Что нового в егэ по обществознанию. Что нового в егэ по обществознанию Егэ обществознание

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года

по обществознанию

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 2 / 29)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 3 / 29)

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.

Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1–С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 4 / 29)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак « » в клеточке,

номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

A1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом

2) революцией

3) контрреформой

4) эволюцией

A2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника

2) общество

3) экономика

4) культура

A3 Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

A4 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 5 / 29)

A5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство

A6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

осуществляет финансовые операции

производит эмиссию денег

участвует в торгах на валютной бирже

работает с вкладами граждан и фирм

графике изображено изменение предложения

роликовых коньков на потребительском рынке. Что

из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой

предложения из положения S 1 в положение S 2 ? (На

графике P – цена товара, Q – количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 6 / 29)

A9 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

60 %

Число жителей

более 500 тыс.

100–500 тыс.

10–100 тыс.

Пожить в своё

Получить

Создать семью

менее 10 тыс.

удовольствие

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов

с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов

с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов

с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 7 / 29)

A12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности? А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A13 Республика – это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

A14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

A15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 8 / 29)

A16 Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти. Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано

с деятельностью государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

A19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие

2) производственный кооператив

3) хозяйственное товарищество

4) хозяйственное общество

A20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2013

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 9 / 29)

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА

Уголовный

Изобличение преступников, предание их суду,

назначение наказания

дела по спорам, возникающим из

семейных правоотношений

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИНСТИТУТЫ И

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

назначает выборы Президента РФ

Президент РФ

издаёт указы и распоряжения

Совет Федерации

решает вопрос о доверии Правительству

Государственная Дума РФ

возглавляет государство

представляет государство в междуна-

родных отношениях

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 10 / 29)

B4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Ответ: ___________________________.

B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

выражающую его характер.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 11 / 29)

B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной

________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция

5) отношение

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 12 / 29)

B7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

Ответ: ___________________________.

B8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 13 / 29)

Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

занимающий высокую социальную позицию

статуса люди

наказывается.

статусом. Чем выше статус,

тем бóльшими правами наделяется его

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и

внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который

выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение

приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры

поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

связывает социальный статус и социальную роль?

В чём выражается эта связь?

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

C6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Выполняя задание С9, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– C9.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл,

обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором

проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной

аргументации

точки зрения

используйте знания ,

полученные

при изучении

обществознания, соответствующие

понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт.

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение

опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного

приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

Социология,

«Начало личности наступает намного позже, чем

социальная

начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»

психология

Политология

«"Разделяй

и властвуй"

мудрое правило,

"объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает

различий по кругу лиц, в среде коих совершается

его нарушение. Он ко всем равно строг и равно

милостив». (А.Ф. Кони)

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 17 / 29)

№ задания

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 18 / 29)

Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

занимающий высокую

социальную позицию

в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным

образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут

вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют

их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную

роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и

зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях,

ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не

перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного

статуса люди

что он будет играть вполне определённую роль

в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За

правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное

наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус,

включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права

означают возможность совершать определённые действия, обусловленные

статусом. Чем выше

статус, тем

бóльшими

правами наделяется его

обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 20 / 29)

1) указано связующее звено

между статусом и ролью: ожидания

2) раскрыт характер связи статуса и роли , например: занятие

определённого положения (статуса) предполагает определённое

поведение (человек ведёт себя должным образом).

формулировках

Указано связующее звено, раскрыт характер связи

Указано только связующее звено.

ИЛИ Раскрыт только характер связи

Ответ неправильный

Максимальный балл

условия необходимы для

закрепления

ролевого

поведения

в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность

выполнения социальных норм?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) два

закрепления ожидаемого ролевого

поведения

в качестве социальной нормы:

ожидания формально выражены;

они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях,

ритуалах;

2) механизм

поддержания

ролевого

поведения, например:

правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за

неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Указаны два условия, показан механизм

Указаны только два условия.

ИЛИ Показан только механизм.

ИЛИ Указаны одно любое условие и механизм

Указано только одно условие.

ИЛИ Ответ неверный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Лебедева Юлия Васильевна
Ст.преподаватель
кафедра экономической теории и менеджмента
Петрозаводский государственный университет

Сроки проведения ЕГЭ по Обществознанию, 2013 г.

