Чудеса совершенные петром. История Христианской Церкви

Чудеса, совершённые Иисусом Христом - ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев) ослепление и потому творил чудеса не для их убеждения, а для того, чтобы других исправить».

Перечень чудес

Перечень чудес, совершённых Иисусом Христом, различается у евангелистов (только чудо с насыщением пяти тысяч человек упоминается во всех четырёх евангелиях), поэтому их описания надо рассматривать комплексно. В синоптических Евангелиях традиционно выделяют 11 чудес, совершённых Иисусом, которые описаны у всех трёх евангелистов. Евангелие от Иоанна содержит описание только семи чудес (три из них имеют параллели у синоптиков). При этом Иоанн делает оговорку: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг»

Брак в Кане Галилейской (Первое чудо Иисуса Христа)

Во время брачного пира по просьбе своей матери Иисус превратил воду в вино. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.

Исцеление сына царедворца

Когда Иисус Христос по дороге в Капернаум зашёл в Кану об этом узнал один из жителей Капернаума (царедворец Ирода). Он поспешил в Кану просить Иисуса прийти в Капернаум и исцелить его умирающего сына. Христос сказал ему: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Этим Христос веру, основанную на созерцании чудес, поставил ниже веры, основанной на понимании его учения. На этот упрёк царедворец настойчиво стал просить «Господи! приди, пока не умер сын мой». Видя укрепление его веры Христос сказал: «пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил Иисусу и, идя домой, узнал от своих слуг что сын его выздоровел в тот момент, когда Христос произнёс эти слова. После этого, как говорит евангелист, «уверовал сам и весь дом его».

Исцеление расслабленного при овчей купальне

Совершено в купальне, располагавшейся у Овечьих ворот (через них прогонялись к храму жертвенные животные или был расположен рынок этих животных). Купальня называлась по-еврейски Вифезда, что значит: «дом милосердия». Вода из купальни считалась чудодейственной когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Видя расслабленного, несущего свою постель иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал - «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его. Позже в храме его встретил Иисус и сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцём Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Исцеление сухорукого

Чудо было совершено Иисусом в субботу при фарисеях, которые упрекнули его в нарушении закона Моисея, на что Христос им ответил: «…кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».

Исцеление расслабленного в Капернауме

К городе Капернауме Иисус Христос учил в одном доме и из-за множества слушавших его людей к нему не могли принести расслабленного. Тогда его друзья раскрыли кровлю и спустили постель больного вниз. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Слышавшие это фарисеи сочли эти слова богохульством, но зная их мысли сказал: «…что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Воскрешение сына вдовы Наинской

Чудо упоминается только у одного евангелиста. У городских ворот Наина Христос увидел похоронное шествие: из города выносили для погребения умершего юношу, единственного сына матери-вдовы. Видя горе женщины Иисус сжалился над ней и сказал: «Не плачь» и обратился к умершему: «Юноша! тебе говорю, встань!». Юноша «поднявшись, сел и стал говорить». Всех объял страх, люди «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами», однако не признали в Христе Мессиею.

Исцеление бесноватых в стране Гадаринской

Чудо было совершено в стране, лежавшей на восточном берегу Галилейского озера, называемой Гадаринской (у Марка и Луки) или Гергесинской (у Матфея). На берегу Иисуса и его учеников встретил бесноватый (у Матфея упоминается двое бесноватых). Он «увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!». А после на вопрос Иисуса как его имя, отвечал: «Легион», указав этим на обитание в нём большого количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса «не высылал их вон из страны той», а пустить их в стадо пасущихся рядом свиней. Иисус позволил им и «всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». По утверждению Марка погибло около двух тысяч свиней. Христос не позволил исцелённому последовать за ним «а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». При этом жители города были напуганы этим чудом - «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

Исцеление бесноватого в Капернауме

Когда Христос учил в капернаумской синагоге, там находился человек, одержимый нечистым духом, который неожиданно закричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, Кто Ты, Святый Божий». Это стало невольным исповеданием истины от нечистого духа, вызванное присутствием Сына Божия. Этим исповедованием Иисуса Христа как Бога дьявол надеялся подорвать доверие к нему в людях и поэтому Иисус запретил ему свидетельствовать о нём, сказав: «Замолчи и выйди из него!». Бесноватый упал среди синагоги и встал совершенно здоровым, бес вышел из него. Оба евангелиста отмечают сильное впечатление, которое произвело на всех это исцеление бесноватого - «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?»

Исцеление петровой тёщи и множества людей

Данное чудо Марк и Лука описывают в непосредственной связи с предыдущим. Выйдя из синагоги, Иисус вошёл в дом Симона (Петра). Тёща Петрова оказалась тяжко больной (Лука, как врач, поясняет что это была «сильная горячка». По слову Иисуа, горячка оставила её и «она встала и служила им». Исцеление в синагоге бесноватого, а затем тёщи Симона произвели сильное впечатление на народ и к дверям дома Симона, по захождении солнца, стали приносить больных и бесноватых, так что «весь город собрался к дверям». Христос исцелял людей и изгонял духов. При описании данного чуда Матфей поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Огромный улов рыбы

Описывается только Лукой. Чудо совершено перед призванием Иисусом первых апостолов - Симона (Петра) и Андрея. Христос «учил народ» у озера Геннисаретского и окончив проповедь «сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Симон, как опытный рыбак, сказал - «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Закинув сеть они поймали «великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Уловом были заполнены две лодки, которые начали тонуть. Увидев это «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Видя ужас Петра Иисус ответил ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков». Далее как повествует евангелист первые апостолы «оставили все и последовали за Ним».

Исцеление прокажённого

Прокаженный, исполненный веры, «увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Вера его была так сильна, что он нарушил закон, запрещающий ему подходить к здоровым людям. В ответ на эту смиренную просьбу, что Иисус коснулся его, показав, что он не связан запретом прикасаться к нечистому, и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Исполняя закон Моисея, Христос велит исцеленному пойти показаться священнику и просит никому не разглашать о совершившемся чуде.

