеся в центральной части города, рекомендуется максимально насыщать деревьями, имеющими круглую или овальную крону (липа, клен, яблоня, береза, дуб). Для офисных зданий это очень актуально, поскольку напряженный внутренний ритм необходимо разбавлять зонами для релаксации (рис. 5).


Куб и усеченная пирамида. Фигуры статичные, приземленные, монотонные создают ощущение подавленности, дискомфорта. Деревья с кронами кубической формы (ива плакучая) подходят для зон с водоемами, поскольку отражения в воде некоторым образом компенсируют напряженность самого знака. Поэтому лучше такие растения включать в композицию как акцент, но не доминанту (рис. 6).


Пирамида и конус. Заключает в себе смысл стремления к вершине, к абсолюту. Психометрическая трактовка в современном мире звучит как лидерство, концентрация энергии. Потому для придания помпезности и значимости доминантным зданиям, пути к ним следует оформлять деревьями с пирамидальной кроной (рис. 7).



Человек на подсознательном уровне очень восприимчив к сигналам окружающей среды, и, режиссируя пространство, архитектор должен отслеживать, какую эмоцию вызовут те или иные архитектурно-планировочные решения.

Рассмотренные подходы затрагивают только часть практического аспекта характеристики буферных зеленых зон. Необходимо обращать внимание на сохранение существующего зеленого ландшафта города, а также на возможности, которые он открывает для новых архитектурно-планировочных решений. Архитектура развивается не только в пространстве, но и во времени, поэтому будут появляться задачи, решение которых позволит эффективно использовать естественную природу в формировании внутренней и внешней архитектурной среды.


Рис.8. Графическая модель матрицы взаимодействия буферных зеленых зон и потребностей человека в условиях мегаполиса.

Саймондс Джон Ормсби. Ландшафт и архитектура /Сокращ. пер. с англ. А.И. Маньшавина. – М.: Стройиздат, 1965. – 194 с.

Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М.: Видеоэкология, 2006. – 512 с.

Яландина Наталья Михайловна,
магистрант УралГАХА
Научный руководитель:
профессор Дектерев С. А.
Научный консультант:
профессор Бабич В. Н.

Пришло время уточнить некоторые детали теперешнего состояния пространства и формы бытия. Потому что возникает множество наивных вопросов и воланий на тему «ну когда же вот этовотвсе кончится ». Ответ: никогда . Никогда по сути не кончится ничего , во-первых, потому что оно все безконечное, во-вторых, может только переместиться точка внимания. А оно, «вот это вот все», будет себе дальше существовать, но уже без вас)

Если конкретно, то вот о чем хотелось бы сказать. Некоторые Пишущие часто жонглируют словом «матрица ». Из чего же она складывается, технически - что это такое? Нужно понимать, что вот это безконечное «борьба добра со злом » и есть концептуальная идея этой нашей трехмерной матрицы . Это канва, это скелет, на который надета вся ткань «борьбы единства и противоположностей» на этой платформе. Это краеугольные камни данного вибрационного плана – борьба, насилие, война, страх, смерть, голод, болезнь, страдание . Восемь безконечностей трехмерного института взросления и набирания опыта и понимания, тяжелых испытаний, трудностей физической плотной материи, ограниченности возможностей. Этот мир, как я уже писала, не пригоден и не создан для чудес и волшебства, для гармонии и неги. Это концепция выживания в жестких условиях насилия для развития необычайной силы сопротивления и устойчивости к вирусам психического, ментального характера . Поэтому, «бог так жесток» по мнению инфантильных человечков, позволяет умирать и убивать. А у бога много. Много разных вариантов и концепций, в том числе и эта. И по этому те, кто пишет что дуальность «убрали», лгут, или не понимают о чем говорят.