Основные сроки
10 июня (понедельник)
17 июня (понедельник) – доп.день
«Вторая волна»
12 июля (пятница)
15 июля (понедельник) – доп.деньФедеральный институт педагогических измерений (fipi.ru)
(кодификатор
спецификация
демоверсия контрольных измерительных материалов
+ обновленные проверочные и тестовые задания по предметам ЕГЭ)
Официальный информационный портал ЕГЭ (ege.edu.ru)
ФОМ (fom.ru) – Фонд «Общественное мнение»
ВЦИОМ (vciom.ru) – Всероссийский Центр Изучения
Общественного Мнения
Госкомитет по статистике (gks.ru)
Рекомендованные МО учебники и учебные пособия
Словари, справочники

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

ЕГЭ-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10
вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство
«Национальное образование», 2012. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2013. Обществознание: тематические и типовые
экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской.
- М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - (ЕГЭ2013. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2013 Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова,
О.А. Котова – М.: Астрель, 2012
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ
авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.:
Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ
авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.:
Экзамен, 2011.

ЕГЭ-2013. Обществознание:
тематические и типовые экзаменационные варианты:
30 вариантов
Серия «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе» подготовлена
разработчиками КИМ (изд-во Национальное образование).
В сборнике представлены:
· 10 (30) типовых экзаменационных вариантов для
подготовки к экзамену 2013 года;
· инструкция по выполнению экзаменационной работы и
типовые бланки ответов ЕГЭ;
· ответы к заданиям всех частей экзаменационной работы
(1, 2, 3);
· критерии оценивания.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов
предоставляет учащимся возможность самостоятельно
подготовиться к итоговой аттестации, а также объективно
оценить уровень своей подготовки.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные
варианты для организации контроля результатов обучения
школьников и интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Обществознание как вступительный экзамен на направления бакалавриата в ПетрГУ в 2013 г.

Минимальное количество
баллов по Обществознанию
Бизнес-информатика
39
История
Документоведение и архивоведение
39
39
Юриспруденция
39
Политология
Социология
Социальная работа
46
46
39
Экономика
Менеджмент
39
39
Сервис
Туризм
Гостиничное дело
39
39
39
Товароведение и экспертиза товаров
39

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2012 года по России

Год
Ср.балл
Число 100балльников
Процент 100балльников
2012
55,7
80
0,02
2011
56,6
32
0,01
2010
56,2
32
0,01
Результаты работ более половины участников, как и в 2011 г.,
оказываются в диапазоне 41–60 баллов.

В 2009 году была отменена процедура
выставления школьных отметок по результатам
выполнения экзаменационных работ ЕГЭ.
Баллы, которые занесут в свидетельство о
результатах ЕГЭ для поступления в ВУЗы и
ССУЗы, подсчитываются по 100-балльной шкале
по итогам выполнения всех заданий работы (при
условии, если выпускник набрал баллы не ниже
минимального уровня).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В КАРЕЛИИ - 2012 (основные сроки)

Административнотерриториальная
единица
Количе
ство
сдавав
ших
Средний
тестовый
балл
Республика Карелия
1917
57,2
3,3 %
96,7 %
Россия
около
460 000
55,2
5,2 %
(было 4,5%)
94,8 %
%
%
участников участников
ЕГЭ, с
ЕГЭ, с
результатом результатом
НИЖЕ
ВЫШЕ
уровня
уровня
минимально минимально
го
го
количества количества
баллов
баллов
По числу участников, как и в предыдущие годы, Обществознание
остается наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору.

10. Динамика величины среднего тестового балла по Обществознанию в РК (за три года) (данные ЦОКО)

Год
Средний тестовый балл
2012
57,2
2011
57,6
2010
57,6

11. Диаграмма уровней освоения образовательного стандарта по предметам в общеобразовательных учреждениях Карелии и России, 2012 (данные ЦОКО Р

Диаграмма уровней освоения образовательного стандарта по предметам в
общеобразовательных учреждениях Карелии и России, 2012 (данные ЦОКО РК)

12.