Укрощение бури

Когда Иисус с учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро поднялась сильная буря, грозившая опрокинуть лодку. Испуганные ученики разбудили Иисуса и тот запретил ветру и сказал воде: «умолкни, перестань», а затем, обратившись к ученикам, сказал: «Что вы так боязливы? Где ваша вера?». Ученики же в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?!»

Воскрешение дочери Иаира

У начальника синагоги Иаира была при смерти единственная дочь. Он пришёл ко Иисусу Христу и просил его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Видя его веру, Иисус пошёл с ним, но на пути встретил слугу, который сообщил Иаиру «дочь твоя умерла; не утруждай учителя», но Иисус сказал: «не бойся, только веруй, и будет спасена». Подойдя к дому и видя плачущих людей Иисус сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит», но люди не поняли его слов и стали смеяться над ним. Взяв с собою только родителей девушки и трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна, Иисус вошёл в комнату, где лежала умершая девица и взяв её за руку сказал: «талифа куми», что значит; «девица, тебе говорю, встань!». И девица тотчас встала и начала ходить. Иисус велел дать ей есть и запретил её родителям разглашать о происшедшем, но слух об этом разнесся по всей стране.

Исцеление кровоточивой женщины

Чудо было совершено Иисусом по дороге в дом Иаира. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, верившая, что ей достаточно коснуться одежд Христа, чтобы выздороветь, подошла к нему и дотронулась до края его одежды. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Иисус почувствовал, что в этот момент «вышла из Него сила», спросил, кто коснулся его. Женщина «пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Иисус же обратился к ней со словами: «вера твоя спасла тебя».

Насыщение народа пятью хлебами

Это единственное чудо о котором упоминается всеми евангелистами. Иисус проповедовал в пустынном месте и ученики попросили его отпустить людей чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». В ответ сомнение учеников как можно накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. По утверждению евангелиста: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».

Насыщение народа семью хлебами

Совершено в обстоятельствах аналогичных предыдущему чуду, только «ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей».

Хождение Иисуса Христа по водам

Когда ученики Христа переправлялись на лодке на другую сторону Галилейского озера к Вифсаиде Галилейской, они увидели Иисуса идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Иисус Христос заговорил с ними: «успокойтесь, это Я, не бойтесь». Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде». Христос сказал: «иди». Петр вышел из лодки и пошёл по воде, но испугавшись волн усомнился, стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня». Христос протянул ему руку и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?». Когда Иисус вошёл в лодку ветер утих и ученики подошли, поклонились ему и сказали: «воистину Ты - Сын Божий».

Исцеление дочери хананеянки

Чудо исцеления было совершено заочно. Изначально на просьбу хананеянки Иисус ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева» и добавил - «дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Женщина смиренно ответила на это: «Так Господи! но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Этими словами хананеянка показала не только великое смирение свое и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога достанет милости на каждого человека. После этих слов Иисус Христос сказал ей: «О женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желание твоему». И дочь её исцелилась в тот час.

Исцеление бесноватого отрока

Исцеление было совершено сразу после Преображения. Иисус спустившись с горы был окружён людьми и некий человек обратился к Нему с просьбой исцелить его сына, который «в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Также этот человек сказал что уже приводил своего сына к ученикам Христовым, но те не смогли исцелить его. Услышав это, Иисус воскликнул: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» и повелел привести к нему отрока. Этим он выразил упрёк в маловерии своим ученикам (по некоторым толкованиям - всему иудейскому народу). Когда отрок ещё только шёл к Иисусу «бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его».

Исцеление иерихонского слепца

Выходя из Иерихона по дороге в Иерусалим к Иисусу встретился слепец Вартимей (в рассказе евангелиста Матфея двое слепцов), который начал кричать «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!». В ответ на это Иисус спросил: «чего ты хочешь от Меня?». Слепец попросил о прозрении и был исцелен Иисусом.

Чудо со статиром

Обратившийся к апостолу Петру сборщик подати на храм задал вопрос «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» надеясь, что Иисус ответит отказом и это станет обвинением против него. Пётр сразу сказал, что они заплатят налог. Придя к Иисусу, он рассказал ему о просьбе сборщика подати и услышал от Христа вопрос: «Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны.» Но чтобы не соблазнить никого своим поведением Иисус повелел Петру пойти к морю и сказал «первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя»

Исцеление слепорожденного

Иисус по случаю одного праздника был в Иерусалимском храме и после своей проповеди, вышел из него и, проходя по улице, встретил человека слепого от рождения. Ученики спросили у него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». После этих слов он плюнул на землю, сделал брение (грязь) и помазал брением глаза слепому, сказав ему: «пойди, умойся в купальне Силоам». Слепорожденный пошёл к Силоамской купальне, умылся и стал видеть.

Исцеление десяти прокаженных

При входе в селение Христа встретили десять прокаженных (девять иудев и один самарянин). Не смея подойти к Иисусу, она издали кричали «Иисус Наставник! помилуй нас». Христос сказал им: «пойдите, покажитесь священникам» и пока шли они излечились от проказы. Увидев своё исцеление только самарянин вернулся и поблагодарил Христа, иудеи же остали неблагодарными. Назидательное значение данного чуда, по учению церкви, состоит в том, что верующие должны быть благодарными Богу за все его милости.

Воскрешение Лазаря

Вспоминается Православною церковью в субботу на шестой неделе Великого Поста (накануне Вербного Воскресенья).

Богословские толкования

Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места. Чудеса Богочеловека имели множество свидетелей, из которых большая часть были или враждебны Ему… Самые злейшие враги Господа не отвергали их, старались только уничижить их богохульным претолкованием и всеми средствами, которые внушались им лукавством и злобою. В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству.