Эта углеводородная, мясо-алкогольная, тоталитарно-военизированая игра многовариантна, захватывающа, плотоядно мощна. Изъять из неё программные, системные файлы такие как «страх», «насилие», «война» нельзя. Она посыпется. А этого никто не допускает, потому что она справно функционирует и нужна для эволюции. Поэтому происходит следующее : Те, кто проходит все уровни и готов к переходу на новую концептуальную платформу, выводятся из игры . Ну и далее новые условия, новые формы бытия. Но есть еще те, кто давно вышел из игры, но присутствует тут для разных дел, наблюдения, коррекции, управления системой и т.д. Есть ещё такие фокус-группы, с ограниченными функциями наблюдателей и добровольных участников эксперимента, которых по готовности перемещают в буферные зоны .

Новое пространство , о котором я писала ранее, формирует эти буферные зоны и группы, их развивает, направляет, и архивирует данные. Эти буферные зоны имеют вибрационный показатель 3.8 – 4.5, и являются переходными, временными, одновременно существующими внутри матрицы, как антикарантины. Вот мы (двое, я и И.) в такой зоне живем, но по необходимости перемещаемся в более плотные планы. Эти буферные зоны, люди их еще называют «экопространства », например, они базируются на собственно матрице Земли, используя коды природы, которые извечны и безупречны. В таких создающихся буферных зонах отсутствуют сетки наложенной матрицы, о которой выше я писала. То есть ключевые маркеры стёрты и формы бытия подчинены базовой матрице Земли . Чем дольше находишься в такой зоне, тем яснее видится концепция трехмерного мира, его функционал, и тем неприятнее на вкус его энергии. Что же дальше?

Соискатель кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства СПбГЛТА, *****@***com,

Доктор архитектуры, профессор ГАСУ и СПбГЛТА, *****@***com

Ландшафтная организация буферных пространств архитектурных объектов.

Городской ландшафт, здания общественного назначения, биоразнообразие городских территорий, благоустройство территорий, городское озеленение, открытые общественные пространства, буферные пространства.


Введение

Проблеме сокращения зеленых пространств, связанной с непрерывной урбанизацией территорий, посвящено значительное количество научных работ , как в нашей стране, так и за рубежом (Ковязин, 2008; Игнатьева, 1994; James et al, 2009 и др.). Стремительная застройка и уничтожение зеленых ресурсов влекут за собой ряд важнейших экологических и социальных проблем. Среди них: нарушение теплового баланса, ухудшение качества воздуха, уплотнение и эрозия почв, не эффективное использование дождевой воды, ухудшение физического и психологического здоровья жителей города, деградация растительности, снижение биоразнообразия и исчезновение местообитания (Nowak, 2006).

Несмотря на значительный объем затрат на озеленение и благоустройство отечественных городов, формирование открытого пространства вблизи общественных зданий все еще остается недостаточно подкрепленным научными исследованиями. Интенсивность посещения таких объектов, как торговые и бизнес-центры , музеи, концертные залы, библиотеки, гостиницы, здания «mix-used» (смешанного) назначения постоянно растет. Территории, прилегающие к таким зданиям, испытывают значительные нагрузки. Зачастую, новые архитектурные объекты, в особенности те, которые встраивают в уже существующую плотную ткань города, занимают и уничтожают небольшие открытые зеленые пространства, которые сохранились в городской среде. Обустройство этих территорий осуществляется, как правило, по остаточному принципу. В результате такого подхода в периферийном пространстве общественных зданий возникает ландшафт, который не образует с ними единого функционального пространства, не удовлетворяет современным требованиям качества открытых общественных пространств (Ghel, 1987, 2007). Древесная растительность в нем почти отсутствует или деградирует, а большую часть открытой территории поглощают автостоянки . Как следствие у населения возникает ощущение психологического дискомфорта и ухудшается состояние здоровья (Velarde et al, 2007) .

В настоящее время практически отсутвуют исследования, посвященные принципам проектирования и озеленения территории зданий общественного назначения. Даже в тех случаях, когда ландшафтные специалисты реализуют некоторые концепции благоустройства территории, возникающий ландшафт редко становиться органичной частью нового архитектурного пространства. Данная статья ставит своей целью предложить основные подходы и необходимые этапы исследования открытого зеленого пространства вблизи общественных зданий, а также основные принципы проектирования единого природно-архитектурного пространства, обладающего гармонией функциональных связей, композиционной органичностью и образной идентичностью.