МР
Доля выпускников, успешно сдавших Обществознание в РК (выше
порога) в 2012 г. (по данным ЦОКО)
Беломорский МР
97,2%
Калевальский НМР
94,7%
Кемский МР
95,5%
Кондопожский МР
95,8%
Костомукшский ГО
97,8%
Лахденпохский МР
92,1%
Лоухский МР
98,0%
Медвежьегорский МР
98,9%
Муезерский МР
81,3%
Олонецкий НМР
98,7%
Петрозаводский ГО
97,5%
Питкярантский МР
97,9%
Прионежский МР
93,8%
Пряжинский НМР
100,0%
Пудожский МР
95,4%
Сегежский МР
97,4%
Сортавальский МР
97,6%
Суоярвский МР
91,4%

13. Рейтинговая диаграмма среднего тестового балла по Обществознанию в муниципальных районах РК, 2012 (данные ЦОКО)

14.

Динамика уровня освоения образовательного стандарта
по Обществознанию в РК (за три года), (данные ЦОКО)
Год
% участников ЕГЭ, с результатом ВЫШЕ
уровня минимального количества баллов
2012
96,7
2011
97,5
2010
98,7

15.

Спецификация
Определяет подходы к отбору содержания,
разработке структуры КИМ ЕГЭ
Объектами проверки выступают элементы содержания,
а также умения, способы познавательной
деятельности, определенные требованиями
Федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Разработан и используется комплекс заданий,
различающихся по характеру, уровню сложности.
Предлагаемый на экзамене комплекс заданий
нацелен на дифференцированное выявление
уровней подготовки учащихся по предмету в рамках
стандартизированной проверки.

16. Данные о контрольных измерительных материалах (КИМ) - 2013

Вре Общ.
Число
мя число заданий с
ЕГЭ зада- выбором
ний
ответа
(А)
210
37
мин, (было
3,5 ч 39)
20
Число
заданий с
кратким
ответом
(В)
8
Число
Макс.
заданий с
первич.
развернутым
балл
ответом (С)
9
59

17. Распределение заданий по частям работы

Части
работы
Число
задан
ий
Максималь
ный
первичный
балл
% максимальн.
первичного
балла за задания
данной части
от
максимального
первичного
балла
Часть 1
20
20
33,9%
С выбором ответа
Часть 2
8
13
22,0%
С кратким ответом
Часть 3
9
26
44,1%
С развернутым ответом
Итого
37
59
100%
Тип заданий

18. Время выполнения работы

На весь экзамен – 210 минут (3,5 ч).
Примерное время на выполнение отдельных
заданий:
Часть 1 – по 1 – 4 мин на задание;
Часть 2 – по 3 – 10 минут на задание;
Часть 3 – по 5 – 35 минут на задание.

19. Распределение заданий по уровню сложности - 2013

Часть 1
14 заданий –
базовый
уровень;
6 заданий –
повышенный
уровень
Часть 2
5 задания –
базовый
уровень;
3 задания –
повышенный
уровень
Часть 3
2 задания –
базовый
уровень;
7 заданий –
высокий
уровень

20. Часть А (А1 – А20)

Представлены задания, сгруппированные в 5 блоковмодулей: человек и общество, экономика,
социальные отношения, политика, право.
Эти задания с выбором ответа (1 из 4).
А1, А2, А3, А5, А6, А7,
А10, А11, А13, А14, А15,
А17, А18, А19
Базовый уровень
сложности
А4, А8, А9, А12, А16, А20
Повышенный уровень
Каждое правильно выполненное задание части А оценивается
1 баллом.

21. Часть В (В1 – В6)

Задания с кратким ответом
(в виде слова, словосочетания, набора цифр).
Задания В1, В2, В3, В5,
В8
В4, В6, В7
Базовый уровень
сложности
Повышенный уровень
Правильное выполнение заданий части В оценивается:
В1, В2, В8 – 1 баллом
В3 – В7 – до 2 баллов.
Задания В3 – В7 оцениваются следующим образом:
полное правильное выполнение – 2 балла; выполнение задания с
одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное
выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных
других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух
и более ошибочных символов) – 0 баллов.
Каждое задание части В считается выполненным верно, если верный ответ
записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

22. Часть С (С1 – С9)

Задания в совокупности представляют базовые
общественные науки, формирующие обществоведческий
курс основной и средней (полной) школы (философию,
экономику, социологию, политологию, социальную
психологию, правоведение).
Задания с развернутым ответом, ответы формулируются и
записываются самостоятельно.
Эти задания нацелены на выявление выпускников с
наиболее высоким уровнем обществоведческой
подготовки.
Задания С1 и С2
Базовый уровень
С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9 Высокий уровень
сложности

23.