Слово «апостол» в переводе с греческого языка обозначает «посланник». Апостолы Христовы были посланы в мир благовествовать Евангелие, свидетельствовать о Христе и основывать-утверждать Церкви.

Группка людей, около ста человек, уловила в сети Христовы весь мир. И это совершенное и дивное чудо! Это, пожалуй, самое главное доказательство того, что Бог пребывал с ними и Бог пребывает с нами - их последователями и чадами. Ведь вся мощь Римской империи, раскаленная злобой иудеев, была против них. Девяносто процентов цивилизованных аристократичных римлян, утонченных интеллектуалов-греков и сотни варварских грубых племен Европы и Азии слыхом не слыхивали о Христе. И мало того - не хотели слышать, занимая по отношению к апостолам враждебную позицию. Официальное римское язычество с центром вокруг обожествленной фигуры императора казалось железобетонной несокрушимой мощью.

Но, как поется в старой рок-н-ролльной песенке: «Камень пройденных дорог сумел пробить росток». Прошло чуть более трех столетий - и колосс языческой религии рухнул, а вместо него процвело живое дерево Православия.

Это ли не чудо? Казалось, все было против него. Казалось, все земные условия гибельны, смертельны для христианства. Говоря биологическим языком, почти абсолютно враждебная агрессивная среда.

Но лоза Христова зацветает и приносит плоды…

И еще поражает всякое воображение, конечно, неутомимость апостолов. Только прочитать, какие концы они преодолевали и к каким враждебным племенам они шли благовествовать Евангелие: Рим, Греция, Испания, Британия, Африка, Иран, Индия, Кавказ…

И везде лоза, насажденная десницею Божиею, прививалась. Потому что не человек садил, но Господь.

И нужно, наверное, понять, что мы являемся прямыми потомками и наследниками апостолов, что мир, который во многом и остался языческим или, лучше сказать, имеет в самом себе склонность скатиться к язычеству, требует от нас апостольства, свидетельства Христова - и в семье, и на работе, и в троллейбусе или маршрутке христианин оказывается апостолом, то есть посланником Христовым.

Проезжая в общественном транспорте мимо храма, можно перекреститься или стыдливо отвернуться. Дома, устав после работы, поучить с ребеночком «Отче наш» или дать ему планшет с интернетом, а самому уткнуться в интернет или телевизор…

Огромное количество возможностей у современного христианина быть апостолом. Важно, чтобы сердце горело верой и поиском Бога, и жаждой познания Его. Главное, чтобы мы были и камнем (Петр), и маленьким (Павел, Паулюс - с латыни - «меньший, маленький»): оказались одновременно нерушимым камнем православной веры и, будучи исполненными этой малости, ощущали себя маленькими, нищими духом, т. е. возделывали в себе с Божьей помощью добродетель смирения, без которой нет спасения. К тому же, конечно, не забывали о добродетели любви. И ждут нас свои Коринфы, Римы и Фессалоники в семье, метро, троллейбусах и на работе. И Господь как для апостолов, так и для нас Один и Тот же.

Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Апостол Петр не только в Иерусалиме проповедовал об Иисусе Христе. Он ходил по всей иудейской земле, был и в чужих далеких землях, рассказывал об Иисусе и крестил язычников. Он ходил в Рим, где жили римские императоры, и там многих обратил в Христову веру. Был даже во дворце, где крестил жену римского императора.

Чудеса, совершенные апостолом Петром

Апостол Петр, как и другие ученики Христа, имел от Бога особенную силу исцелять больных и творить разные чудеса. Когда он проходил по улице, выносили больных и клали их на дорогу, по которой он шел. Вы, конечно, видели свою тень, которая движется за вами, когда вы идете или бежите. Самые тяжелые больные, вынесенные на улицу, становились сразу же здоровыми, лишь только на них падала тень проходившего мимо апостола Петра.

В городе Лидде он исцелил человека по имени Эней, который восемь лет был парализован и не мог встать с постели. Эней тотчас выздоровел, встал и начал ходить. Многие, видевшие это чудо, поверили в Христа.

В это время в соседнем городе Иоппии заболела и умерла одна благочестивая девушка Тавифа, верившая в Иисуса Христа. После смерти ее вымыли и положили на стол. Услыхав, что апостол Петр недалеко, послали за ним. Когда он пришел, женщины, бывшие в доме, плакали и показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа. Петр всех отправил из комнаты, стал на колени, помолился Богу, потом, обернувшись к покойнице, сказал: «Тавифа! Встань!» Покойница открыла глаза и села. И она вновь принялась за свои работы.

Освобождение апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–11)

Ангел выводит апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–17)

В Риме у одной знатной дамы умер сын. Апостол Петр сказал умершему: «Юноша, встань! Встань! Воскрешает тебя Господь Иисус Христос!» Мертвец ожил и встал.

Мученическая смерть апостола Петра

Когда Петр был в Риме, там царствовал развратный и жестокий император Нерон, который, как и другие язычники, не любил христиан. Он приказывал хватать их и мучить. Чего только ни делали с христианами! Били, секли, распинали на крестах, отрубали руки, ноги, головы, жгли в огне, варили в горячем масле, срывали ногти и кожу со всего тела, вырывали языки, выкалывали глаза, отдавали на съедение диким зверям, вешали на деревьях и строгали железными граблями, смазывали все тело смолой и поджигали. Много-много других мучений придумывали злые язычники, чтобы заставить христиан отказаться от Христа и поклоняться языческим идолам. Страшно даже говорить о тех мучениях, которые терпели христиане от язычников. Слава Богу, что мы живем теперь, а не в то время! Нам с вами, друзья, пожалуй, и не вынести бы этих мук. А христиане все это терпели, не отказывались от Христа, не молились идолам и не приносили языческих жертв. Тысячами люди умирали за Христа. Это еще больше злило мучителей. Особенно старались мучить апостолов и учителей христианских.

