Буря свежеет ветер меркнет ночь анализ. «Буря», анализ стихотворения Фета

Свежеет ветер, меркнет ночь.
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит —
То прянет, то отхлынет прочь.

Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»

Анализ стихотворения «Буря» Фета

Для Афанасия Афанасьевича Фета природа — неистощимый источник вдохновения. Морская стихия обыгрывается в его классическом стихотворении «Буря».

Стихотворение написано в 1854 году. Его автору исполнилось 34 года, к этому времени он издал два сборника стихов, участвует в Крымской войне в составе полка, базирующегося в Прибалтике. А. Фет воспользовался близостью Санкт-Петербурга, чтобы завести там полезные литературные знакомства.

По жанру — стихотворение о природе, по размеру представляет собой четырехстопный ямб с охватывающей рифмовкой. Лирический герой — сам поэт, наблюдающий бурю. Композиция с нарастающей интонацией, которая в конце разрешается в мирном, почти юмористическом ключе.

Первая строфа переполнена глаголами, действием, динамизмом. Эпитеты: волна шипучая, тяжела, плотна. Инверсия: свежеет ветер, меркнет ночь. Повторы: злей. Сравнения развернутые, их два: как будто в берег бьет чугун, как будто бог морской готов воскликнуть. Под «морским богом» имеется в виду мифологические Нептун или Посейдон, чьим неизменным атрибутом и был трезубец (оружие и орудие управление волнами). Поэт использует прием олицетворения, когда в третьей строфе одушевляет бурю. Есть олицетворения и в предыдущих строфах, как бы подготавливающие появление «морского бога»: раздражительней бурун, море злей.

Энергичность стихотворения, накатывание валов передано с помощью закрытых рифм (лишь одна — открытая: волна-плотна). Тому же эффекту служит восклицание в заключительной строке, оформленное как прямая речь. Неукротимость происходящего подчеркивает связка: всесилен и неумолим. «Гранит» — валуны и скалы берегов Балтийского моря, где в тот момент проходил службу молодой поэт.

Событие, видимо, происходит на рассвете: меркнет ночь. Буря не кажется очень уж драматичной и пугающей, но, возможно, все дело в том, что герой наблюдает ее с берега. Также чувствуется толика шутливости в последней строфе: вот я вас! Лирический герой словно наслаждается удалью морской стихии, напитывается ее силой. Понятно, что герой не впервые видит подобное явление, поэтому спокоен.

Стихотворение «Буря» навеяно впечатлениями военной службы поручика А. Фета, чей полк охранял морское побережье. Эти годы примечательны также дружбой поэта с И. Тургеневым, И. Гончаровым и Н. Некрасовым, сближением с редакцией журнала «Современник».

«Буря» Афанасий Фет

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит —
То прянет, то отхлынет прочь.

Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»

Анализ стихотворения Фета «Буря»

«Вечерние огни» — итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал «Вечерние огни» чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. При этом широким массам современников Фета творчество его было не знакомо. Многие критики отзывались о произведениях поэта отрицательно, иногда даже используя откровенно издевательский тон. Главными врагами Афанасия Афанасьевича стали те, кто считал, что искусство непременно должно затрагивать проблемы общества, политики, помогать простому народу обрести лучшую жизнь. Естественно, Фет подобных мыслей не разделял. Большую часть его стихотворений можно отнести к «чистому искусству».

«Буря» — произведение из сборника «Вечерние огни», датированное 1854 годом. Оно входит в небольшой цикл «Море», состоящий из тринадцати стихотворений. Многие из них написаны под впечатлением от путешествия в Италию. Главная отличительная особенность произведений цикла — их удивительная живописность. Стихотворения Фета имеют полное право называться маринами в том значении слова, в котором употребляют его по отношению к художникам. Ключевой герой цикла — море, а не человек. Восемь стихотворений — это чистые пейзажи. К ним относится и «Буря». Ему предшествует «На корабле», в котором даются философские рассуждения лирического героя на тему жизни и смерти. Душой он возносится ввысь, стремится к вечности. В этом контексте «Буря» — своеобразное возвращение назад, спуск с небес на землю. Стихотворение начинается с двух предложений, настраивающих читателей на описание умиротворенного пейзажа. Уже во второй строке ситуация кардинально меняется. Фет переходит к изображению бушующей стихии. Элементы пейзажа он наделяет человеческими чертами: злое море, раздражительный бурун. Очень точно подобраны поэтом глаголы: пена плещет, ветер свежеет. В финале стихотворения возникает образ морского бога — всесильного и неумолимого. Здесь имеется в виду либо древнегреческий Посейдон, либо древнеримский Нептун.

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета - прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём - олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит» , морская пена «прянет» , бурун «раздражительный» . В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» - в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет» , «злей и злей бурлит» , «прянет» , «раздражительней» , «шипучая» , «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун» , обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим» , читатель в напряжении ожидает кульминации, удара... а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, - как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее - также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом - динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации - появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии - вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист...», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.