Антоний, митрополит (Черемисов Иван Иванович). Рождественское послание митрополита орловского и болховского антония Митрополит орловский и болховский

Сегодня, 17 ноября 2015г., Высокопреосвященнейший Антоний Митрополит Орловский и Болховский, празднует свое 76-летие. В Ахтырском Кафедральном соборе г.Орла в этот день было возглашено многолетие в честь любимого архипастыря.

Биография

Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Орловский и Болховский (в миру Черемисов Иван Иванович) родился в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965–1968 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем - в Московской духовной академии (МДА), которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, в 1972–1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учебы нес послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

7 апреля 1971 г. в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1972 г. рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября - во иеромонаха. С 1975 г. благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 г. - настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 г. возведен в сан игумена.

В 1982–1985 гг. - заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио.

22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

25 января 1990 г. переведен на Тобольскую кафедру, 20 июля - на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 г. временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 109) назначен на Орловскую кафедру.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 67) в связи с образованием Орловской митрополии и Ливенской епархии присвоен титул Орловский и Болховский.

Образование

1965–1968 гг. - МДС. 1968-1972 гг. - МДА.

Церковные:

орден преподобного Серафима Саровского I степени

орден прп. Сергия Радонежского II степени;

орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени;

орден свт. Иннокентия, Митрополита Московского II степени

Крест и медаль св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви.

Государственные:

Орден Дружбы (1999);

Орден Почета (2005);

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010);

Общественные:

знак Ордена св. блгв. кн. Александра Невского «За труды и Отечество» II ст.;

медали: «За Веру, Волю и Отечество», «За службу казачеству», «10 лет возрождения Енисейского казачьего войска 1991 −2001», «За заслуги перед Казачеством», «Атаман Платов», «За жертвенное служение», Украинский высший казачий орден «Возславлю и покрию людей моих», «Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Георгий Жуков 1896-1996», «Н.Г. Кузнецов. Адмирал флота, 1939 - 1955. Потомству в пример», «Честь в службе Отечеству, верность. Школа математических и навигационных наук - СПб.-Военно-морской институт, 1701-2001 гг.», «300 лет Российскому флоту 1696-1996», «Честь, флот, Отечество», «Цесаревич Георгий. РДС. Москва 850 лет», УИС России «Министерство юстиции РФ», Золотой орден «Меценат столетия» (2006 г.), «Орден Миротворца» Международного Общественного Благотворительного Фонда «Созвездие» (2007 г.), Орден «За веру и верность» Национального комитета общественных наград (2014), медаль ВООПИиК «За заслуги в сохранении наследия Отечества» (2014), памятный знак Императорского православного палестинского общества «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2014), юбилейная медаль «600 лет крещения города Мценска» (2015), медаль «Защитнику Отечества» Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России» (2015).

Владыка Антоний - Почетный гражданин г. Красноярска (1999 г.), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почетный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

В канун праздника Рождества Христова Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний обратился с Рождественским посланием к пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орловской епархии.

Рождественское послание Митрополита Орловского и Болховского
АНТОНИЯ
Честным пастырям, братии и сестрам святых обителей, клиру и всем верным чадам Святой Церкви Орловско-Болховской Епархии

«Рождество Твое,
Христе Боже наш,
возсия мирови
свет разума...».
(Тропарь праздника, глас 4).

Возлюбленные о Господе Всечестные отцы и пастыри на ниве Христовой, облеченные Благодатью священнического служения, иноки и инокини, славные казаки, учащиеся наших гимназий, воскресных школ, воины, студенты учебных заведений, дорогие мои братья и сестры, и все верные чада нашей Святой Церкви!

Господь наш Иисус Христос, Един от Святой Троицы, ныне рождается в мир от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!Тот, о Ком мечтали народы и думали мудрецы, о Ком втайне тоскует сердце каждого человека, сегодня Он являет нам Свой Божественный Лик.

Вся история человечества сосредоточена около этого чудесного события. Оно послужило исходным пунктом календарного летоисчисления нашей эры. Его торжественно празднуют все христианские народы через все века и поколения. Каждый по-своему славословит Христа Рожденного и на своём языке поёт Ему гимны.