Христиане боялись, что язычники схватят, будут мучить и убьют и апостола Петра. Они уговаривали его уйти из Рима. Петр послушался и ночью потихоньку пошел из города. Он уже вышел за городские ворота, как вдруг видит, что навстречу ему идет Сам Спаситель, Иисус Христос. Петр испугался и обрадовался, поклонился Ему и спросил: «Господи! Куда идешь?» Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы Меня там опять распяли». И скрылся. Петр догадался, что нехорошо сделал, убегая от мучения, и вернулся в Рим, где его схватили язычники, посадили в тюрьму и приговорили распять на кресте. Апостол Петр просил, чтобы его не распинали, как Христа, он не стоит этого, а чтобы распяли вниз головой. Так и сделали. Ноги его были приколочены сверху, а голова свисала вниз.

Апостол Павел

Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.

Савл на пути в Дамаск. (Деяния 9:1–8)

Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.

Чудеса, совершенные апостолом Павлом

Однажды апостол Павел рассказывал об Иисусе Христе одному начальнику (проконсулу города Пафы Сергию). Здесь же был один волшебник, колдун, который мешал ему, уговаривал Сергия не слушать Павла. Апостол сказал ему: «Вот рука Господня на тебе (вот тебе наказание за то, что ты сбиваешь людей): ты будешь слеп и долго не увидишь солнца». Волшебник в ту же минуту ослеп. А проконсул, увидев чудо, поверил в Христа.

В городе Листре апостол Павел одному хромому, который сроду не владел ногами, сказал: «Встань прямо!» Тот вскочил и стал ходить.

В городе Филиппы язычники напали на апостолов Павла и Силу (из семидесяти апостолов), избили, посадили в тюрьму и приказали сторожу хорошенько за ними смотреть. Тот заковал их в цепи и запер в самую надежную, крепкую тюрьму. Около полуночи Павел и Сила молились Богу и пели священные песни. Остальные узники слушали их. Вдруг произошло землетрясение: стены темницы зашатались и готовы были упасть; все двери открылись, и оковы со всех упали. Тюремный сторож спросонок подумал, что все узники убежали, схватил меч и хотел убить себя, но Павел закричал ему: «Остановись! Мы все здесь!» Зажгли огонь, стали смотреть и увидели, что никто не убежал. Сторож бросился к ногам Павла и Силы и спрашивает: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и твои родные!» И стали рассказывать всем, кто здесь был, об Иисусе Христе. Сторож тотчас обмыл их раны, привел в свой дом и приготовил ужин. В ту же ночь сторож и все его домашние крестились.

В городе Троаде апостол Павел воскресил мертвого. Христиане собирались на молитву ночью, потому что днем нельзя было. Язычники, всюду искавшие христиан, могли забрать молящихся, разогнать их, помешать молитве, осмеять обряды, надругаться над таинствами. Однажды в воскресенье христиане собрались ночью. Служили обедню (совершали таинство причащения) и причащались. Апостол Павел говорил проповеди. Служба длилась долго. Около полуночи один юноша, чувствуя сильную усталость, присел на окно, задремал, уснул и свалился на улицу с третьего этажа. Он разбился до смерти. Павел спустился на улицу, наклонился к мертвому, обнял его и сказал: «Не беспокойтесь, душа его в нем». Юноша тотчас ожил.

Введение.

В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Святых Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый "фон" для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла. Насколько "беднее" оказались бы мы без книги Деяния Апостолов! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга. Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.

В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.

Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:

Петр

  • 3:1-11 Исцеление хромого от рождения
  • 5:15-16 Осененные тенью Петра исцеляются
  • 5:17 Зависть со стороны иудеев
  • 8:9-24 История с Симоном-волхвом
  • 9:33-35 Исцеление Енея
  • 9:36-41 Воскрешение Тавифы

Павел

  • 14:8-18 Исцеление хромого от рождения
  • 19:11-12 Целительная сила платков и фартуков Павла
  • 13:45 Зависть со стороны иудеев
  • 13:6-11 История с Елимой-волхвом
  • 20:9-12 Воскрешение Евтиха

Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (главы 9,22,26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, "оправдание" апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в главе 27.

Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства. Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества. Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (глава 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей - к примеру, избрание Матфия в главе 1 и уже упомянутое избрание Семи в главе 6.

Так в чем же все-таки состояла главная цель Книги Деяния Святых Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на "апологетической" точке зрения, утверждает: "Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в законопослушности христианства, и тут Лука несомненно является пионером".

В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в Деяниях Апостолов, за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах -16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) - всегда религиозного происхождения, и инициаторы их - иудеи.

И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяния Апостолов и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих книги Деяний Апостолов, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.

Пожалуй все-таки автор книги Деяний Апостолов ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать "продвижение" Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии "и даже до края земли" (1-8).

Вильям Барклай, одни из исследователей книги Деяний Апостолов, пишет: "Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима". Это так, и именно в этом "секрет" перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу.

При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян. 1:1 перекликается с Лук. 1:1-4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.

Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку книга Деяний Апостолов несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив. Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии ("Царствие Божие" в 28:31). ("Эсхатология" - учение о конечных судьбах мира и человека. - Ред.)

В Деяниях Апостолов подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него. Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому. Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.

Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в книге Деяния Святых Апостолов.

В обеих этих книгах "красной нитью" проходит упомянутая эсхатологическая тема. Выражение "Царство Божие", исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях - 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23,31). Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве "рассыпаны" по книге Деяний Апостолов (1:11; 2:19-21,34-35; 3:19-25; 6:14; 10:42; 13:23-26, 32-33; 15:15-18; 17:3,7,31; 20:24-25,32; 21:28; 23:6; 24:15-17,21,25; 26:6-8,18; 28:20).

Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел - главные исторические персонажи книги Деяния Святых Апостолов; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.

Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений "мы, нас", неоднократно встречающихся в 16:10-17 и в 20:5 - 28:31. Вторым "источником" был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему "доброму доктору" и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения. Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (20:4-5; 21:15-19).