Подходы к решению проблемы. Некоторые общие подходы к решению проблемы.

В связи с многочисленным количеством факторов, влияющих на развитие городской среды, проблема изучения и создания зеленого пространства носит глобальный характер и требует объединения усилий различных специалистов и междисциплинарных исследований. В результате возникает необходимость в междисциплинарных и трансдисциплинарных исследованиях открытого городского пространства и «использование знаний многих дисциплин, чтобы увидеть новые связи и проникнуть я в самую суть проблемы» (James et al, 2009).

Междисциплинарный характер проблемы ландшафтной организации территорий архитектурных объектов требует сотрудничества следующих дисциплин: архитектуры, ландшафтной архитектуры, озеленения, экологии и социологии.

В процессе исследования целесообразно использовать системный (холизмический или целостный) подход и рассматривать архитектуру, зеленые ресурсы, и человека, как единую систему, которая может быть либо устойчивой и гармонично развиваться, выходя на новый качественный уровень, либо деградировать. Выдвинутый еще Аристотелем тезис о том, что "целое - больше суммы его частей" до сих пор остается выражением основной системной проблемы (Берталанфи, 1973) создания комфортных и устойчивых зеленых пространств вокруг и в структуре архитектурного объекта.

Здания и растительность в плотной городской застройке образуют тесные взаимосвязи – «симбиоз». Архитектура в равной степени может оказывать и положительное и отрицательное влияние на ландшафт: изменять климатические факторы, создавать ветровые и температурные барьеры, заставлять природные компоненты развиваться или деградировать. В свою очередь зеленые ресурсы способны ослабить влияние, оказываемое зданием на окружающую среду. Наряду с архитектурными и растительными объектами третьим важным элементом такой системы является человек, который не только оказывает мощнейшую антропогенную нагрузку на окружающий ландшафт в результате процессов жизнедеятельности, но проектируя здания и ландшафты, влияет на возникновение взаимосвязей между ландшафтом и архитектурой, т. е. на устойчивость всей системы в целом.

Не менее важным (и близким по существу к системному подходу) оказывается структурный подход, то есть исследование и проектирование архитектурного объекта и окружающего его ландшафта, как единой структуры. Понятие структуры (Eco, 1968) восходит к теории Аристотеля, который выделяет структурную модель и структурированный объект. Следуя теории Умберто Эко, которая определяет структуру как «некое целое, его части и их взаимоотношения между собой» (цитата по Umberto Eco, 1968) или как систему, в которой все взаимосвязано. Можно предположить, что ландшафт – структурированный объект, внутри которого возникает система отношений, определяющая его структуру. При этом именно различные формы растительности могут играть важнейшую роль в структурировании пространства, выделяя и ограничивая различные зоны, положительно или отрицательно влияя на процессы, происходящие внутри объекта. В ходе исследования необходимо выявить системы отношений – структуры, путем последовательных упрощений, проводимых с целью создания структурной модели ландшафта с точки зрения ведущей роли растительных компонентов. В целом необходимо исследование ландшафта и архитектурного объекта как единой структуры и создание структурных моделей ландшафта.

Введение понятия буферного пространства

Рассматривая городскую среду как систему «архитектура - природный ресурс - человек» целесообразно исследовать типичные фрагменты городских территорий, демонстрирующие ситуации конфликта между урбанизированными территориями и природной средой. Примером такого конфликта является периферийное пространство вблизи архитектурного объекта. В данной работе мы предлагаем ввести понятие буферного пространства архитектурного объекта.

Рисунок 1. Схема буферного пространства.

Буфером обычно называется зона определенного размера вокруг какого-либо объекта - точки, линии или области (Malczewski, 1999). Под буферным пространством предлагается понимать промежуточное пространство между архитектурным объектом и окружающей его городской средой, созданное средствами ландшафтного дизайна и зеленой архитектуры, которое:

    снижает нагрузку оказываемую зданием на окружающую природную среду; обеспечивает композиционное и функциональное (системное) взаимодействие здания и ландшафта.