На славословии Христа веками созидалась и христианская культура Руси, облагородившая дикие нравы грубых язычников, принявших веру Православную. В итоге варварская Русь стала Святою Русью, давшая множество угодников Божиих и просиявшая высоким благочестием народа.

Но возможно ли понять умом или описать словом эту «великую благочестия тайну» (1 Тим. 3, 16)? Конечно же нет. И только Священное Писание, а вслед за ним прекрасные молитвенные песни святых отцов возводят наш разум к созерцанию этого чуда Боговоплощения: «приидите, вернии, возведемся Божественне и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явленное» (Тропарь глас 1-й 6-го часа службы Рождества Христова).

Приди и виждь — вот путь, который даёт нам Бог для прикосновения к этой непостижимой и чудной тайне! Святой апостол Филипп так говорит своему сомневающемуся собрату Нафанаилу: «пойди и посмотри», «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1; 46, 45).

Пастухи, видевшие «многочисленное воинство небесное, славящее Бога» (Лк. 2, 13), также обращаются друг ко другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2, 15).

Но мы, к большому сожалению, далеко не всегда внемлем этому призыву. В отличие от библейских пастухов, направивших свои стопы к Божией колыбели, мы остаемся стражами у целого стада (Лк. 2, 8) окружающих нас житейских забот. Именно образом вещей, о которых мы днём и ночью заботимся, выступают овцы. Нам часто кажется, что мы их пасём, то есть что мы являемся хозяевами положения, контролируем наши привязанности и в любой момент можем от них оторваться. Но лукавство мира как раз-таки и заключается именно в том, что он нас порой очень сильно затягивает.

И когда мы слышим призыв «Приди!», то не имеем сил оторваться от земного и устремить свои сердца к Небесному. И речь идет не только о внимании к Богу и к Его Святой и изначально Православной Церкви. Как часто этот призыв исходит от людей, которые находятся рядом с нами: малые дети зовут родителей, немощные старики обращаются к своим чадам; муж желает увидеть внимание жены, а жена ищет опоры в муже; на работе, среди соседей, в транспорте и на улице мы всегда остаёмся людьми, ищущими добра, понимания, любви друг от друга. Само существование человека — это своеобразный призыв к ближнему: приди, раздели со мной радость и утешь меня в скорби.

И это призыв, на который может откликнуться только освященное Божественной Любовью, любящее человеческое сердце. Однако мало только прийти! Необходимо ещё и увидеть: увидеть в, казалось бы, незначительных совпадениях — Промысл Божий, в нищем человеке — Образ Божий, в преступнике — утомлённую и израненную грехом душу. Увидеть в каждом: ближнем и дальнем — творенье Божье.

Дорогие братья и сестры! Этот призыв обращен к каждому из нас, потому что все мы призваны быть чадами Божьими.
В стремительно развивающемся мире информации у нас всё меньше и меньше остается времени для живого общения. Современные технологии, призванные облегчить нашу жизнь, делают человеческое общение поверхностным, информационный поток рассеивает ум, вселяет суету в сердца, отдаляет от Бога, отчуждает друг от друга. Праздник Рождества Христова — это хороший повод вспомнить о тех, кто нуждается в нашем внимании и участии, кого может согреть наша любовь и сострадание. Пусть каждая православная семья, вознеся молитвы благодарения Богу и собравшись за праздничным столом, почувствует сегодня радость общения и сопричастности к событию, которое соединяет всех нас воедино.

Для нас сегодня привычными атрибутами праздника стали ясли, животные, пастухи и мудрецы вокруг Богомладенца. Но давайте все-таки задумаемся: отчего Бог родился в столь стеснённых и неблагоприятных условиях? Неужели Он не мог обустроить более торжественно такое великое событие, которое повлияло на весь ход человеческой истории?
Конечно же мог. Но совершенно очевидно, что таков был замысел Бога, Пожелавшего преобразить Светом Своей Божественной Любви самые темные стороны нашей жизни. Он наполнил Небесной Красотой Своё Рождение среди животных, ответил прощением и любовью на зависть и ненависть людей, явил полноту свободы, обнимая со Креста весь падший мир.
Сын Божий пришёл и стал Сыном Человеческим, потому что видел, что даже во грехе человек остается образом и подобием Своего Творца.