В Деян. 21:18-19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав книги Деяния Апостолов. Заметим, что эти главы выдают свое "арамейское происхождение". Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (Лук. 1:2-3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.

Время написания.

По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.

Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66-68 гг. по Р. Х., если бы книга не была написана до этого.

Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по Р. Х., в книге Деяния Апостолов не упоминается.

Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяния Святых Апостолов 60-62 гг. по Р. Х. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.

Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой - это ключевой стих в Деян. 1:8 "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно "рост" имел место (2:41; 4:31; 5:42; 8:25,40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.

На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов - ключевого стиха (Деян. 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви - и строится предлагаемый ниже План.

План книги Деяния Святых Апостолов:

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 - 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1-2)

1. Вступление (1:1-5)

2. Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6-26)

3. Начало Церкви (глава 2)

Первое сообщение об успехе: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (2:47)

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 - 6:7)

1. Оппозиция церкви (3:1 - 4:31)

2. Наказание, совершившееся в церкви (4:32 - 5:11)

3. Преуспевание церкви (5:12-42)

4. Решение административных вопросов (6:1-7)

Второе сообщение об успехе: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (6:7)

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 - 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 - 8:1а)

1. Арест Стефана (6:8 - 7:1)

2. Речь Стефана в синедрионе (7:2-53)

3. "Атака" на Стефана (7:54 - 8:1а)

Б. Служение Филиппа (8:1б-40)

1. В Самария (8:1б-25)

2. Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26-40)

В. Миссия Савла (9:1-31)

1. Обращение Савла (9:1-19а)

2. Начало конфликтов с иудеями (9:19б-31)

Третье сообщение об успехе: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии… на-зидаясь и ходя в страхе Господнем… при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31)

III. Свидетельство "до предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

1. Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32 - 10:48)

2. Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1-18)

3. Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия "всему миру" (11:19-30)

4. Преследование церкви в Иерусалиме (12:1-24)

Четвертое сообщение об успехе: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24)

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25 - 16:5)

1. Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25 - 13:3)

(Первое миссионерское путешествие, главы 13-14)

2. Миссионерский обход Малой Азия (13:4 - 14:28)

3. Собор в Иерусалиме (15:1-35)

4. Утверждение церквей в Малой Азии (15:36 - 16:5)

(Второе миссионерское путешествие, 15:36 - 18:22)

Пятое сообщение об успехе: "И церкви утверждались" верою и ежедневно увеличивались числом (16:5)

В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6 - 19:20)

1. Побуждение идти в Македонию (16:6-10)

2. Конфликтные ситуации в Македонии (16:11 - 17:15)

3. Миссионерская кампания в Ахайе (17:16 - 18:18)

4. Завершение второго миссионерского путешествия (18:19-22)

5. "Завоевание" миссионерами Ефеса (18:23 - 19:20)

(Третье миссионерское путешествие, 18:23 - 21:16)

Шестое сообщение об успехе: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20)

Г. Павел стремится в Рим (19:21 - 28:31)

1. Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21 - 21:16)

2. Заточение Павла в Иерусалиме (21:17 - 23:32)

3. Заточение Павла в Кесарии (23:33 - 26:32)

4. Заточение Павла в Риме (главы 27-28)

Седьмое сообщение об успехе: "Павел… принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе" (28:30-31).

Апостол Петр

Апостол Петр третий раз был посажен в тюрьму. Несколько дней он сидел там. Его заковали в цепи. Кроме сторожей, которые стояли у всех дверей, на ночь ставили двух часовых, и он спал между ними. Однажды ночью в темнице вдруг стало светло, появился ангел Господень и сказал ему: «Вставай скорей!» Петр встал, цепи упали с его рук. Ангел велел обуться, одеться и идти за ним.

Петр идет за ангелом и думает, не во сне ли все это ему видится? Прошли первых часовых, вторых, пришли к последним воротам на улицу. Тяжелые ворота без шума отворились сами собой, и они вышли из тюрьмы, прошли одну улицу, и ангел скрылся. Осмотревшись, Петр сказал: «Да, теперь я вижу, что Бог послал Своего ангела спасти меня». Затем он пошел к тому дому, где апостолы и другие верующие собирались молиться Богу. Вы, вероятно, догадываетесь, почему они собирались на молитву ночью. Днем они боялись евреев. Петр подошел, постучался в двери, вышла служанка и спросила: «Кто там?» Петр отозвался. Когда служанка услышала голос Петра, она так обрадовалась, что, забыв отпереть ему двери, побежала в горницу (комнату) сказать, что у крыльца стоит Петр. «В своем ли ты уме?» – набросились на нее. Она спорила, что слышала голос Петра. А тот стучится и ждет, скоро ли его впустят. Наконец отперли. Петр рассказал, как ангел вывел его из тюрьмы, и ученики радовались и благодарили Господа.

Апостол Петр не только в Иерусалиме проповедовал об Иисусе Христе. Он ходил по всей иудейской земле, был и в чужих далеких землях, рассказывал об Иисусе и крестил язычников. Он ходил в Рим, где жили римские императоры, и там многих обратил в Христову веру. Был даже во дворце, где крестил жену римского императора.

Чудеса, совершенные апостолом Петром

Апостол Петр, как и другие ученики Христа, имел от Бога особенную силу исцелять больных и творить разные чудеса. Когда он проходил по улице, выносили больных и клали их на дорогу, по которой он шел. Вы, конечно, видели свою тень, которая движется за вами, когда вы идете или бежите. Самые тяжелые больные, вынесенные на улицу, становились сразу же здоровыми, лишь только на них падала тень проходившего мимо апостола Петра.

В городе Лидде он исцелил человека по имени Эней, который восемь лет был парализован и не мог встать с постели. Эней тотчас выздоровел, встал и начал ходить. Многие, видевшие это чудо, поверили в Христа.