Таким образом, буферным пространством является ближайшее к зданию окружение, формируемое средствами ландшафтного дизайна по логике функционального, композиционного и экологического взаимодействия здания со средой и с позиции устойчивого развития территорий.

Сутью данного определения является формирование природного окружения здания, которое не только обладает устойчивыми связями в структуре природных компонентов, но и выдерживает функциональные нагрузки, обусловленные характером использования здания. Гармоничное буферное пространство преследует цель формирования устойчивой сбалансированной микроэкосистемы (Ковязин, 2008), которая способна обеспечить создание благоприятного микроклимата в окружении здания и способствовать максимальной реализации природных ресурсов территории.

Рисунок 2. Функциональная схема буферного пространства между зданием и городской средой.

Рассматривая архитектурный объект и ландшафт, как некоторые условные «объект» и «поле», опираясь на положение, что между любыми объектом и окружающим его «полем», неизбежно возникают устойчивые связи и силы взаимодействия, можно предположить, что эти связи в первую очередь отражают функциональные особенности объекта. Не менее важны и композиционно-эстетические и экологические аспекты взаимодействия «объекта» - здания с «полем» – ландшафтом. При этом в «поле» образуется определенная область взаимодействия, которая, подвержена двойному влиянию: здания и окружающего ландшафта – буферное пространство.

Рисунок 3. Схема взаимодействия объекта (архитектурного объекта) и поля (городского ландшафта)

Буферное пространство отражает и продолжает функциональные особенности объекта: размеры, назначение, частоту и временные промежутки посещения людьми, количество входов и выходов, расположение в городской среде. Композиционно-эстетические аспекты взаимодействия здания со средой проявляются в общих пропорциях, осях симметрии, фактуре и рисунке поверхности фасадов и мощения, формах и структуре растительности, цветовой и стилевой характеристике окружающего ландшафта, и т. д. (Курбатов,1988).

В экологическом аспекте взаимодействие здания со средой проявляется в изменении микроклиматических характеристик среды под воздействием здания: изменение температуры воздуха, влажности , ветровых потоков. В том числе, специальные зеленые насаждения позволяют: снизить уровень шума на 4-10 дБ, скорость ветра на 20-50%, уровень загазованности на 10-15%, температуру поверхности на 8-25 градусов по Цельсию, повысить влажность воздуха на 10-20%. Кроме того, вертикальные озелененные поверхности получают радиационного тепла в 1.5 – 15 раз меньше, а интенсивность прямой солнечной радиации под кроной древесного массива снижается на 95% (Вергунов, 1990).

При организации среды вокруг зданий и принятии объемно-пространственных решений самих архитектурных объектов все вышеперечисленные аспекты взаимодействия требуют тщательного изучения и планирования.

Принципы организации буферных пространств.

Реализация современных подходов к организации буферных пространств может опираться на ряд принципов, обеспечивающих достижение нового качества среды. К числу таких принципов следует отнести: принцип биопозитивности, предполагающий последовательное увеличение доли природных компонентов в структуре преобразуемого городского ландшафта; принцип гуманизации среды, заключающийся в приоритете обеспечения интересов человека, как части экосистемы, и в достижении комфорта в структуре городских пространств; принцип экономической целесообразности, заключающийся в выборе тех материалов и технологий, которые, не приводя к значительному увеличению затрат на возводимых объектах, обеспечивают устойчивое состояние и развитие ландшафта. Кроме того выбор устойчивого ассортимента растительности и материалов, сохраняющих свои качества в течение продолжительного периода, в конечном счете, не только повысит привлекательность объекта, но и стоимость квадратного метра в нем (Андреева, 2009).