Рождество Христово — это шаг величайшего доверия к человеческому роду. Бог становится младенцем, позволяет юной Деве Марии держать Себя на руках, вверяет Себя заботе престарелого Иосифа и многих других людей, окружавших Его. Поэтому Рождество Христово уязвляет совесть каждого из нас постоянным и важным вопросом: чем мы ответим Любящему Богу на такое Его доверие к нам?

И нам обязательно нужно услышать этот вопрос в обстоятельствах собственной жизни. Будем помнить, что Богу не нужны ни наша слава, ни наши материальные достижения. Суетные помыслы и житейские треволнения, стремления людей превознестись друг над другом предстают прахом в очах Бога. Во все времена возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге становились жалкими и несчастными. Поэтому каждого из нас, ради нашего же блага, Господь Иисус Христос призывает быть подлинными чадами Бога и Святой Матери Церкви, теми, кто сможет преобразить пусть хоть малую часть окружающего нас мира. Наша ответственность заключается в том, чтобы проживать свою жизнь как ответный дар ныне родившемуся Богомладенцу Христу. Это означает, что мы призваны к честному и добросовестному труду, чуткому и внимательному отношению друг ко другу, покаянию и горячей молитве к Богу.

Верю, что земля наша Орловская богата людьми, готовыми «работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом» (Пс. 2, 11).
В ушедшем году наша Орловская Митрополия пополнилась еще одной значимой церковно-административной единицей — Мценским Викариатством. По моему представлению Святейшему Патриарху и Священному Синоду Епископом Мценским был избран наместник монастыря святого Кукши игумен Алексий.

Возлюбленные братья и сестры! Древняя святоотеческая мысль гласит: Бог вочеловечился для того, чтобы человек обожился! Биение сердца — это стук Божий в дверь души. Дай Бог, чтобы в грядущем году мы помнили, куда нам идти. Что-бы наш путь освещался светом Рождественской звезды, которая помогает видеть чудо там, где зависть и злоба Ирода норовят истребить всё светлое и доброе в людях. Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя — залог и основа для преображения всего нашего народа.

Святое Евангелие утешительно для нас тем, что оно не только описывает оспоминания из прошлого, но говорит нам о том, что и по сей день, и во все времена Сын Божий Господь Иисус Христос всегда с нами — самым реальным образом.

Уже более двух тысяч лет Его Божественная Благодать просвещает наши умы, вливая в нас свежие духовные силы. Господь руководит нашей жизнью, избавляет от несчастий, принимает молитвы, помогает в трудностях, оживотворяет в Святых Таинствах. Даже самая малая семья или община счастлива Божественным присутствием Спасителя, Который говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мт. 18, 20).

Поэтому будем всецело уповать на подаваемую нам в Святой Православной Церкви Благодать Христову. Будем благодарить Спасителя за то, что Он любит нас и всё устраивает для нашего спасения. Если мы не будем препятствовать Ему и противиться, то Господь непременно спасёт нас, ибо для этого Он, Бог Премудрый и Всемилостивый, пришёл к нам в светлый праздник Рождества.

Да сохранит Милосердный Господь Своей Благодатью всё доброе и хорошее, что рождается в наших душах, дабы в сей радостный и светозарный день мы смогли бы от щедрот наших сердец вынести навстречу друг другу мир, радость, терпение и любовь!

С великим праздником Вас, мои сослужители и сомолитвенники на ниве Орловской Земли нашей!

Митрополит
Орловский и Болховский
+ АНТОНИЙ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
2017 / 2018 г.
г. Орёл