В это время в соседнем городе Иоппии заболела и умерла одна благочестивая девушка Тавифа, верившая в Иисуса Христа. После смерти ее вымыли и положили на стол. Услыхав, что апостол Петр недалеко, послали за ним. Когда он пришел, женщины, бывшие в доме, плакали и показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа. Петр всех отправил из комнаты, стал на колени, помолился Богу, потом, обернувшись к покойнице, сказал: «Тавифа! Встань!» Покойница открыла глаза и села. И она вновь принялась за свои работы.

Освобождение апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–11)


Ангел выводит апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–17)


В Риме у одной знатной дамы умер сын. Апостол Петр сказал умершему: «Юноша, встань! Встань! Воскрешает тебя Господь Иисус Христос!» Мертвец ожил и встал.

Мученическая смерть апостола Петра

Когда Петр был в Риме, там царствовал развратный и жестокий император Нерон, который, как и другие язычники, не любил христиан. Он приказывал хватать их и мучить. Чего только ни делали с христианами! Били, секли, распинали на крестах, отрубали руки, ноги, головы, жгли в огне, варили в горячем масле, срывали ногти и кожу со всего тела, вырывали языки, выкалывали глаза, отдавали на съедение диким зверям, вешали на деревьях и строгали железными граблями, смазывали все тело смолой и поджигали. Много-много других мучений придумывали злые язычники, чтобы заставить христиан отказаться от Христа и поклоняться языческим идолам. Страшно даже говорить о тех мучениях, которые терпели христиане от язычников. Слава Богу, что мы живем теперь, а не в то время! Нам с вами, друзья, пожалуй, и не вынести бы этих мук. А христиане все это терпели, не отказывались от Христа, не молились идолам и не приносили языческих жертв. Тысячами люди умирали за Христа. Это еще больше злило мучителей. Особенно старались мучить апостолов и учителей христианских.

Христиане боялись, что язычники схватят, будут мучить и убьют и апостола Петра. Они уговаривали его уйти из Рима. Петр послушался и ночью потихоньку пошел из города. Он уже вышел за городские ворота, как вдруг видит, что навстречу ему идет Сам Спаситель, Иисус Христос. Петр испугался и обрадовался, поклонился Ему и спросил: «Господи! Куда идешь?» Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы Меня там опять распяли». И скрылся. Петр догадался, что нехорошо сделал, убегая от мучения, и вернулся в Рим, где его схватили язычники, посадили в тюрьму и приговорили распять на кресте. Апостол Петр просил, чтобы его не распинали, как Христа, он не стоит этого, а чтобы распяли вниз головой. Так и сделали. Ноги его были приколочены сверху, а голова свисала вниз.

Апостол Павел

Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.


Савл на пути в Дамаск. (Деяния 9:1–8)


Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.

Чудеса, совершенные апостолом Павлом

Однажды апостол Павел рассказывал об Иисусе Христе одному начальнику (проконсулу города Пафы Сергию). Здесь же был один волшебник, колдун, который мешал ему, уговаривал Сергия не слушать Павла. Апостол сказал ему: «Вот рука Господня на тебе (вот тебе наказание за то, что ты сбиваешь людей): ты будешь слеп и долго не увидишь солнца». Волшебник в ту же минуту ослеп. А проконсул, увидев чудо, поверил в Христа.

В городе Листре апостол Павел одному хромому, который сроду не владел ногами, сказал: «Встань прямо!» Тот вскочил и стал ходить.

В городе Филиппы язычники напали на апостолов Павла и Силу (из семидесяти апостолов), избили, посадили в тюрьму и приказали сторожу хорошенько за ними смотреть. Тот заковал их в цепи и запер в самую надежную, крепкую тюрьму. Около полуночи Павел и Сила молились Богу и пели священные песни. Остальные узники слушали их. Вдруг произошло землетрясение: стены темницы зашатались и готовы были упасть; все двери открылись, и оковы со всех упали. Тюремный сторож спросонок подумал, что все узники убежали, схватил меч и хотел убить себя, но Павел закричал ему: «Остановись! Мы все здесь!» Зажгли огонь, стали смотреть и увидели, что никто не убежал. Сторож бросился к ногам Павла и Силы и спрашивает: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и твои родные!» И стали рассказывать всем, кто здесь был, об Иисусе Христе. Сторож тотчас обмыл их раны, привел в свой дом и приготовил ужин. В ту же ночь сторож и все его домашние крестились.

В городе Троаде апостол Павел воскресил мертвого. Христиане собирались на молитву ночью, потому что днем нельзя было. Язычники, всюду искавшие христиан, могли забрать молящихся, разогнать их, помешать молитве, осмеять обряды, надругаться над таинствами. Однажды в воскресенье христиане собрались ночью. Служили обедню (совершали таинство причащения) и причащались. Апостол Павел говорил проповеди. Служба длилась долго. Около полуночи один юноша, чувствуя сильную усталость, присел на окно, задремал, уснул и свалился на улицу с третьего этажа. Он разбился до смерти. Павел спустился на улицу, наклонился к мертвому, обнял его и сказал: «Не беспокойтесь, душа его в нем». Юноша тотчас ожил.