Полное правильное выполнение заданий
части С оценивается от 2 до 5 баллов.
За полное правильное выполнение заданий
С1, С2, С5 - по 2 балла;
заданий С3, С4, С6, С7, С8 – по 3 балла;
задания С9 – до 5 баллов.

24. План 3 части (С) экзаменационной работы

Задания Содержание задания
С1 – С2 Задание с фрагментом текста; направлены на
выявление осознанности восприятия и точности
воспроизведения информации
С3
Задание с фрагментом текста; задание на
характеристику текста или его отдельных
положений на основе изученного курса, с опорой на
полученные знания
С4
Задание с фрагментом текста; использование
информации текста в другой познавательной
ситуации, аргументацию и формулировку
оценочных суждений, связанных с текстом
С5
Задание, проверяющее умение применять
правильно раскрытое в смысловом отношении
теоретическое положение в заданном контексте

25. План 3 части (С) экзаменационной работы (продолжение)

С6
С7
С8
С9
задание, требующее конкретизации приведенных
положений; оно проверяет умение иллюстрировать
примерами изученные теоретические положения и
понятия соц.-экономических и гуманитарных наук
Задание-задача, требующая анализа представленной
информации, в том числе статистической и
графической
Задание, требующее составления плана развернутого
ответа по конкретной теме
Альтернативное задание (мини-сочинение по 1 теме
из 5), предлагаемое в виде высказываний. Каждая
тема-высказывание соотносится с одной из базовых
наук обществоведческого курса. Темы по социологии
и социальной психологии объединены в единый блок.

26. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Часть 1
Каждое правильно выполненное задание
оценивается в 1 балл (выбирается в
задании только 1 ответ из 4)
Часть 2
В1, В2, В8
В3 – В7
1 балл
2 балла за полное правильное выполнение
(с одной ошибкой – 1 балл; за неверное
выполнение - 0 баллов)
Часть 3
От 2 до 5 баллов
С1,С2,С5
2 балла
С3,С4,С6,С7,С8 3 балла
С9
5 баллов
Проверка части 3 проводится экспертами на основе специально
разработанной системы критериев.

27.

Кодификатор
элементов содержания и требований к
уровню подготовки выпускников
Содержит полный перечень вопросов, которые
могут контролироваться на ЕГЭ.
Задания, представляющие все содержание
школьного курса обществознания в КИМ ЕГЭ 2013 г.
сгруппированы в 5 блоков-модулей:

28. Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и
социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

29. Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина,

30. Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Свобода и ответственность
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
3.14 Семья и брак

31. Политика

4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти РФ
4.15 Федеративное устройство России

32. Право

5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
5.5 Законодательство РФ о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организац.-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения труд. договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международ. защита прав человека в условиях мирного и
военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство РФ
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

33.

Обобщенные данные по выполнению
заданий (части А, В, С)
По спецификации КИМов

34. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по РК, 2012

Зада Проверяемые элементы содержания
ние
Ур-нь Примерный %выпо
сл
%выпо
л
ож
лнения нения
А1 Системное строение общества; основные институты общества; понятие Б
обществ. прогресса; многовариантность обществ.развития (типы
обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке (Человек как результат биолог. и
социокультур.эволюции); мировоззрение; мышление и
деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.
60% - 90% 70,53
%
А 2 Виды знаний;понятие истины,ее критерии;понятие культуры,ее формы; Б
наука; осн.особенности науч.мышления; естеств. и соц.-гуманит.
науки; образование,его значение;религия;искусство; мораль.
60% - 90% 70,32
%
А3 Человек и общество.Познание и дух. жизнь(обращение к соц.реалиям)
Б
60% - 90% 79,34
%
А 4 Человек и общество.Познание и дух. жизнь(анализ 2 суждений)
П
40% - 60% 59,21
%
А 5 Экономика и эконом. наука; эконом.системы; роль государства в
экономике; эконом. рост и развитие; понятие ВВП
Б
60% - 90% 68,86
%
А6 Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыноч.механизм; Б
спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; осн.
источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица
60% - 90% 62,49
%
А7 Финанс.институты; банк.система; ценные бумаги; виды, причины и
последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами и
предприятиями; гос. бюджет; мировая экономика
60% - 90% 62,34
%
Б

35. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

А8
Экономика (задание на обращение к соц.реалиям и графической
информации)
П
40% - 60%
64,74%
А9
Экономика (задание на анализ 2 суждений)
П
40% - 60%
55,03%
А10
Социальная стратификация и мобильность; социальные группы;
молодежь как социальная группа; этнические общности;
социальный конфликт; межнационал. отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения;
конституционные принципы (основы) национал.политики в
РФ.
Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и
ответственность; отклоняющееся поведение и его типы;
социальная роль; социализация индивида; семья и брак.
Б
60% - 90%
79,03%
А11
Социальные отношения (задание на обращение к соц. реалиям)
Б
60% - 90%
83,26%
А12
Соц. отношения (задание на анализ 2 суждений)
П
40% - 60%
65,52%
А13
Понятие власти; государство, его функции; политич. система;
средства массовой информации в политической системе;
органы гос. власти РФ; федеративное устройство РФ
Б
60% - 90%
60,88%
А14
Типология политических режимов; демократия, ее основные
ценности и признаки; гражданское общество и государство;
политическая элита; политические партии и движения;
избирательная кампания в РФ; политический процесс;
политическое участие; политическое лидерство
Б
60% - 90%
64,89%

36. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

А15
Политика(задание на обращение к соц.реалиям)
Б
60% - 90%
73,50%
А16
Политика (задание на анализ двух суждений)
П
40% - 60%
62,75%
А17
Право в системе социальных норм; система российского права;
понятие и виды юридической ответственности; Конституция
РФ; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ
о выборах; законотворческий процесс в РФ; Международное
право (международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени); право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ.
Б
60% - 90%
62,65%
А18
Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права; порядок приема на
работу; порядок заключения и расторжения трудового
договора; правовое регулирование отношений супругов;
порядок и условия заключения и расторжения брака;
особенности административной юрисдикции; споры, порядок
их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского
процесса; особенности уголовного процесса; воинская
обязанность, альтернативная гражданская служба; права и
обязанности налогоплательщика; правоохранительные органы;
судебная система.
Б
60% - 90%
58,22%
А19
Право (задание на обращение к соц. реалиям)
Б
60% - 90%
77,83%
А20
Право (задание на анализ двух суждений)
П
40% - 60%
49,66%

37.

В целом по России:
лидером выступает сфера Социальных
отношений. Именно по ней в 1 части
заданий (А10–А12) выпускники показали
самые высокие результаты (Этот наиболее
компактный и проработанный в учебниках
раздел курса, очевидно, хорошо
усваивается учащимися.)
среди заданий с выбором ответа более
низкими показателями отличаются задания
на оценку верности двух суждений (А4, А9,
А12, А16, А20).

38.

В разделе «Человек и общество» по-прежнему более
низкие показатели приходятся на задания, связанные с
проблемами познания.
Знания по разделу «Экономика» в целом несколько
улучшились. В частности, участники экзамена стали лучше
справляться с заданием А8, представляющим информацию
в графическом виде. Вместе с тем проявляются пробелы в
знаниях некоторых базовых понятий, например: «спрос»,
ВВП, «государственный бюджет».
В разделе «Политология» по-прежнему вызывает
затруднение понятие «форма государства».
Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы
гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной
деятельности.

39. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

В1
Различное содержание в разных вариантах: выявление
структурных элементов с помощью схем и таблиц
Б
60% - 90%
63,07%
В2
Различное содержание в разных вариантах: соотнесение
видовых понятий с родовыми
Б
60% - 90%
74,49%
В3
Различное содержание в разных вариантах: классификация
путем установления соответствия
Б
60% - 90%
43,66%
В4


П
40% - 60%
45,44%
В5
Различное содержание в разных вариантах: дифференциация в
социальной информации фактов и мнений
Б
60% - 90%
44,29%
В6
Различное содержание в разных вариантах: определение
терминов и понятий, соответствующих предлагаемому
контексту
П
40% - 60%
39,07%
В7
Различное содержание в разных вариантах: осуществление
выбора необходимых позиций из предложенного списка
П
40% - 60%
43,04%
В8
Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего
понятия для всех остальных понятий, представленных в
перечне
Б
60% - 90%
68,44%

40.