Статьи

  • Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий - исповедники Православия в Литве // Журнал Московской Патриархии. М., 1977. № 3. стр. 63-68.
  • Насущная проблема (Et Cathedra). // Духовные школы Красноярско-Енисейской епархии. 1996. Вып. 2. С. 4-5.
  • Божественная истина не делима // «Воскресная школа», № 28/2001
  • Сотериологическая сущность Божественной литургии: Богословская лекция. // Журн. Красноярско-Енисейской епархии. Красноярск, 2001. [Вып. 2]. С. 4-15.
  • Сотериологическая сущность Божественной литургии: Богословская лекция. Часть 2: Синопсис Божественной литургии. // Там же. 2002. [Вып. 3]. С. 4-13.
  • Под благодатным Покровом // Православное слово Сибири. 2002. № 9-10. С. 3.
  • Высота духа должна служить людям // Дни культуры и духовности Сербии и Черногории в Красноярске: Программа. - Красноярск: Культурн. центр «Красноярское Воскресение», 2005. С.4.
  • Глобализация. Тезисы Джорджа Сороса и неадекватность их восприятия для мировых сообществ: Выступление на Международном научно-экономическом симп. по теме «Экономическая уния (союз) стран Восточной и Юго-Западной Европы в условиях глобализации», состоявшемся 26-27 мая 2005 г. в Белграде // Православное слово Сибири. Красноярск, 2005. № 11. С.10-11. № 12. С.10-11.
  • За живой водой. Отдание праздника Богоявления: Слово архипастыря, произнесенное 14/27 января с.г. в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска // Православное слово Сибири. 2002. № 2-3. С. 24-25.
  • «…и увидим правду Его» (Мих. 7:9): Слово при освящении храма св. Матроны Московской в Канской детской воспитательной колонии 5/23 сент. 2005 г. // Православное слово Сибири. 2005. № 9. С.6
  • История святого апостола Павла: Лекции, прочитанные студентам ВБПК в 1996-1997 гг. // Духовные школы Красноярско-Енисейской епархии. 1996. Вып. 4. С. 20-22; 1999. Вып. 5. С. 23-25; 2000. Вып. 6. С. 15-16.
  • К 15-летию детско-юношеского духовного хора «София» // Красноярскому муниципальному детско-юношескому духовному хору «София» - 15 лет. - Красноярск: 2006. - С. 2.
  • К организаторам и участникам Международной фотовыставки «Сербия, 25-й кадр…». // «Сербия, 25-й кадр…». Красноярск: Пресс-служба Красноярской епархии: Культур. центр «Красноярское Воскресение», 2003. [С.2].
  • Наследие Православия: Слово за богослужением в неделю Торжества Православия 7/20 марта 2005 г. // Православное слово Сибири. Красноярск. 2005. № 3. С. 4-5.
  • Нравственное воспитание молодежи: Доклад, прочитанный на заседании IV съезда Сибирского народного собора, состоявшемся 19-20 февраля 2004 г. в г. Красноярске // Православное слово Сибири. 2004. № 2. С. 4-5.
  • Обращение к участникам V Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений в день их открытия 12 января 2004 года. // Пятые Рождественские образовательные чтения в Красноярске: Сб. материалов. - Красноярск: Епархиальный отд. по религиозному образованию и катехизации, 2004. С. 3-6.
  • Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска. // Православное слово Сибири. 2004. № 4. С. 3.
  • Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г. // Православное слово Сибири. 2003. № 2. С. 3.
  • Слово архипастыря // Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3.
  • Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске // Православное слово Сибири. 2002. № 2-3. С. 6-7.
  • Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска // Там же. 2002. № 2-3. С. 5.
  • Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений. // Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.
  • Слово произнесенное в праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи 29 августа / 11 сентября 2003 г. в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска // Православное слово Сибири. 2003. № 8. С. 4-5.
  • Слово, произнесенное в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска в Прощеное воскресение 24/9 марта 2003 г. // Там же. 2003. № 4. С. 2-3.
  • Слово, произнесенное в Свято-Трехсвятительском храме г. Красноярска 30/12 февраля 2003 г. // Там же. 2003. № 3. С. 2-3.
  • Слово, произнесенное в день Святой Троицы 17/30 мая 2004 г. от Р. Х. в Св.-Троицком соборе г. Красноярска // Там же. 2004. № 5. С. 4-5.
  • Три рождения человеческих: Гражданская проповедь 1993 года // Выбор судьбы: Современная Россия глазами русских архиереев. СПб.: Царское дело, 1996. С. 195-198; То же. // Советская Россия. 1993. 9 сент. (Русь Православная; № 6.).
  • [Христос Воскресе!] // VII Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности в Красноярске, 2004. - Красноярск: Красноярский общественный православный фонд, 2004. С. 2.
книги
  • Архиепископ Антоний. Выбор судьбы: юбилейное изд. [Сб. статей и материалов]. Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2004.
  • Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1 / Гл. ред. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005.
  • Главное в жизни - служение Церкви Христовой: Интервью / Православное слово Сибири. Красноярск: 2004. № 10-11. С.14-15.
  • О канонизации исповедника и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск: Буква, 1999.
  • Пасхальное послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2003.
  • Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. - Красноярск: Красноярское воскресение, 2004.
  • Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. - Красноярск: Красноярское Воскресение: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2005.
    • Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии // Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. - Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005.
  • Проф. Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия. / Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.].
  • Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. - Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003.
  • Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. - Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004.
  • Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. - Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005.
  • Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. - Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006.