Чудесное спасение апостола Павла и его спутников. (Деяния 27:27–44)


Однажды Павла везли на корабле в римскую тюрьму. Перед этим апостол предупреждал, что на море будет страшная буря, поэтому лучше немного подождать, не ехать. Его не послушали, но когда вышли в море, поднялась такая страшная буря, что с корабля выбросили в море весь груз, все вещи, какие кто имел, чтобы сделать корабль полегче. Небо покрылось густыми черными тучами: не видно ни солнца, ни звезд, завывает сильный ветер, который все ломает и рвет. Только и слышно, как лопаются и рвутся паруса и веревки, трещат и скрипят доски и бревна. Страшно: кажется, что в любую минуту корабль могут залить волны, которые то поднимали его, как легкую щепку, то бросали вниз. Целых две недели продолжалась эта страшная буря. Наконец Павел встал среди своих спутников, которые уже чуть не умирали от страха и голода, и сказал им: «Успокойтесь! В эту ночь мне явился ангел Божий и сказал, что мы не потонем, останемся живы. Разобьется только корабль. Вот уже четырнадцатый день, как вы ничего не ели. Поешьте чего-нибудь». Он взял хлеб, помолился Богу и стал есть. Другие, глядя на Павла, тоже поели. Вскоре увидели берег. Корабль со всего размаху врезался носом в песок и сел на мель. Его стало заливать водой и ломать. Все бросились плыть к берегу, а кто не умел плавать, хватался за доски и бревна, которые волнами сносило к берегу. Как сказал Павел, так и случилось: никто не утонул, все спаслись.

Все мокрые, продрогшие, они попали на остров Мелит-Мальта. Жители приняли их, развели огонь, чтобы они обсушились и согрелись. Павел набрал охапку хвороста, и когда клал его в огонь, из хвороста выползла змея, ехидна, и впилась ему в руку. Все думали, что Павел сейчас упадет и умрет, но он стряхнул змею в огонь и остался жив.

У правителя этого острова был болен горячкой отец, у которого, кроме того, болел живот. Павел пошел к больному, помолился и, положив на него руки, исцелил. Здесь же он вылечил и многих других больных.

Много, много чудес творил апостол Павел, много исцелял больных. Больные излечивались даже тогда, когда на них клали пояса апостола и платки, которыми он повязывал голову.

Мученическая смерть апостола Павла

Апостол Павел терпел много гонений от иудеев и язычников. Сколько раз его водили на суд, сажали в тюрьму, били палками и камнями! Сколько раз иудеи и язычники хотели его убить за то, что он верит в Христа и учит этой вере других! Но он не боялся ни гонений, ни темницы, ни смерти. Он всем рассказывал об Иисусе Христе, всех учил верить в Него. Для этого он ходил в Грецию, Италию и другие страны. Наконец в Риме по приказанию Нерона язычники отрубили ему голову.

Проповедь и кончина остальных апостолов

Что же произошло с другими апостолами? После вознесения Господа апостолы бросили жребий, кому из них в какую землю идти проповедовать учение Христа и крестить верующих. И разошлись они из Иерусалима в разные стороны. Где пешком, где на корабле добирались они до самых далеких стран и все рассказывали об Иисусе Христе, о том, что это истинный Бог, Который спасает всех верующих и молящихся Ему. Многие внимательно слушали слова апостолов и с радостью крестились. Но были и злые люди, которые и слышать о Христе не хотели. Апостолов и тех, кого они обращали в христианство, за то, что они не признавали языческих идолов и не молились им, выгоняли из городов, сажали в тюрьмы и убивали. Все апостолы пострадали за Христа; все, исключая одного Иоанна Богослова, были убиты иудеями или язычниками.


Святой Евангелист Иоанн Богослов на острове Патмосе. (Апокалипсис 1:9)


Одного из них, Иакова, который по Божьему жребию был епископом, архиереем иерусалимским, евреи сбросили с высокой крыши храма. Иаков сильно разбился о камни церковного двора, но остался еще жив и молился за своих убийц: «Господи! Прости их! Они сами не знают, что делают». Тут один иудей ударил его по голове и убил до смерти.

Другой апостол, Андрей Первозванный, приходил на нашу русскую землю. Но это была пустая, дикая, заросшая густым лесом страна. Не было еще больших красивых городов, не было и таких дорог, как сегодня. Полудикие жители того времени совсем не были похожи на теперешних образованных русских людей. Апостол Андрей дошел до того места, где теперь стоит наш славный город Киев. Там, на горе, он поставил крест и сказал, что на этом месте будет большой город со множеством церквей, что жители этой земли станут христианами. В Греции апостола Андрея язычники распяли на кресте.

За Христа пострадали и умерли и все остальные апостолы, исключая апостола Иоанна, которого хотели отравить ядом, но яд не подействовал. Бросили его в котел с кипящим маслом, но и тут Господь сохранил его. Он умер своей смертью в глубокой старости на одном острове (Патмосе), куда был сослан язычниками.

Успение (кончина, смерть) Божьей Матери

Вы, любезные дети, конечно, не забыли, что Божья Матерь была Дочерью благословенных родителей Иоакима и Анны, у которых до самой старости не было детей. Очень грустили из-за этого Иоаким и Анна, молились и обещали, что, если родится у них ребенок, отдадут его Богу. Как ни рады они были рождению Дочери, Которую назвали Марией, как ни любили Ее, но с трех лет отвели в храм и отдали на воспитание священникам. Вы знаете, какая это была благочестивая и кроткая Дева, такая Святая, что ангелы приносили Ей пищу. Она или занималась рукоделием, или молилась Богу, или читала слово Божье. Когда она выросла, Ее отдали старому Иосифу, а чтобы он за Ней лучше смотрел, их обручили, потому что идти замуж Она не захотела, дав Богу клятву навсегда остаться Девой. Помните мои рассказы о том, как Она жила в доме Иосифа, как явился Ей архангел Гавриил и сказал, что от Нее родится Спаситель? Помните, как Она родила Спасителя в Вифлееме, в пещере, как носила Его в храм, где их встретили Симеон и Анна, как потом бежала с Младенцем Иисусом от Ирода в Египет, как искала Своего двенадцатилетнего Сына Иисуса и нашла Его? Она была с Иисусом на брачном торжестве в Кане галилейской, была при Нем, когда Он ходил по земле и учил людей, вместе с Ним терпела бедность и унижение. А как Она страдала и плакала, когда Ее любимого Сына мучили и распинали на кресте, когда Он умер! Как радовалась, когда увидела Господа воскресшим!