В целом по России:
среди заданий с выбором ответа более низкими
показателями отличаются задания В5, В6
В5 - выявить суждения, фиксирующие факты, и суждения,
отражающие оценки (иными словами, проверяется очень
важное умение различать в любых сообщениях социальной
направленности объективные констатации и субъективнооценочные составляющие)
В 2011 г. – 86% учащихся это задание выполнили, а в 2012 г. –
60% (В 2012 г. в заданиях этой группы был ослаблен
«подсказывающий компонент»: сокращено использование
слов-ориентиров («скорее всего», «думается» и т.п.)
В6 - включение понятий и терминов в определенный
смысловой контекст (45% выполнили).
Причем наибольшую сложность вызывает использование
правовых терминов.

41. В5 (пример задания с 2013)

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено
определённой буквой.
(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём
слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из
этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на
углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь
устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся
«локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются
представителями реального капитала и в определённой мере отражают его
величину.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ: 11223

42. В6 (пример задания)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в
человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с
окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых
общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно
возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания
творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные
взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую
помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д)
психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль
________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке
больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов: 1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
В таблице ниже приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу
под каждой буквой номер выбранного Вами слова

43. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

С1
Б
60% - 90%
70,74%
Б
60% - 90%
66,15%
С3
В
Менее 40%
31,09%
С4
В
Менее 40%
19,51%
С2
Различное содержание в разных вариантах: задания на анализ
источников
С5
Различное содержание в разных вариантах: задание на
перечисление признаков, явлений или на использование
понятия в заданном контексте
В
Менее 40%
23,27%
С6
Различное содержание в разных вариантах: раскрытие
теоретических положений на примерах
В
Менее 40%
14,24%
С7
Различное содержание в разных вариантах: задание-задача
В
Менее 40%
14,81%
С8
Различное содержание в различных вариантах: задание на
составление плана доклада по определенной теме
В
Менее 40%
11,11%
С9
Альтернативное
задание,
предполагающ
ее написание
эссе
В
Менее 40%
69,74%

К2 Представление и пояснение собств.
позиции (изменился с 2013)
63,28%
К3 Характер и уровень приводимых
суждений и аргументов (изм.с 2013)
1,51%
Результаты по РК за задания 3 части ниже, чем результаты в целом по России

44.

С8 – самые низкие показатели выполнения и по РК и по России (Только треть участников
экзамена справляются полностью или частично)
Выпускники нередко затрудняются в определении границ темы. С одной стороны,
упускаются ее важные аспекты, с другой стороны, привлекаются позиции, не являющиеся
для данной темы характерными.
Нередко встречаются планы сложного типа, но по существу не раскрывающие вопроса.
Приведем один пример.
Вот как участник экзамена осветил тему «Федеративное устройство РФ»:
«1) Современное федеративное устройство России, понятие федеративное устройство.
2) Особенности территориального устройства РФ
а) группировка регионов
б) зарубежные территории РФ
3) История Российского федерализма
а) советский федерализм
б) изменения в территориальном устройстве России после прекращения существования СССР
4) Будущее федеративного устройства РФ
а) перспективы дальнейшего укрепления регионов
б) порядок и перспективы расширения РФ.»
На первый взгляд, экзаменующийся не отклонился от заданной темы и ее четко структурно
выстроил.
Однако здесь есть весьма бессодержательные пункты, например пункты 2 и 4. И вместе с
тем отсутствуют важные для данной темы аспекты: статус субъектов РФ,
распределение полномочий между центром и субъектами Федерации.
Характерно, что выпускник ни разу не употребил понятий «субъект Федерации»,
«предметы ведения субъекта Федерации», которые являются ключевыми в
соответствующем разделе Конституции РФ. Отсутствует какое-либо указание на
Конституцию РФ и союзные договоры.
Можно заключить, что и сам вопрос, по которому предложен план, не усвоен выпускником.

45. Действия при составлении плана ответа

1. Представьте содержание курса, раскрывающее
предложенную тему.
2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив
в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте каждую часть.
4. В каждой части выделите несколько положений,
развивающих главную мысль.
5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим,
полностью ли отражено в них основное содержание темы.
6. В случае необходимости внесите коррективы.
7. Помните, план должен охватывать основное содержание
темы.
8. В заголовках нежелательно повторять сходные
формулировки.

46.