Митрополит Антоний (в миру Иван Иванович Черемисов ; 17 ноября 1939, Терновка, Терновский район, Воронежская область) - епископ Русской православной церкви, митрополит Орловский и Болховский, глава Орловской митрополии.

Биография

В 1946 году вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и музыкальный техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в Вильнюсском Свято-Духовом монастыре.

В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. Окончил Московскую духовную семинарию в 1968 году, Московскую духовную академию (МДА) в 1972 году, аспирантуру МДА в 1975 году со степенью кандидата богословия.

7 апреля 1971 года был пострижен в монашество и 14 апреля рукоположён во иеродиакона. 4 ноября 1972 года рукоположён во иеромонаха.

В 1975-1979 годах - благочинный Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

В 1979-1982 годах - настоятель Благовещенского собора в Каунасе. В 1979 году возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах - заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио (Япония).

В 1986-1989 годах - благочинный Свято-Данилова монастыря в Москве.

Архиерейство

10 апреля 1989 года постановлением патриарха Пимена и Священного Синода определено быть епископом Виленским и Литовским.

22 апреля 1989 года хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. Хиротонию в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря совершили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Тульский и Белевский Максим (Кроха), Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук), Зарайский Алексий (Кутепов) и епископ Можайский Григорий (Чирков).

25 января 1990 года переведён епископом Тобольским и Тюменским (кафедра воссоздана). С 20 июля того же года назначен епископом Красноярским и Енисейским. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года в связи с образованием Орловской митрополии титул архиепископа изменён на Орловский и Болховский.

Награды

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010 год)
  • Орден Почёта
  • Орден Дружбы
  • медаль Федеральной службы Государственной статистики (2008)

Церковные

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени (2014 год)
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени (2009 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1989 год)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1999 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2004 год)
  • Крест и медаль св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви

О том, какое место православие занимает в жизни орловцев, что необходимо нынешней молодёжи и где искать истину, «Аиф-Орёл» побеседовал с митрополитом Орловским и Болховским Антонием.

Первый в Орловской митрополии Сретенский бал православной молодежи прошёл в Ливнах. Фото: Орловская митрополия

Я вижу оживление

Решением Священного Синода 7 лет назад архиепископ Антоний был переведён на Орловскую кафедру. За это время в нашем крае им были сделаны воистину судьбоносные шаги. Орловская епархия преобразована в митрополию. Открыт монастырь святого Кукши, проведено торжественное празднование 900-летия его подвижнической кончины, которое архипастырь вынес практически на своих плечах. В епархии впервые в её истории учреждена епархиальная награда - епархиальная медаль святого Кукши трёх степеней. Подготовлены материалы для учреждения Собора орловских святых. Владыка - непременный участник организуемых в епархии церковных художественных и исторических выставок. Многие знают, что Владыка, которого отличает глубокая богословская учёность, любит церковную службу и сугубую молитву, постоянно организует крестные ходы по территории епархии. По личной инициативе Владыки в епархии организованы ежегодные Рождественские чтения и Пасхальный фестиваль. Растёт количество православных молодёжных движений, развивается церковная социальная работа. Так, в преддверии праздника стартовал Митрополичий конкурс детского рисунка «Пасха глазами ребёнка», который продлится с 19 марта по 8 апреля. Основными целями и задачами его проведения являются духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие творческих начал в душе ребёнка на основе православных традиций. Участниками конкурса могут стать воспитанники воскресных школ. Рисунки предоставляются до 6 апреля 2018 г. в отдел епархии, где проводится предварительный отбор лучших работ. В состав жюри войдут представители Орловской митрополии, профессиональные художники. Лучшие рисунки будут представлены на выставке в ходе Пасхального концерта, который состоится 9 апреля, также они будут выложены на сайт Орловско-Болховской епархии.