Такие принципы создания буферных пространств нового качества важны как в преобразовании уже существующих фрагментов городской среды, так и при реализации проектов на вновь застраиваемых территориях. Выбор методов, приемов, средств реализации современных концепций буферных пространств должны варьироваться применительно к объектам различного назначения и характера использования. Целям последовательного преобразования компонентов городской среды должны отвечать как качественное обновление трактовки участков перед жилыми и общественными зданиями, так и включения компонентов природы в вертикальные и горизонтальные плоскости объектов архитектуры, размещения растительных компонентов во внутреннем пространстве зданий. В целом целесообразно говорить о комплексном подходе к созданию буферных пространств, реализующих в адекватной мере возможности новых технологий , как в создании нового ландшафта, так и самих объектов.

Гипотеза. Задачи исследования.

Анализ существующих исследований показывает, что за счет создания в буферном пространстве архитектурного объекта единой природно-архитектурной среды возможно совершенствование качества архитектуры, окружающего ландшафта и городской среды в целом.

В числе важных задач дальнейших исследований необходимо отметить исторический анализ прототипов Буферных Пространств, анализ зарубежной и отечественной современной практики, типологию Буферных Пространств, создание структурных и функциональных моделей, подбор технологий и устойчивого ассортимента растительности, которые способны поддержать функционирование экосистем. Взаиморасположение компонентов природы и объекта архитектуры призвано обеспечить в буферном пространстве максимально комфортные условия для развития растений, жизнедеятельности микроорганизмов, насекомых и птиц в условиях интенсивной антропогенной нагрузки. Одновременно необходимо рассматривать компоненты создаваемого искусственного ландшафта в качестве средств функционального структурирования пространства. Расширение ассортимента растений применяемых в Буферных Пространствах должно обеспечивать сохранение декоративной функции на протяжении возможно более длительно периода и отвечать характеру пребывания людей и происходящим в здании процессам.

Если использовать Буферное пространство здания как ресурс для внедрения растительности в структуру здания, то, полученное при этом новое единое архитектурно-природное пространство может стать более удобным, функциональным и компенсировать пространство, исчезнувшее под контуром здания.

Выводы.

В связи с высокой стоимостью городских площадей и значительным их дефицитом возникает проблема увеличения компактности зеленых насаждений при сохранении их основных функций. Решение этой задачи возможно при условии освоения современных технологий создания искусственных ландшафтов с использованием принципов устойчивости среды. Задача увеличения зеленой составляющей городской среды заключается в выборе тех компонентов природы, которые могут размещаться в структуре объектов архитектуры, а именно располагаться на крыше, на ограждающих конструкциях, в системе входных пространств. Актуальным становиться использование таких сообществ растений, которые могут произрастать в единстве с архитектурными объектами, повышая их экологическую устойчивость, обеспечивая развитие биомассы , решая задачи повышения энергетической эффективности зданий, утепляя покрытие и стены построек, благоприятно влияя на микроклимат.

Важным содержанием дальнейшего исследования Буферных Пространств является поиск новых методов организации пространства, обладающего одновременно качествами экологической устойчивости, повышенной комфортности, биологического разнообразия, функциональным единством здания и его ближайшего окружения. В числе первоочередных задач, возникающих в связи с этим исследованием, можно выделить поиск оптимальных приемов структурного построения пространства, выбор и обоснование ассортимента растений, обеспечивающих поддержание необходимых качеств пространства на протяжении всех сезонов года. В настоящее время открытым остается вопрос выбора методологии анализа существующих буферных пространств.

Наиболее важным представляется включение в круг изучаемых проблем таких вопросов как формирование оптимальной структуры, выбор ассортимента растительности, рассмотрение путей внедрения новых технологий и изучение возможностей для установления устойчивых междисциплинарных связей между специалистами смежных областей для достижения эффективности принимаемых ими проектных решений.