С9 - востребованными являются темы всех
шести (до 2012) научных направлений:
философии, социальной психологии,
экономики, социологии, политики и права.
Наиболее выбираемыми в 2012 году стали
темы по социологии: почти треть от всех
выпускников.
На втором месте по популярности – темы по
социальной психологии. Их выбрали
немногим менее четверти экзаменующихся.
Выбор тематики по экономике, политике и
праву немного превысил 10%.

47. Результаты по критериям оценивания выполнения С9 по России

К1
К2
К3
Философия
85
71
28
Социальная
психология
92
80
29
Экономика
86
73
27
Социология
92
80
30
Политика
91
79
32
Правоведение
89
75
26
Существенные затруднения выпускники испытывают
при аргументации собственного понимания и отношения к проблемам (К3),
которые поднимает автор высказывания, послужившего темой эссе.
Примерно треть выпускников справляются с этой задачей.
Но сама аргументация часто носит формальный и поверхностный характер

48. Изменения в критериях С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 - определяющий. Если
выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил
поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1-0 баллов,
то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2– К3) в протокол проверки заданий с
развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 баллов
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
2 балла
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами
аргументации понятия или положения 1 балл
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические
положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные
непосредственно с раскрываемой темой 0 баллов
К3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и
собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2 балла
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 балл
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому
тезису 0 баллов
Максимальный балл 5

49.

К2 –
к раскрытию вопроса на теоретическом уровне, в первую очередь,
следует отнести использование научных понятий определенной
области (или областей) обществознания, формулирование
утверждений и выводов, приведение принципов и подходов,
системно-логическое обоснование своей позиции, раскрытие
причинно-следственных, функциональных, иерархических связей и
отношений.
К3 –
фактическая сторона ответа предполагает привлечение статистических
данных; показ конкретных проявлений установленных связей и
отношений; использование примеров, иллюстрирующих отдельные
положения и выводы. Источниками фактических данных могут быть
материалы, приведенные в учебниках, в различных СМИ и даже
«случаи» из собственной жизни. Важно, чтобы фактическая
составляющая находилась в органической связи с теоретической
составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по
себе, как некий необходимый довесок к ответу.
Для получения 2 баллов - факты и примеры должны быть почерпнуты
из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы, географии), факты
личного социального опыта и собственные наблюдения.

50. Изменения в КИМ - 2013

Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в
условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти.
Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо
прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки,
суждения – теоретические утверждения. Данное изменение
позволит выявлять умение различать в текстах социальной
направленности важный и широко представленный в них
компонент – положения теории, на которых базируется
современное научное обществознание.
В С9 теперь - 5 альтернативных заданий (было 6 высказываний).
Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной
психологии, теперь включаются в одно общее направление.
Экзаменуемый при написании эссе получает возможность
использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих
общественных наук.
Скорректированы требования задания С9.

51. Выводы - 2012

Более 50% выпускников демонстрирует овладение на
базовом уровне содержанием всех основных разделов
курса (имеется устойчивая тенденция изучения всех
частей предмета Обществознание в отличие от еще
недавно доминирующего подхода избирательного
ознакомления учащихся с содержанием предмета)
Несколько выше стали результаты по разделу Экономика.
Ниже других, как и ранее, показатели по сферам
«Политика» и «Право».
При этом если в правовых вопросах затруднения, как
правило, вызывает конкретизация правовых норм, анализ
ситуации с правовой точки зрения, то в разделе Политика
выявляются большие пробелы в уровне теоретической
подготовки (формы государства, типы избирательных
систем, разновидности политических партий и т.п.).

52. Выводы (продолжение)

Владение знаниями и умение применить их к анализу и
оценке социальных явлений показывает около трети
участников экзамена.
Об этом говорят результаты выполнение заданий со свободно
конструируемым ответом (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).
Особенно показательны здесь задания из разных частей
работы, проверяющие одну дидактическую единицу.
Например, учащиеся достаточно уверенно выделяют
признаки понятия «социальный контроль» в заданиях
1части, классифицируют санкции на формальные и
неформальные в части 2. Но при этом «не опознают» это
явление на основе приведенного определения и
затрудняются конкретизировать его формы, выполняя
задания в части 3.