— Владыка, нынешний год для Орловской епархии юбилейный — исполняется 230 лет со дня её образования. Скажите, что принесло православие в жизнь Орловского края, как теперь живётся Православной церкви?

— Конечно, нам, христианам и священству православному, живётся гораздо лучше, чем в прошлые годы атеистических гонений. Поднимаются новые храмы, растёт количество прихожан. Где-то дела идут лучше, где-то хуже. Но везде я вижу оживление духовной, христианской жизни. Церкви даны большие возможности для проповеди, для миссионерской работы. Труды наших священников постепенно приносят свои плоды. Люди к вере потянулись, и это прекрасно, так как нельзя просто атеистическими правилами жизни пользоваться, они уже устаревают. Главное сейчас — понимать, что без Бога никуда.

Особенно меня радует, когда взрослые приводят детей в церковь. Их появление в храмах греет мне душу. Смотрю и думаю: эти кое-что поймут, эти будут другими.

И вообще, наша жизнь явно переменилась к лучшему. Я давно живу и никогда раньше не видел такого обилия разнообразных продуктов в магазинах. Появились даже заморские фрукты, о которых раньше и не слыхивали. Работают сельскохозяйственные предприятия, у людей есть заработок, они всё это могут купить. И всё-таки жалобы на плохую жизнь в народе не оскудевают. Думаю, что главная задача, которая сейчас стоит перед священниками, — это научить свою паству ценить великие Божии дары: хлеб и безопасность. Научить радоваться жизни вместо того, чтобы брюзжать и жаловаться.

Знаете, посещая самые разные сёла, я заметил одну особенность. Там, где больше народа в храме, там, где лучше Богу молятся, там и дела в хозяйстве идут лучше. Наверное, можно считать это вкладом православной церкви в жизнь Орловской области?

На Орловщине чётко ощущается оживление духовной, христианской жизни. Фото: Орловская митрополия

Одна защита — вера

— Вы сказали о детях то, что они, приобщившись к Церкви, будут другими. Стало быть, нынешняя молодёжь чем-то плоха?

— Не то чтобы она была плоха сама по себе. Молодёжь оказалась брошена на произвол судьбы и вынуждена выдерживать тяжелейшие искушения. Раньше государство худо-бедно заботилось о нравственном воспитании молодого поколения. Да, это воспитание было атеистическим, да, оно не имело основы в Боге, в Священном писании, но кое-какие основы правильной, честной жизни, взятые из народной нравственности, молодёжи преподавались. Хотя, конечно, всё равно атеистическое воспитание делало людей равнодушными к своей совести. Но народ не до конца забывал о десяти заповедях, о совести, о чести. Сейчас государство устранилось от воспитания молодого поколения, школа только предоставляет детям «образовательные услуги». А дьявол тут как тут: фильмы сладострастные, реклама бездумного и безудержного стремления к удовольствиям, вино, наркотики. Каково это выдержать юному неокрепшему сознанию? И не выдерживают. И блудные грехи совершают в самом юном возрасте, и пьют, и доходят до самых страшных преступлений против Божественного закона: совершают убийства и самоубийства.

Ото всего этого одна защита — вера. И одно место спасения — Церковь. И чем раньше человек придёт туда, тем надёжнее он будет защищён от врагов невидимых.

— Молодёжь всё-таки чувствует опасность. В храмах её становится всё больше. Как вы думаете, насколько увеличилось количество молодых прихожан?

— Конкретные цифры привести трудно, мы же не делим прихожан по возрастным группам. Но в общем, по-моему, сейчас в храмах четвёртая часть молящихся — молодёжь. Этого, конечно, мало, но всё-таки... К молодёжи стало больше внимания и больше уважения, которое даёт Церковь. Можно изучить много прекрасных педагогов, но такого эффекта, который даёт Церковь, не будет.

Меня возмущают те факты, когда священник хочет прийти в школу и побеседовать с детьми, а ему не разрешают. Они не понимаю того, что образование — это не только культура, но ещё и духовно-нравственное аспект в жизни человека. Есть основная религиозная идея, и её надо придерживаться. Пока человек юн, он впитывает.