Ссылки на литературу. Андреева, А., Припарковые перспективы, Деловой Петербург, N6/25, 2009, C.41-44. Берталанфи, Л. фон., История и статус общей теории систем. Системные исследования. Ежегодник. 1973. М., 1973. С. 20-36. Вергунов, А. П., Денисов, М. Ф., Ожегов, С. С., Ландшафтное проектирование М.: Высшая школа, 1991. С. 240. , Биологические основы формирования устойчивых экосистем и рационального использования почвенно-растительных ресурсов мегаполисов (на примере Санкт-Петербурга), автореферат на соискание ученой степени доктора биологических наук, Санкт-Петербург, 2008. Курбатов, Ю., Архитектурные формы и природный ландшафт:композиционные связи. Ленинград: Ленинградский Университет, 1988, С. 72. Эко, Умберто, Отсутствующая структура. Введение в семиологию, Санкт-Петербург, 2004, С. 337. James, P., K. Tzoulas, M. D. Adams, A. Barber, J. Box, J. Breuste, T. Elmqvist, M. Frith, C. Gordon, K. L. Greening, J. Handley, S. Haworth, A. E. Kazmierczak, M. Johnston, K. Korpela, M. Moretti, J. Niemelд, S. Pauleit, M. H. Roe, J. P. Sadler, et al. Towards an integrated understanding of green space in the European built environment, Urban Forestry & Urban Greening, Volume 8, Issue 2, 2009, C. 65-75. Eco, Umberto, La Structura Assente. Introduzione alla ricerca semiologica., Milan, 1968, P. 337. Maruani, T., Amit-Cohen, I., Open space planning models: A review of approaches and methods, Landscape and Urban Planning, Volume 81, Issues 1-2, 29 May 2007, P. 1-13. Malczewski, J., GIS and Multicriteria Decision Analysis. John Whiley & Sons, New York, Chichester, Weinheim, Brisbane, Singapore, Toronto, 1999, Р. 392. Nowak, David J., Institutionalizing urban forestry as a “biotechnology” to improve environmental quality, Urban Forestry & Urban Greening, Volume 5, Issue 2, 15 August 2006, P. 93-100. Ignatieva, M., Konechnaya, G., Floristic Investigations of Historical Parks in St. Petersburg, Russia, 2004, Urban Habitats, Volueme 2, Number 1. Ignatieva, M., Meurk, C., and Newell, C., Urban biotopes: The typical and unique habitats of city environments and their natural analogues. In: Stewart GH, Ignatieva ME (eds) Urban biodiversity and ecology as a basis for holistic planning and design. Wickliffe Press, Christchurch, New Zealand, P. 46–53. Gehl, J., Life between buildings: using public space, Denmark: Danish Architectural Press, 2000 (1987). P.200. Gehl, J., Gemzoe, L. Kirknaes, S., Sondergaard, B. S., New city life, Denmark: The Danish Architectural Press, 2006, P 188. Gehl, J., Public Spaces for a changing public life, Munich: Topos, Volume 61, 2007, P.16-22. Velarde, M. D., Fry, G., Tveit, M., Health effects of viewing landscapes – Landscape types in environmental psychology, Urban Forestry & Urban Greening, Volume 6, Issue 4, 15 November 2007, P. 199-212.

,

Ландшафтная организация буферных пространств архитектурных объектов.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы озеленения и благоустройства территорий зданий общественного назначения в Санкт-Петербурге. В результате сложившегося в последние несколько лет подхода к проектированию такого типа территорий возникают открытые общественные пространства, которые не способны выполнять необходимые функции: композиционно-эстетические, рекреационные, защитные, экологические.

Авторы предлагают возможные подходы к решению этой проблемы, вводя понятие буферного пространства архитектурного объекта, рассматривают принципы его организации, основные функции и определяют задачи исследования.

Nadezda Kerimova, Valery Nefedov

The Landscape Organization of Architectural Objects’ Buffer Spaces.

Urban landscape, public building, biodiversity of urban spaces, urban greening, open urban space, buffer space

Abstract

This paper investigates current problems of urban greening and landscape design of territories surrounding public buildings in Saint Petersburg (Russia). We show that the current practice of urban spaces planning is not able to realize architectural, aesthetic, recreational, protective and ecological functions of open urban spaces.

In order to solve the aforementioned problems we introduce a concept of a “Buffer Space” of an architectural object. We further explore the philosophy of the Buffer Space, its landscape organization and its functions. Finally we define the goals of further investigations that are necessary to finalize the concept of the Buffer Spaces.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.