53. Выводы (продолжение)

Экзамен выявил некоторую фрагментарность знаний у
части выпускников, отсутствие понимания связей между
явлениями и процессами общественной жизни,
отсутствие целостных представлений по ряду
центральных обществоведческих вопросов.
Об этом говорят, в первую очередь, результаты выполнения
заданий С8, которые как раз и предполагают наличие
целостного представления по теме.
Также сложными являются задания, направленные на
конкретизацию теоретического положения и
аргументацию своей позиции (С6, С7, С9).
Обратите внимание: не всегда возможно оценить задания,
выполненные в рисунках («пляшущие человечки»). Но
составление таблицы в ответе допускается.
Почерк в работе должен быть четкий и разборчивый.

Это издание адресовано учащимся 10-11-х классов и абитуриентам, сдающим экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.
В рабочей тетради представлены все темы ЕГЭ, задания частей А, В и С, ответы и комментарии ко всем заданиям.
Книга будет полезна учителям обществознания, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к единому экзамену непосредственно на уроках, в процессе изучения всех тем.

Примеры.
Общество как динамичную систему характеризует
1) наличие элементов и подсистем
2) связь социальной системы с природой
3) коммуникации внутри элементов и подсистем
4) возникновение новых элементов взамен исчезнувших

К политической сфере жизни общества непосредственно относится
1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
2) снижение темпов промышленного роста
3) демографический бум в отдельных регионах страны
4) проведение предновогодних концертов классической музыки

Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.
Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано
1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и началом войны против Галлии
2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы
3) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье
4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переходом полководца Алкивиада на сторону спартанцев

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тема 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ 4
Тема 2. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 13
Тема 3. ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 21
Тема 4. ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО 32
Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 42
Тема 6. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 53
Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 65
Ответы 75.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу ЕГЭ 2013, Обществознание, Тематические тренировочные задания, Кишенкова О.В., 2012 - pdf - Яндекс Народ Диск.

Немного о ЕГЭ 2012 по обществознанию. По данным Рособрнадзора в 2012 году обществознание сдавали 405 тысяч человек, из них 5,9% не преодолели минимальный порог в 39 баллов. Максимальную оценку в 100 баллов получили лишь 80 учеников по всей России. Информацию о ЕГЭ 2012 вы можете прочитать на этой странице .

Планируемые изменения КИМ ЕГЭ 2013 по обществознанию

  • Усложнено задание В5 - общее количество суждений увеличено с 4 до 5, а группы увеличины с 2 до 3: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения.
  • Темы эссе сгруппированы в 5 блоков вместо 6. Темы социологии и социальной психологии объединены в общее направление
  • Скорректированы требования задания С9.
  • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

Демоверсия ЕГЭ 2013 по обществознанию

Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию 2013

Впервые в практике ЕГЭ Рособрнадзор установил минимальное количество баллов по всем предметам за 9 месяцев до проведения ЕГЭ. Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию в 2013 году составил 39 баллов.

Полезные материалы для ЕГЭ по обществознанию

На этой странице будет собираться полезная информация о проведении ЕГЭ по обществознанию в 2013 году: новые учебники, материалы для подготовки, а также новости и нововведения в структуре единого госэкзамена по обществознанию. Эти материалы с прошлого года вам также могут помочь:

  • Сборник эссе по обществознанию для С9 ЕГЭ - целая куча!
  • Типовые экзаменационные варианты по обществознанию 2012
  • Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • ЕГЭ по обществознанию является самым массовым экзаменом по выбору. В 2012 году его сдавали 478 561 человек.

    Более 30 тысяч сдававших не смогли преодолеть минимального порога. А количество человек получивших 100 баллов за ЕГЭ по обществознанию относительно мало - всего 86 человек.

    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2013 года (в начало)

    • Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
    • Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.
    • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Пример: Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

    1) поступление в институт

    2) предметы естественно-математического цикла

    3) технический вуз

    4) инженерные специальности

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Пример: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Пример: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В части 1 (А1-А20) и части 2 (В1-В8) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей:

    • человек и общество
    • экономика
    • социальные отношения
    • политика
    • право

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? ( в начало )

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013? ( в начало )

    Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
    Вот некоторые из них:

    1. ЕГЭ-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    2. ЕГЭ-2013. Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    3. ЕГЭ-2013. Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2012
    4. Минимальный балл ( в начало )

      Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов, в 2010 - 39 баллов. Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2012 год будет известен после завершения основной волны ЕГЭ по этому предмету.

    2024 zd32.ru. Здоровье. Компьютеры. Хобби. Финансы. Карьера. Образование.