Приучили выдумывать богов

— К сожалению, молодые ищут духовную опору не только в Церкви. Сейчас на Орловщине появилось движение неоязычников. Сами себя они называют «вятичи». Основной состав — люди до тридцати лет. Они ежегодно летом строят капище Перуна, вокруг которого отмечают свой языческий праздник. Что вы можете сказать об этом?

— Все эти движения берут своё начало в разделении церквей, которое случилось ещё в легендарные времена Рима. Римская церковь в стремлении к власти и почитанию исказила часть догматов христианской веры. Родился католицизм. От искажения божественной истины пошли нестроения в католической церкви. Из противления им родился протестантизм. Главный догмат баптистов, адвентистов и прочих протестантов заключается в том, что каждый верующий имеет право толковать Священное Писание по собственному разумению, как Бог ему на душу положит. В итоге толковали, толковали и дотолковались до некоторого количества протестантских церквей и большого числа сект. Да если бы только это! Беда заключалась в том, что людей приучили к большой свободе в богословии. Приучили их самим выдумывать себе богов.

Сначала секты хотя бы делали вид, что они строят своё учение на Священном Писании. Потом даже это было отброшено. Самозваные проповедники выдумывали веры, кто во что горазд. На таком основании и появилось это так называемое «язычество». Предугадать, как будет развиваться это движение, каким будет его судьба, сейчас невозможно. Одно ясно: молодые поклонники славянских богов теряют драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение истинной веры православной, на спасение души.

— Но если молодёжь губит в сектах и движениях свои души, значит, с ними нужно бороться. Может, добиваться законодательного запрещения?

— Справиться с верой путём преследований невозможно, да и не нужно. Только мирная проповедь, только убеждение. Но нужно различать веры. Одна учит добру, несмотря на искажения. Другая ведёт ко злу. Мусульманство мирная религия, с ней православные уживались веками. А ваххабиты, которые призывают убивать представителей других вер, отрезают людям головы, торгуют рабами, тоже называют себя мусульманами. Но с ними не может быть мира. Только борьба. Радикальные течения различных вер, человеконенавистнические секты — вот с чем нужно бороться не только словом, но и делом, причём бороться на государственном уровне.

Другое дело — мирные, а ещё лучше традиционные веры, с ними нужно уживаться. Взять, к примеру, тот же ислам. Православные веками жили рядом с представителями этой веры, и всё обходилось хорошо и мирно. Люди уважали верования друг друга.

Христос завещал нам любить друг друга. И от ошибочных вер уводить, а к истинной приводить, можно только любовью, милосердием, уважением. Мы, православные, пришли на свет, чтобы любить людей, любить окружающий мир. Это первая главная заповедь нашей веры.

Культура начинается с веры

— На духовный мир современного человека оказывает большое влияние культура. Как православная вера должна взаимодействовать с современными её течениями и проявлениями?

— Культура всегда начинается с культа, то есть с веры. Да она и родилась в храмах. Но рождённая церковью культура сейчас очень далеко отошла от неё. Для того чтобы добиться успеха, нам нужна поддержка государства. И кое-что сейчас в этой области стало изменяться. Власть начала понимать, что укрепить в народе нравственное начало можно только с помощью нравственной культуры. И даже стала что-то делать в этом направлении. Пока мало и очень робко, но процесс, кажется, пошёл. Без возрождения православного русского духа нашу страну не укрепишь.

И всё-таки на первом плане должно оставаться христианское просвещение. Мне хотелось бы, чтобы каждый взрослый россиянин прочитал Евангелие и Библию. Это великие книги. В них всё. Они написаны на сердцах человеческих. Читайте Евангелие, оно просветит и утешит вас.

Досье

Митрополит Орловский и Болховский Антоний (в миру Черемисов Иван Иванович).

Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 годах учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 году поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учёбы нёс послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

7 апреля 1971 года в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 года рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 года — во иеромонаха. С 1975 года — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 года — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 года по апрель 1989 года — благочинный московского Данилова монастыря. 24 марта 1987 года возведён в сан архимандрита. 22 апреля 1989 года в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

25 января 1990 года переведён на Тобольскую кафедру, 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 года временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Орловскую кафедру. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».

28 августа 2014 года за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

Владыка Антоний — Почётный гражданин Красноярска (1999 год), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почётный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.