После вознесения Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь Его Дева Мария жила в доме апостола Иоанна, который, помня слова Спасителя, сказанные ему с креста: «Вот Матерь твоя!», чтил Ее, как самый нежный сын, и заботился, как о родной матери. Около двадцати лет после вознесения Господа жила Его Пречистая Матерь на земле. Каждый день Она ходила молиться ко гробу Своего Сына и в сад Гефсиманский, где наш Спаситель молился перед Своей смертью, и на Голгофу. Злые иудеи хотели Ее убить, но Сын хранил Свою Матерь. Узнав, что Она ежедневно ходит ко гробу Своего Сына, архиереи и книжники поставили у гроба стражу, чтобы никого туда не пускать и убить Матерь Христа. Но Бог совершил чудо. Он ослепил стражу, так что она не видела Божьей Матери, приходившей ко гробу. Стражники наконец доложили, что никто не приходит, что они долго охраняли гроб, но никого не видели.

Апостолы, которым после вознесения любимого Учителя на Небо оставалось лишь одно утешение – видеть Его Матерь и разговаривать с Ней, глубоко чтили Ее. Они никакое дело не начинали без благословения и совета Божьей Матери. Уходя на проповедь в дальние страны, апостолы просили Деву Марию благословить их и молиться за них. Приходя в Иерусалим, они рассказывали Ей, где были, как проповедовали и обращали людей в Христову веру.

К ней приходили больные, и Она исцеляла их; приходили скорбящие, плачущие от горя, и Она их утешала; приходили грешники, и Она уговаривала их раскаяться и исправиться, чтобы спастись.

Наконец наступило время, когда Господь Иисус Христос захотел взять Пречистую Матерь Свою к Себе на Небо. Она молилась в Гефсиманском саду, как вдруг явился Ей ангел и сказал, что через три дня Она умрет, и подал Ей финиковую ветку из рая. Пресвятая Богородица велела приготовить все к Своему погребению и попросила Иоанна, чтобы он нес перед Ее гробом райскую ветвь. Все родственники, множество христиан собрались к Божьей Матери и плакали о том, что Она скоро оставит их. Богородица же утешала их, просила не плакать и обещала молиться за них.

Ей хотелось перед смертью видеть апостолов, учеников Своего любимого Сына, проститься с ними. Но в Иерусалиме были только Иаков и Иоанн; остальные разошлись по разным странам проповедовать Христа. И вот какое чудо сделал Спаситель, чтобы исполнить желание Своей Матери. Всех апостолов, кроме Фомы, ангелы принесли в Иерусалим, в дом, где жила Пресвятая Богородица. Как же они удивились, увидев друг друга, и как плакали, когда узнали, что Господь собрал их для того, чтобы похоронить Богородицу, Которую они так любили и чтили.

Наступил день, назначенный ангелом. Матерь Божья, ожидая кончины, лежала на ложе, которое было убрано, как для покойника. Апостолы молились. Вдруг раскрывается потолок, и с Неба сходит Сам Иисус Христос, окруженный ангелами. Богородица поклонилась Своему Сыну и Богу, легла на ложе и умерла, как будто уснула. Оттого-то смерть Божьей Матери и называется «успением, сном». К пречистому телу Богородицы приводили больных, слепых, глухих, немых, безумных, и все они исцелялись, прикасаясь к Ней.

Хоронить Матерь Божью понесли в Гефсиманский сад. Впереди апостол Иоанн нес райскую ветвь. Другие апостолы несли тело Богородицы на плечах. Множество христиан провожало носилки. Все пели священные песни, а в воздухе слышно было пение ангелов.

Первосвященники и книжники, узнав, с какими почестями хоронят Матерь распятого Христа, послали слуг и воинов разогнать похоронное шествие и убить апостолов Иисуса. Тело Богородицы воины должны были сжечь. Но эти злые люди ничего не смогли сделать. Облако скрыло и одр, на котором несли тело Богородицы, и провожавших Ее людей. А слуги и воины ослепли, натыкались на стены и искали провожатых, которые отвели бы их домой. Только один иудейский священник Афоний протиснулся к самому одру, на котором несли тело Богородицы, и схватился за него руками, чтобы сбросить тело на землю. И что же?! У Афония отвалились до самого локтя руки, пристали к одру и повисли на нем, а сам он упал на землю. Тут он раскаялся: признал Иисуса Христа Сыном Божьим, а Деву Марию – Матерью Божьей. Тогда Петр велел ему приставить руки к отвалившимся частям, висящим на гробе. Только Афоний сделал это, как руки срослись, и осталась только красная полоска возле локтей. Многие люди, в том числе посланцы архиереев, испугавшись слепоты, стали молиться Богородице, чтобы Она исцелила их. Молитва их была услышана, они снова стали зрячими и сделались христианами.

Принесли тело Божьей Матери в Гефсиманию. Все стали плакать, прощаться, прикладываться к телу. Наконец Ее положили в пещеру, вход в которую завалили огромным камнем. Три дня апостолы не отходили от пещеры и молились.

На третий день после похорон пришел Фома (помните, он не верил другим ученикам, что Иисус Христос воскрес). Он горько плакал, что ему не удалось увидеться с Богородицей и проститься с Ней. Стал просить, чтобы открыли пещеру. Его просьбу исполнили. И что же? Испугались апостолы: пречистого тела Богородицы уже не было в гробу; лежала только одежда, в которой Ее похоронили.

Иисус Христос взял и тело Своей Матери туда, где была уже Ее душа, – на Небо.

Так, милые дети, Господь Иисус Христос вознесся на Небо Сам и взял туда Свою Пречистую Матерь.

Но никогда Они нас не оставляют, всегда с нами, охраняют нас от всего плохого и посылают все доброе. Они слышат ваши молитвы, ждут, когда вы вспомните Их и помолитесь Им. Они с радостью дадут вам все нужное и полезное. Будьте послушны, прилежны и скромны. Иисус Христос и Его Матерь любят таких добрых детей.

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.